Совсем другое кино. Почему Сергей Микаэлян не стал снимать советскую «мыльную оперу»
* Известный режиссер думал, что жена бросила его в больнице
* В жизни великого кинорежиссера, оборвавшейся на 94-м году в Санкт-Петербурге, было много не известного рядовому зрителю
Картины Сергея МИКАЭЛЯНА «Влюблен по собственному желанию», «Иду на грозу», «Премия» знает каждый человек, живший в советское время. 93-летний ветеран войны, дважды раненный, Сергей Герасимович пришел в кинематограф в 50-е годы, после окончания ГИТИСа. После того как генсек БРЕЖНЕВ отметил картину «Вдовы», казалось, успех Микаэляну обеспечен. Но не все на его творческом пути было гладко. Перед командировкой в Питер я договорилась с режиссером об интервью. Но побеседовать мы не успели - 93-летний Микаэлян скончался в больнице.
Приехав в Питер, я позвонила Сергею Микаэляну домой. Трубку взяла вторая супруга режиссера - Светлана Владимировна. Она рассказала, что Сергею Герасимовичу сделали операцию по поводу рака желудка и он находится в больнице.
- Он мне буквально вчера звонил, спрашивал: «Ты опять сегодня не придешь?» - поделилась Светлана Владимировна. - Думает, я его бросила. Люди, которые лежат в больнице, не понимают, что остальные тоже могут заболеть. Его выписали, потому что ничего не могли сделать. Мне 56 лет, Сергей - лежачий больной, и не так просто мне ему нужный уход обеспечить. Сам он гордый, не хочет ни к кому за помощью обращаться. Надеюсь, в понедельник я соберусь с силами, и вместе с сыном мы заберем его из больницы. Сергей мне много дал, и я для него все сделаю. Он неординарный человек, сложный. Мы встретились с ним 15 лет назад случайно - я не связана с кино. Первая супруга Сергея Герасимовича умерла, остался сын Александр, с которым он постоянно общался.
Через два часа после этого разговора Светлане Владимировне сообщили о кончине мужа.
Сын актера, узнав о смерти отца, тут же вылетел из Москвы в Санкт-Петербург.
- Мама и отец прожили вместе долгие годы, но расстались, - рассказал Александр Микаэлян. - Познакомились, когда учились в театральном вузе. Моя мама, Маргарита Микаэлян, - театральный режиссер. Она поставила спектакль «Малыш и Карлсон», который и по сей день идет в столице. А со спектаклем «Голый король» в театре «Современник» вышла такая история. Министерство культуры «наехало» на театр за этот оппозиционный спектакль из-за «пародии на власть», и маму из театра выгнали. Папа поддержал ее в трудную минуту. Когда времена изменились, она вернулась в театр. Мы жили в Москве, но когда отцу предложили снимать в Питере картину, он уехал… Мне было лет семь, когда родители расстались. Разошлись интеллигентно, без скандалов. Папа, когда приезжал в Москву, всегда к нам приходил… Вторую супругу отца, Светлану Владимировну, я уважаю. Ей выпало трудное время, когда папа был болен... Последние годы он жил тем, что писал воспоминания о войне, год назад вышла его книга.
Брежнев спас картину
- Мы хорошо относились друг к другу, - вспоминает режиссер Эрнест Ясан. - Как ни странно, я ему доверял, хотя дружбы между режиссерами быть не может, ведь мы конкуренты. Мне из его работ больше всего нравится картина «Вдовы». Правильно, что за этот фильм вступился Брежнев. Ведь Сергей Герасимович за себя не ратовал так, как это делает сейчас Никита Михалков.
Актер Олег Белов снимался в картине Микаэляна «Принимаю бой» в роли Толика Карасева. В дебютной работе режиссер пронзительно рассказал о войне, через которую прошел сам.
- Снимали в Волгограде в 1963-м. Думали: «Вот выйдет фильм, сразу станем знаменитыми», - говорит Олег Белов. - Но, как и более поздний фильм Микаэляна «Гроссмейстер», он пролежал на полке несколько лет… Хорошо помню его рассказы о войне. На фронт Сергей ушел совсем молодым парнем. Говорил, что, когда налетали бомбардировщики, все ложились вниз лицом и закрывали глаза. А Микаэлян делал иначе: ложился на спину и смотрел в небо, как самолеты сбрасывали бомбы.
Я только один раз с ним работал. Как-то встретил его на «Ленфильме» и спросил: «Прошло столько лет, но ты больше ни разу меня не пригласил. Я не твой артист?» Сергей Герасимович говорит: «А какую роль ты бы хотел?» Я сказал, что сыграл бы в фильме «Влюблен по собственному желанию» роль друга главного героя, которую исполнил Всеволод Шиловский. Тогда Микаэлян объяснил: «Ты слишком распахнут жизни. Чем больше будешь закрыт, тем интереснее зрителям. Мне для этой роли нужен другой человек». Я понял, насколько серьезно он относился к профессии.
Однажды я обратился к Микаэляну за помощью. Я вступил в кооператив, мне понадобилось несколько тысяч. Пришел к директору киностудии Киселеву, тот вызвал главного бухгалтера, который сказал, что большие деньги на тот момент получали Иннокентий Смоктуновский и Сергей Микаэлян за фильм «Принимаю бой». Но когда я попросил Сергея Герасимовича дать в долг, он вздохнул: «Я бы пошел тебе навстречу, но уже распределил все деньги. У меня в Москве жена и столько бытовых проблем, что не знаю, как и решить их». И это правда… Сам Сергей Герасимович жил скромно, в однокомнатной квартире.
Мало кто знает, что Сергей Микаэлян должен был снимать фильм по сценарию Владимира Валуцкого «Зимняя вишня», но отказался. Жалел ли режиссер об этом, мы можем только догадываться.
- Валуцкий писал сценарий для Ильи Авербаха, - рассказал режиссер Игорь Масленников. - Но Авербах хотел переделать сценарий, а Валуцкий не согласился. Тогда Володя предложил снимать Сергею Микаэляну, но и тот начал менять сюжет. Ему не понятна была суть адюльтера, которую я прекрасно понимаю. В итоге он отказался снимать «Зимнюю вишню» именно потому, что ему был чужд адюльтер. А я снял.
Сережа - замечательный мужик. Когда праздновали его 90-летие на «Ленфильме», мы встретились, выпили и закусили. Обнялись и поцеловались. Никакой обиды, что я снимал «Зимнюю вишню», он в душе не таил. Сергей Герасимович снял свои замечательные картины. Он ведь в какой-то степени крестный моей дочери Кати, которая сыграла в его фильме «Звездочка моя, ненаглядная».