Сергей Безруков восемь раз поднимался на Голгофу

19 декабря канал «Россия» представит главную интригу телесезона - сериал «Мастер и Маргарита»

КОВАЛЬЧУК: летает во сне и наяву

Книги БУЛГАКОВА экранизировали и раньше, как правило весьма успешно. Комедия Леонида ГАЙДАЯ «Иван Васильевич меняет профессию» или «Бег» Александра АЛОВА и Владимира НАУМОВА вошли в золотой фонд нашего кино. Владимир БОРТКО тоже внес свою лепту: его «Собачье сердце» - настоящий шедевр. А вот роману «Мастер и Маргарита» с кино не везло. В киношной среде бытует поверье, что книга, которая вначале называлась «Евангелие от сатаны», проклята и все попытки перенести ее на экран закончатся неудачей. Но поверье не сработало: 10-серийный фильм выходит на телеэкраны! Анна НАДЕЖДИНА Экранизации * 1971 г. Поляк Анджей Вайда снял фильм «Пилат и другие» по библейским эпизодам «Мастера и Маргариты». * 1972 г. Киноверсия югославского режиссера Александра Петровича, который использовал только московские сцены романа и выбросил из сюжета Бегемота, поскольку не представлял, как снять гигантского говорящего кота. Фильм 20 лет пролежал «на полке», и удачным его назвать трудно. Однако он получил призы нескольких международных кинофестивалей, больше по политическим мотивам. * 1988 г. Поляк Мачек Войтышко снял по роману 7-серийный фильм, который критики назвали «несоответствующим духу Булгакова». * 1994 г. «Мастера и Маргариту» экранизировал Юрий Кара. В картине сильный актерский ансамбль: Анастасия Вертинская - Маргарита, Валентин Гафт - Воланд, Николай Бурляев - Иешуа, Александр Калягин - Бегемот. Музыку написал Альфред Шнитке. На экраны фильм не попал, а те немногие кинокритики, кто его видел, предпочитают хранить молчание. Единственная копия картины исчезла, не вышел и записанный тогда CD с музыкой. Вертинская с тех пор практически перестала сниматься в кино, Гафт после съемок серьезно заболел, Калягин перенес два инфаркта. * 1996 г. Владимир Бортко написал сценарий по роману Булгакова. Но к съемкам не приступил, поскольку этой же темой интересовался Элем Климов (он даже начал кастинг и планировал на роль Мастера Леонида Филатова).

АДАБАШЬЯН, БАСИЛАШВИЛИ, ГАЛКИН (Иван Бездомный): роковая встреча на Патриарших

* 2004 г. Бортко снимает сериал, уверяя, что мистики боятся только неуверенные в себе бездари. Однако на всякий случай проект освятил священник. За шесть недель до начала работы выяснилось, что права на экранизацию перекуплены другой компанией, с которой удалось договориться на совместное продюсирование. Съемки проходили в Москве, Питере, Крыму. Мастер и другие Воланд На эту роль Владимир Бортко приглашал Гари Олдмена, Жана Рено и Олега Янковского. Первые два не заинтересовались, последний, испугавшись, отказался. С задачей блестяще справился Олег Басилашвили. Но во время озвучания картины он потерял голос.

ФИЛИППЕНКО И КАРЦЕВ (Максимилиан Поплавский): Азазелло и наследник Берлиоза решают «квартирный вопрос»

Азазелло Александр Филиппенко играл этот персонаж и у Юрия Кары, но впервые столкнулся с компьютерными спецэффектами только в сериале Бортко. - Когда я увидел на экране результат, был поражен, - рассказывает Александр Георгиевич. - Но для актера работать так - безумно скучно. Я четыре дня провел с головой Берлиоза в комнате с синими стенами. Многое, конечно, упрощается. К примеру, когда мне предложили в той же комнате скакать на коне, я отказался. Мы с Башировым прекрасно галопировали на табуретках, обдуваемые вентиляторами. А вот Абдулов согласился на лошадь, и шесть часов общался с бедным животным все в той же синей комнате. Одурели оба. Коровьев Эту роль Александру Абдулову предлагал еще Юрий Кара, но актер отказался, не веря в конечный результат. Он почти согласился стать Коровьевым у Элема Климова, но съемки отложили. Бортко утвердил его на ту же роль при первой попытке экранизации «Мастера» в 2000 году. Но проект закрыли из-за конфликтов с наследниками Булгакова. Поэтому, когда в 2004 году Абдулову поступило повторное предложение от Бортко, актер мгновенно примчался на площадку. Более всего в картине его потрясла сцена бала Воланда: - Я многое видел на свете, - ужасается Александр, - но 300 голых женщин в одном помещении - это впечатляет! Бегемот На создание куклы этого мистического персонажа с электронной начинкой американские спецы по компьютерным эффектам запросили $3 миллиона. Продюсеры пожадничали, и чучело гигантского кота прекрасно сделали наши. В некоторых сценах Бегемота играл настоящий кот - воспитанник Юрия Куклачева, крупные и средние планы «отрабатывала» электронная кукла, в человеческом воплощении кота отдувался Александр Баширов. На общих планах в шкуре Бегемота парился 100-сантиметровый артист эстрады Вано Миранян, помощник Жириновского по вопросам инвалидов. Его самым ярким воспоминанием от сериала стал, опять-таки, бал сатаны: - 300 голых женщин в одном помещении - а я в пролете, - сокрушается актер. - В кошачьей башке прорези для глаз были такие крошечные, что я ничего не видел.

