Леонид Слуцкий объяснил, откуда в нашем футболе проблемы

Почему в чём-то другом мы не должны быть лучшими в мире, а в футболе должны?! - вопрошает бывший тренер российской сборной

Почему в чём-то другом мы не должны быть лучшими в мире, а в футболе должны?! - вопрошает бывший тренер российской сборной.

В Богучар Воронежской области Леонид Слуцкий приехал на юбилей давнего друга и коллеги Анатолия Дутова – ныне тренера ДЮСШ ЦСКА. Заодно Леонид Викторович открыл турнир памяти футболиста Андрея Пидько. В перерыве между этими важными делами и встречей с мэром Богучара знаменитого тренера подловил наш воронежский корреспондент.

- Моя тренерская деятельность началась именно здесь, в Богучаре, куда я привозил свою первую команду «Олимпия» в 1994 году, - припомнил Леонид Слуцкий. - Тогда мы и познакомились с Анатолием Дутовым. Выходит, Богучар дал мне, 23-летнему тренеру путевку в жизнь.

Леонид СЛУЦКИЙ

Леонид СЛУЦКИЙ

- Могут ли сегодня лучшие клубы страны, а за ними и национальная сборная прирастать ребятами, выросшими в провинции?

- Способным ребятам в 14 лет надо ехать в большие клубы и совершенствоваться дальше. Ведущие футбольные академии России - ЦСКА, «Динамо», «Спартак», «Краснодар» имеют сегодня ежегодный бюджет под $3 миллиона. Ни одной провинциальной школе такое и не снилось! Мальчишки из этих академий ездят на крупные зарубежные турниры, набираются опыта.

- Три дня назад мы общались с тренерами португальской «Бенфики» и швейцарского «Серветта», приехавшими в Воронеж. Они рассказали, что в 2017 году их команды примут участие в 15-20 международных турнирах. Услышав об этом, директор СДЮШОР «Факел» Вадим Сосулин тяжко вздохул: воронежские ребята за год выезжают на 2-3 турнира, да и то – в соседние города.

- Увы, это обычное дело. Поэтому сегодня роль провинциального футбола в том, чтобы создавать хорошие условия для совсем маленьких ребят, которых в 13-14 лет заберут ведущие академии.

- Как же провинциальным школам с их нищим бюджетом готовить ребят?

- Конечно, этим должно заниматься государство. Или нужно искать инвесторов, неравнодушных людей, готовых вкладываться в детский футбол. Вот футболист «Спартака» и национальной сборной Денис Глушаков открывает футбольную школу в Миллерово Ростовской области, игрок «Зенита» Олег Шатов - в Нижнем Тагиле строит футбольный стадион. Это правильный путь, когда провинциальные футболисты делают что-то для развития футбола на своей малой родине.

Леонид СЛУЦКИЙ

Леонид СЛУЦКИЙ

В топах чемпионатов на наших спроса нет

- Есть ли смысл молодым, но уже заявившим о себе футболистам, уезжать за границу?

- В любой сфере жизни надо совершенствоваться, но надо смотреть, кто куда уезжает. Футболисту из российской премьер-лиги ехать играть в Чехию, в Сербию или Бельгию смысла нет. Разве что в Топ-5 чемпионатов. Но я не слышал, чтобы в этот топ в последнее время звали кого-то из россиян. На них  нет спроса.

- Можно ли посчитать реальную отдачу от российских футбольных школ?

- Ежегодно спортшколы выпускают 50 тысяч воспитанников. Но в российском футболе сегодня около 1,5 тысяч профессиональных футболистов. Вот и вся статистика.

Мэр Богучара вручает тренеру сувенир

Мэр Богучара вручает тренеру сувенир

- Это показатель их слабой работы?

- В какой-то мере да. А почему они плохо работают - надо разбираться. Нет условий? Денег? Инфраструктуры? Возможности ездить на турниры?  Когда мы говорим о том, что у нас огромная страна, а футболистов мало, мы не о том рассуждаем. Вот на большой территории, условно, в Сибири построено, допустим, два манежа. То есть там дети не могут заниматься футболом: с октября по апрель холодно, а крытых стадионов нет. Исходя из площади и численности населения, футбольными державами должны были бы стать Китай с Индией. Но это же не так. В чемпионате столицы Сербии - Белграда (население 2 миллиона) среди мальчиков десятилетнего возраста играют 98 команд. А на первенстве Москвы (население 15 миллионов) - около 30 команд. В каком случае выше вероятность того, что в этом городе вырастет больше классных игроков?

- Про Исландию давайте еще вспомним.

- В Исландии на 300 тысяч населения построено 1,5 тысячи полноразмерных футбольных манежей! У любого мальчишки он есть в шаговой доступности. В Воронежской области живет 2,5 миллиона человек, у которых вообще нет возможности тренироваться в манеже. А у 300 тысяч исландцев она есть! Вот что надо считать, а не рассуждать о «зажравшихся» футболистах. Возьмите автопром. В России производятся лучшие в мире машины? Нет. А чего кричать, что у нас нет футбола? Почему по другим показателям мы не должны быть лучшими в мире, а в футболе должны? Мы же не Бразилия!