Эмиль Лотяну был в постели ураган!

Режиссер Колосов говорил с любовницами только о жене Людмиле Касаткиной

В "СОВЕТСКОМ ЭКРАНЕ": фоторедактор Итенберг считает читательские анкеты, которыми голосуют за кандидатов на звание "Актер года" (1967 год)

Более 30 лет Анна Семеновна ИТЕНБЕРГ проработала в главном киножурнале СССР «Советский Экран», из них 25 - фоторедактором. После чего 10 лет самоотверженно трудилась в «Экспресс газете». В прошлом номере («ЭГ» N31, 2004 г.) она поведала нам о своем бурном романе с известным альтистом и дирижером Рудольфом БАРШАЕМ; о том, как актриса Наталья КУСТИНСКАЯ коварно отбила мужа у Натальи ФАТЕЕВОЙ; как режиссер Иван ПЫРЬЕВ изрубил всю мебель в квартире у своей любовницы, и многом другом. Мы уговорили Анну Семеновну, которой недавно исполнилось 65 лет, продолжить свой интересный рассказ…

- Благодаря «Советскому Экрану» я познакомилась со многими интересными людьми, - вспоминает Итенберг. - Одно время наша редакция находилась на улице Воровского, в одном здании с Театром киноактера, Домом кино, журналом «Искусство кино» и Высшими курсами режиссеров и сценаристов.

С ГАБРИЭЛЕМ ГАРСИА МАРКЕСОМ: великий колумбийский писатель, приехав на Московский кинофестиваль, тоже приударял за знойной Анной (1989 год)

А я была тогда замсекретаря комсомольской организации и собирала взносы во всех этих уважаемых организациях. Так меня столкнула жизнь с инженером из Свердловска Глебом Панфиловым, который учился на Высших курсах, чтобы стать профессиональным режиссером. Как-то он мне говорит: «Аня, мне надо сдавать диплом. Я тут написал режиссерский вариант сценария фильма «В огне брода нет», но он в рукописном виде. Ты не могла бы мне помочь напечатать его на машинке?» А я сроду не печатала! Поэтому каждый вечер допозна задерживалась на работе и тренировалась двумя пальцами. Когда почувствовала, что у меня немножко получается, тут же дала Глебу свое согласие. Как ни отказывалась, он все же настоял, чтобы я приняла от него вознаграждение - по рублю за страницу.

Плодила импотентов

- Сразу после сдачи диплома Глеб должен был запускаться с этой картиной на «Ленфильме», но проблема была с актрисой на главную роль. Однажды Глеб мне говорит со смехом: «Я уже в такой панике, что на все готов. Мне тут Ролан Быков заявил, что вместе с его женой Лидой Князевой в московском ТЮЗе играет какая-то никому не известная актриса. Мол, она мне подходит идеально. Правда, у нее всего одна роль - Бабы Яги! Только этого мне не хватало…» Актрису звали Инна Чурикова. Впоследствии она стала женой Глеба. Как примерно проходило их знакомство, можно посмотреть в фильме Панфилова «Начало», где Чурикова отчасти играет саму себя. А с Глебом мы до сих пор добрые друзья. - С таким подходом к делу у вас должно быть полно друзей! - Для того, чтобы найти нужную для журнала фотографию, я могла позвонить людям в любое время. И вот звоню как-то спозаранку режиссеру Алексею Салтыкову. Тому самому, что снял известный фильм «Председатель» с Ульяновым в главной роли, картину «Директор», на съемках которой погиб звезда 60-х Урбанский, «Бабье царство» и многие другие. И вдруг Алеша, который всегда был со мной предельно вежлив, заорал в трубку: «Никогда больше сюда не звони!!!» - после чего раздались короткие гудки. Я была в шоке. Через несколько дней Салтыков сам перезванивает мне. «Слушай, Аня! - говорит он мне. - У тебя под рукой справочник союза кинематографистов?

