Кто заставил замолчать великую «немую» Веру Холодную
5 августа 1893 года в Полтаве родилась Вера Холодная, самая известная русская актриса кино начала ХХ века. Ее трагическая судьба до наших дней вызывает споры историков и исследователей.
Любовь «короля Одессы»
В зимний день 1919 года король одесских воров Мишка Япончик получил письмо, в котором незнакомка умоляла о помощи и просила сохранить ее обращение в тайне. Заинтригованный Мишка согласился на встречу. Каково же было его удивление, когда в кабинет вошла сама Вера Холодная!
До этого момента Япончик не был лично знаком со знаменитой актрисой, хотя, по слухам, был ярым ее почитателем. Поговаривали даже, что Мишка был настолько влюблен в Веру, что робел при виде актрисы, так ни разу и не решившись подойти к ней.
Вера же никогда не прибегала к помощи своих поклонников, хоть в их числе были очень влиятельные люди. Но в этот раз положение было безвыходным…
Небывалая верность актрисы
К 1918 году Вера Холодная снялась в пятидесяти фильмах и уже была звездой европейского масштаба. Публика не верила, что актриса, так убедительно изображавшая роковых соблазнительниц, на самом деле абсолютно верна своему мужу.
Известен скандал на съемочной площадке, когда Вера отказала одесскому магнату Солодовникову, который попытался ее попросту купить. Режиссер фильма Бауэр попытался уговорить Веру еще раз встретиться с миллионером, но актриса в ответ сорвала съемки.
Вера Левченко и Владимир Холодный встретились на выпускном гимназическом вечере. Решившись пригласить девушку на свидание, Владимир назначил местом встречи автодром, но сам не явился. А когда рассерженная Вера уже была готова уйти, к трибуне подъехал один из автомобилей, участвовавший в гонках. Водителем был Владимир.
Через полгода, несмотря на то, что родные Веры были против такого раннего брака, сыграли свадьбу. Потом родилась дочь Евгения. Врачи сказали, что Вера не сможет больше рожать, и в семье появилась приемная дочь Нонна.
Владимир оказался страшным ревнивцем и запретил Вере даже думать о сцене, когда она пришла домой со своим первым контрактом. Вера подчинилась, но ненадолго. Однажды Владимир на афише нового фильма «Анна Каренина» увидел имя своей жены. Ей пришлось пообещать, что она никогда больше не выйдет на публику.
Звезда поневоле
Осенью 1914 года Владимира призвали на фронт. После того как последние сбережения ушли на лечение матери, Вера вспомнила о рекомендательном письме Ханжонкову– одному из пионеров русского кинематографа. Тот снял Веру в главной роли, и к актрисе немедленно пришла популярность.
Фильмы с участием Холодной выходили на экраны каждые 3 недели и неизменно пользовались бешеным успехом. Другие актрисы считали Веру выскочкой и бездарностью, плели интриги. Но свидетельством ее таланта было то, что даже после смены власти в России звезда кинематографа осталась звездой.
Когда с фронта пришло известие о том, что муж тяжело ранен, Вера сбежала со съемок фильма «Пробуждение» и две недели провела у постели Владимира. За это время режиссер нашел ей замену в лице Ольги Рахмановой, но Ханжонков распорядился вернуть Веру на съемки.
После ранения мужа мучили головные боли, и он стал заикаться. О карьере адвоката пришлось забыть. Владимир попытался открыть собственное дело, для которого Вера заняла деньги у Ханжонкова. Но оно прогорело через полгода, и Вере пришлось отрабатывать долг, снимаясь одновременно в двух фильмах.
Политика против искусства
Когда к власти пришли большевики, один из ее поклонников, великий князь, умолял Веру уехать в Европу, но та ответила: у нее есть все, что ей нужно, – семья и любимая работа.
Когда снимался очередной фильм, потребовались натурные съемки. Так сложилось, что традиционно их проводили на юге России, но там шла война. Вера ничего не знала о политике, не интересовалась войной. Она была рада тому, что едет со всей семьей на море. Перед самой поездкой Веру вызвали в Кремль и предъявили ей анонимное письмо с обвинением ее мужа в том, что тот собирается из Одессы морем вывезти семью за границу.
Вере все-таки дали разрешение на поездку в Одессу, но оставили в Москве в качестве заложников Владимира, дочь Нонну и бабушку Веры.
Такие разные поклонники
Когда пришло время возвращаться в Москву, положение на фронтах Гражданской войны изменилось. Разрешение на поездку от большевиков у съемочной группы было, но теперь требовалось еще одно разрешение: на проезд по части земель, занятых белыми. Такую сопроводительную бумагу мог дать только один человек: полковник Фрейденберг.
Понимая, насколько Холодная зависит от его решения, тот попытался домогаться актрисы. Но Вера в гневе покинула его особняк. Вскоре вся Одесса говорила о том, что Фрейденберг был отвергнут, так что помощи с его стороны можно было не ждать.
Именно тогда Вера от отчаяния обратилась к Мишке Япончику. Мишка был, наверное, единственным поклонником Веры, который ничего не потребовал взамен. Он подготовил план побега Веры и ее семьи из Одессы.
Роковые лилии
В вечер 8 февраля 1919 года Вера работала в театре на благотворительном концерте, после которого должна была встретиться с Япончиком для обсуждения плана побега. В антракте она вошла в гримерку и увидела огромный букет лилий. Актриса прижала цветы к лицу и потом увидела вложенную в букет карточку с именем полковника Фрейденберга.
Через несколько мгновений Вера начала задыхаться и потеряла сознание. По Одессе поползли слухи о том, что Веру отравили. Фрейденберг через газеты попытался распространить новость, что у Веры тяжелый грипп, но в это никто не поверил.
Вирус или отравление?
Вечером 16 февраля, через неделю, Вера умерла. Что убило величайшую актрису того времени: грипп или яд? Вскрытие не проводилось, поэтому выяснить, что же произошло на самом деле, невозможно. Конечно, современные технологии могли бы помочь узнать правду, но тело было утеряно, когда в 1932 году кладбище было разорено.
Сестра дочь и мама Веры вернулись в Москву через неделю. Тогда же Владимир узнал о смерти жены. Известие настолько потрясло мужчину, что он заперся в кабинете на несколько суток, разговаривал с портретом Веры и просил у него прощения. Пережить смерть любимой женщины Владимир так и не смог. Он умер через три месяца после Веры. По другой версии, он все-таки был расстрелян большевиками.