Алексей Зернов: Мы снимали в жанре трепа

На канале «Россия» - премьера сериала «Пан или пропал» по роману Иоанны Хмелевской «Все красное»

ГЕРР НИКОНЕНКО И ПАНОВЕ СОЛОМИН И СМИРНИТСКИЙ: идут по следу убийцы

В канун Рождества на виллу Алиции Хансен под Копенгагеном съезжаются друзья-поляки. Но веселье омрачается загадочным убийством. Так начинается знаменитый роман Иоанны Хмелевской «Все красное». 16-серийный фильм по его мотивам «Пан или пропал» снял режиссер Алексей ЗЕРНОВ. С ним накануне премьеры встретился наш корреспондент.

Галина ПАРСЕГОВА

- Алексей, почему «Пан или пропал»? Не лучше ли было оставить название романа «Все красное»? - Нам показалось, что «Все красное» звучит как-то не по-русски и вызывает различные ненужные ассоциации. То ли в нем есть что-то коммунистическое, то ли что-то еще. По-польски гораздо лучше: «Всичко червено», так, наверное? А у нас есть прекрасная присказка «Пан или пропал»: и к делу относится, и ведь у нас в картине все панове, поляки. Правда, есть еще датские герры… - Но жанр - иронический детектив - вы сохранили? - Конечно! А еще это фильм в жанре трепа - идет беспрерывная болтовня. Но если у Хмелевской «Все красное» - иронический детектив глазами женщины, то события сериала «Пан или пропал» зрители увидят глазами мужчины. Поклонников творчества пани Иоанны хочу сразу предупредить, чтобы они не ожидали дословного воспроизведения ее романа. Мы сделали вольную импровизацию на тему. Я считаю, это удобная позиция и для автора: в случае, если Хмелевскую что-то не устроит, она легко сможет откреститься от нас. - Пани Хмелевская видела сериал? - Она смотрела только часть материала и была шокирована, в хорошем смысле слова, тем, как свободно мы обращаемся с ее романом. Да, она предпочитает, чтобы режиссеры следовали букве ее произведений. К этому был близок Игорь Масленников, снимая «Что сказал покойник». Но там ведь и вещь сюжетная. У нас (сценарий я писал со своим старинным товарищем Ваней Поповым) появилась новая криминальная линия с выдуманными нами персонажами - Веласкесом и Вершиллой, которых сыграли Сергей Жигунов и Максим Суханов. Злодей - Веласкес - сидит в тюрьме, а Вершилла пытается его оттуда вытащить. Хотя кто такой Веласкес, какие у него планы - остается загадкой до последней серии…

Взбалмошная Сафонова

- В романе действие происходит в Дании. Ваша съемочная группа выезжала в Копенгаген? - Да, мы снимали и в Копенгагене, и в Праге. - В вашем сериале на редкость звездный актерский состав… - О, да! И многие зрителей удивят. Трудно кого-то выделить, но хочется отдельно вспомнить Виталия Соломина. Было много спекулятивных разговоров о том, в каком фильме он сыграл свою последнюю роль. Я не подсчитывал, на сколько месяцев раньше или позже других картин он снялся у нас - не это важно. Главное, что все увидят сериал и поймут, с каким фантастическим блеском играет он здесь, с какой энергией и талантом. - С каким персонажем пришлось больше всего повозиться? - С инспектором датской полиции Мульдгордом. На роль главного «иностранца» мы сначала искали человека с европейской внешностью. Пока не поняли, что это должен быть народный, узнаваемый актер. Конечно же, Сергей Никоненко! Он у нас очень необычный, опрокидывающий его привычный шлейф солдатско-народных ролей. - А главную героиню искали долго? - Мы сразу определились с актрисой на роль Иоанны: только Елена Сафонова. Она тоже блеснет здесь новой гранью своего таланта. Мы даже не ожидали, что она такая характерная актриса - смешная, взбалмошная. - Лариса Удовиченко играет у вас Алицию. Не перебьет ли эту роль ее Даша Васильева из русского иронического детектива? - Нет! Здесь она совсем другая! Я только жалею, что мы сразу не сообразили назвать ее Алисой. Никакая он не Алиция, а настоящая Алиса! - Не было искушения пригласить актеров из Польши? - Это было принципиальное условие - никаких поляков! Смешение в одном фильме иностранных актеров, как правило, не дает ничего хорошего. Впрочем, одна полячка у нас все же есть: это Барбара Брыльска, которая исполняет песню, звучащую в финале каждой серии. На польском языке, чтобы не забывали, откуда все-таки «родом» наш сериал! - А кто написал музыку? - Мы гордимся, что удалось договориться с Гией Канчели. За ним целая «фонетика» высококлассной музыки для кино - достаточно вспомнить шедевры Георгия Данелия. Он летал к нам из Антверпена, где живет. Вклад Гии Канчели в наш фильм огромен! - Какой аудитории вы адресуете сериал? - Надеюсь, его будет смотреть молодежь. А вообще, конечно, он рассчитан в первую очередь на женщин от 30 и до бесконечности.

Справка «Пан или пропал» - первый крупномасштабный проект Алексея Зернова, автора короткометражек «Ночь» и «Вальтер и Амалия», сценариста фильма «Сочинение ко Дню победы» и сериала «Москва. Центральный округ». Кстати, скоро на телеэкраны выйдет продолжение этого сериала - «Москва. Центральный округ-2».