РИСУНОК НАТАЛЬИ ХРЕННИКОВОЙ: дочь знаменитого композитора запечатлела юную Анну, когда она подрабатывала натурщицей (1958 год)

Так вот знай, что половину мужиков из этой книжки ты сделала импотентами! Я, черт тебя побери, несколько месяцев лечился от ослабленной эрекции, за лекарства заплатил целое состояние. И вот просыпаюсь рядом с красивой женщиной, есть и настроение, и желание заняться с ней любовью. А тут твой звонок проклятый, и все мое лечение насмарку!» - Да уж, налицо злоупотребление служебным положением… - Ну, скромный фоторедактор мало чем может злоупотребить! В киномире, где я вращалась, происходили вещи куда более шокирующие. Я всегда знала, что профессия киноактера жутко зависимая, и меня со временем перестали удивлять байки про бесчинства госчиновников и режиссеров. Но история про бывшего министра культуры Александрова (не путать с известным режиссером Григорием Александровым) меня поразила до крайности. Это было сразу после смерти Сталина, и кое-кто решил, что теперь можно все. Александров, уважаемый философ, между прочим, заставлял актрис приезжать к нему на дачу и купал их голышом в шампанском. В «Советском экране» говорили, что в их числе были знаменитые Алла Ларионова и Людмила Целиковская. А еще устраивались своеобразные «стрельбища». Актрисы засовывали себе огурец.., в общем, между ног, садились на корточки и по сигналу били себя по животу. У кого огурец улетал дальше, та и выигрывала. Вскоре о «художествах» Александрова стало известно, и его сослали на преподавательскую работу в глубинку.

Никас-террорист

- У вас ведь тоже иногда служебные отношения переходили в личные? - По роду службы мне приходилось часто отбирать фоторяд в семейных архивах. Однажды мы писали про суперпопулярную в те времена актрису Людмилу Касаткину. Ее муж, знаменитый режиссер Сергей Колосов, тщательно помогал мне искать нужные карточки. Когда все было сделано и я вернулась домой, раздался телефонный звонок: «Знаете, Анна Семеновна, я нашел еще материалы, сейчас привезу вам их домой!» Ну хорошо, говорю, приезжайте. И действительно,

СЕРГЕЙ КОЛОСОВ: исповедовал принцип - "хороший левак укрепляет брак"

Колосов привез с собой целую папку со снимками обожаемой супруги. Стали вместе их разглядывать, обсуждать. Он предложил мне немного выпить вина, а потом… В общем, случилось то, что часто случается между мужчиной и женщиной. После этого мы встречались еще несколько раз. Но знаете, что меня потрясло? Колосов не мог со мной ни о чем говорить, кроме как о Касаткиной. Он вспоминал о ней даже в постели! Думаю, что Сергей вовсе не был так уж пленен моими прелестями. Мне показалось, ему было гораздо важней, чтобы материал о его жене получился как можно лучше. Такой вот причудливый пример мужской любви и преданности. А самая курьезная эротическая связь у меня была с художником Никасом Сафроновым- И когда же это случилось? - Лет десять назад, я только что пришла в «Экспресс газету». Меня попросили подобрать фотографии мужчин, так сказать, российских секс-символов. Времени у меня было мало, и подруга посоветовала обратиться к модному художнику Сафронову - ему, дескать, должно льстить, что его назовут в числе прочих.

НИКАС САФРОНОВ: всегда наглядно демонстрировал дамам свои главные достоинства

Звоню Никасу, вежливо извиняюсь и объясняю суть дела. Вдруг он говорит: «Я сейчас к вам приеду домой с фотографиями!» Как ни упиралась, он стоял на своем - ему, дескать, так было удобно. Что ж, поставила чайник, сижу, жду. И тут является он - с огромным тортом и бутылкой шампанского. Не успела я открыть торт, как Никас повалил меня на кровать. Он вел себя так, как будто мы с ним были любовниками полжизни! Я была настолько ошеломлена, что практически не сопротивлялась. После того как все произошло, Сафронов наскоро налил нам шампанского, мы выпили, он записал номер моего телефона и уехал. На следующий день звонит и вкрадчиво так спрашивает: «Ну как дела, Анна Семеновна?» - «К сожалению, - говорю, - ваши фотографии редакции не подошли». Никас сухо ответил: «Извините за беспокойство!», и повесил трубку. Больше я его не видела.