ГАЛИБИН: в мистику не верит

Мастер Питерский актер Александр Галибин на корню пресекает все разговоры о мистике. Для него роль Мастера - просто работа. Долгожданная, нечаянная радость. А то, что через три дня после окончания съемок он попал в жуткую аварию на машине и чудом выжил, - просто случайность. Кстати, до Мастера он уже играл душевнобольного в фильме «История болезни». Маргарита Анне Ковальчук впервые с детских лет приснилось, что она летает. Вскоре актриса узнала о своем утверждении на роль возлюбленной Мастера. Согласие она дала сразу и благодарит судьбу за такой бесценный опыт. Но… - Недавно мне приснилось, что съемки только начались и мне нужно все это пройти заново, - с нервным смешком поделилась Аня. - Второй раз я этот подвиг не потяну. Действительно, из всей команды ей доставалось более всего: Ковальчук поднимали и раскачивали на тросах, заставляли голышом шагать по центральным питерским улицам (зевак не мог разогнать даже ОМОН). А в сцене бала Воланда ее обрядили в железный наряд: неподъемный корсет, корону, впивавшуюся в череп, и туфли с болтами, раны от которых не прошли до сих пор. Актриса затребовала дублершу единственный раз - в сцене ночного купания в пруду, в котором проходил массовый заплыв крыс.

БЕЗРУКОВ: крестные мучения Иешуа пробрали его до слез

Иешуа Перед съемками Сергей Безруков постился и молился, чтобы духовно и физически подготовиться к своему персонажу - бродячему философу Га-Ноцри, который, вообще-то, является Христом. Сцена на кресте стала его самым жутким воспоминанием о сериале. На «Голгофу», которую снимали у Генуэзской крепости в Судаке, Безруков поднимался восемь раз: - Мои запястья были туго стянуты веревками, руки немели, я не мог пошевелиться. Пожарные с брандспойтами изображали ливень, самолетные винты создавали ураганный ветер. К тому же неожиданно страшно похолодало. Было так больно, что я плакал.

Берлиоз Сценарист, художник, режиссер и актер Александр Адабашьян стал счастливым обладателем копии собственного черепа из пластика. Он был изготовлен для бала Воланда, когда с украденной головы Берлиоза сходят ткани, превращая ее в чашу с вином. А вот от самой головы Адабашьян отказался: - Зрелище ужасное, - поморщился Саша. - Голова абсолютно живая, с зубами, ресницами, волосами. Пусть лучше стоит в музее Студии научно-популярных фильмов, где ее сделали. Там уже есть несколько подобных экспонатов. Иуда и барон Майгель Дмитрий Нагиев очень хотел сыграть Воланда - не дали. Замахивался было на Иешуа, но режиссер потребовал похудеть на 10 кг, что оказалось недостижимым. На худой конец Дима был согласен на Маргариту, но Бортко уже выбрал Ковальчук. В результате Нагиев стал Иудой, а по совместительству еще и убиенным бароном Майгелем. Как объяснил режиссер, оба этих персонажа предают за деньги. На всякий случай перед каждым вхождением в кадр Дима осенял себя крестным знамением. Сериал в цифрах * 65 лет назад был опубликован роман «Мастер и Маргарита». * Более $5 млн. - бюджет. * 16 кг. весит железный наряд Маргариты. * На 20-й минуте картины появится Иешуа. * В четвертой серии появляется Маргарита. * 50 персонажей задействовано в картине. * 60 музыкальных композиций написал Игорь Корнелюк. * 164 минуты занимают спецэффекты, над которыми работали четыре компьютерные фирмы. * Одна лошадь была задействована в съемках. Остальные черные лошади ада были ее компьютерными «клонами».