Нежный зверь

- Наверняка знаменитости часто и сами приезжали в редакцию «Советского экрана»? - Разумеется, ведь у нас был собственный просмотровый зал, где регулярно проводились закрытые кинопросмотры. Приходил к нам Евгений Евтушенко в шикарной волчьей шубе - я тогда и не знала, что мужчина может носить шубу. Запомнился известный сценарист Алексей Каплер, экс-ведущий «Кинопанорамы», который в свое время чуть не поплатился жизнью за роман с дочкой Сталина Светланой Аллилуевой. Он, будучи уже пожилым седовласым человеком, явился вместе со своей женой, поэтессой-фронтовиком Юлией Друниной, держась с ней за ручку - так они и просидели весь фильм. Как-то приезжала Марина Влади - без Высоцкого, зато аж с тремя сыновьями сразу. (Двоих детей она родила от знаменитого актера и режиссера Робера Осейна, еще одного - от некоего гражданского летчика.) Им тогда было лет восемь-десять. Эти ребятки подкарауливали сотрудников у туалета и пугали их дикими криками. А затем ввалились в кабинет к главному редактору и сказали, что он их пленник и они его сейчас будут пытать. Но кто мог сделать замечание самой Влади!

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ЭМИЛЬ: на съемочной площадке не щадил даже дорогих сердцу женщин

А однажды в нашей редакции появился веселый и шумный автор кинохита «Табор уходит в небо» Эмиль Лотяну с ящиком превосходного молдавского вина. Он праздновал окончание очередной картины. Когда пьешь с человеком, «на ты» переходишь легко. «Когда у тебя отпуск? Приезжай ко мне в Кишинев!» - пригласил он. И я поехала… Роман с Эмилем - одно из самых прекрасных воспоминаний в моей жизни. Сначала был Кишинев, позже он снял для меня домик в Дубоссарах. Мужчина Лотяну был сказочный. В постели он был просто ураган, но даже не это главное. Он так умел себя преподнести, такие стихи читал (их он сочинял сам), что казалось - ты самая прекрасная женщина на земле. Помню, он уговорил хозяйку нашего дома, чтобы мы помогли ей делать вино. Для этого надо было хорошенько вымыть ноги у колонки с холодной водой, а затем в сарайчике забраться в огромный деревянный чан, доверху заполненный виноградом, и голыми пятками выдавливать из него сок, который потом превратится в пьянящий напиток. Мы делали это вместе, громко пели молдавские песни, и я была счастлива…

ГАЛИНА БЕЛЯЕВА: игрой в фильме "Мой ласковый и нежный зверь" покорила весь СССР

А потом Эмиль приступил к съемкам нового фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Ему на пробы привели юную балерину Галю Беляеву. Разница в возрасте у них составляла более 20 лет. Беляева заблистала в «Ласковом звере», у них вспыхнул бурный роман, в результате которого она родила ему сына. Я продолжала общаться с Эмилем, но наши отношения плавно перетекли в дружеские. Когда тебе под сорок, то не хочется быть смешной - не тягаться же мне с 20-летней девочкой! Мы даже с Галей вполне по-приятельски общались. Во время съемок фильма «Анна Павлова» Беляева мне с горечью призналась: «Аня, я его очень люблю, но это страшный человек! Он меня как будто специально мучает, заставляя сниматься по десять дублей подряд!» В результате она от Эмиля ушла. Но мы с ним продолжали общаться. Один раз Лотяну был даже приглашен членом жюри на конкурс «Экспресс газеты» «Мисс грудь». Он снисходительно смотрел на полуобнаженных девочек, а потом тихонько сказал мне: «Эх, Аня! Видели бы они тебя в пору нашего романа - никаких бы конкурсов не понадобилось!». Когда мой друг умер, я была за границей. Узнала лишь вернувшись, когда похороны уже состоялись. Купила бутылку «перцовки», заперлась у себя в квартире. Целую ночь пила и разговаривала с Эмилем как с живым… Думаю, в свой последний час я увижу мужчин, с которыми меня сводила судьба: веселое лицо Эмиля Лотяну, завораживающие руки Рудольфа Баршая… Какие же классные мужчины были в моей жизни!

Ссылка по теме: Байки «Советского экрана»