На Первом канале - премьера сериала «Преступление и наказание»
По мотивам великого романа Ф.М. Достоевского неоднократно снимались художественные и даже мультипликационные фильмы. В России первая экранизация была сделана в 1913 году, в США - в 1917. Самые известные - фильм Льва КУЛИДЖАНОВА 1969 года и Менахема ГОЛАНА, снятый в 2002 году. Но полная экранная версия романа, где зритель сможет страницу за страницей «читать» знаменитую книгу, сделана впервые. Наш корреспондент встретился с режиссером сериала Дмитрием СВЕТОЗАРОВЫМ, который, по его словам, шел к экранизации «Преступления и наказания» всю жизнь.
Мариана САИД ШАХ
- Вы уверены в успехе своего сериала? - Безусловно. Опыт Владимира Бортко, который поставил телефильм по далеко не самому лучшему роману Достоевского «Идиот», доказал, что у нашей публики обнаружился пусть еще полудикарский, но все-таки интерес к классической литературе. - Почему вы выбрали именно «Преступление и наказание»? - Я никогда не берусь снимать вещи, к которым нужно долго себя готовить. Ведь это значило бы - снимать то, что тебе внутренне чуждо, незнакомо или малопонятно. Достоевским я интересуюсь с детства, он мне очень близок. «Преступление и наказание» - самый совершенный роман русской литературы и один из самых совершенных - в мировой классике. Не зря ведь он насчитывает 26 экранизаций.
Раскольников - это Жюльен Сорель
|
ВЕРА КАРПОВА И ВЛАДИМИР КОШЕВОЙ: старуха-процентщица Алёна Ивановна и Родион Раскольников |
- Актер Владимир Кошевой на удивление совпадает с описанием Раскольникова у Достоевского. Долго искали подходящий типаж? - Мы изначально поставили задачу - снимать максимально близко к роману. По разным причинам от этого позже пришлось отойти, но в том, что касается описания персонажей, выдержали принцип до конца. Володю Кошевого я впервые увидел в спектакле «Флорентийская трагедия». И был поражен его внешностью: это был оживший герой французских классиков - Стендаля, Бальзака или Гюго. Ведь Раскольников по описанию Достоевского - это же чистый Жюльен Сорель. - В отношении Кошевого - согласна. А вот Андрей Панин как-то не очень похож на Порфирия Петровича… - Это единственный случай, когда в угоду своим режиссерским пристрастиям я несколько отошел от характеристики Федора Михайловича. Панин - актер мощнейшей внутренней энергетики, настолько необходимой для этой роли, что вопрос выбора даже не стоял. Андрей - человек очень сложный, закрытый. Работа с такой личностью требует огромных эмоциональных затрат, и мне не раз приходилось наступать на горло собственным амбициям, чтобы найти общий язык с этим одареннейшим актером и режиссером. - До сих пор вы снимали только питерских актеров, делая из них звезд. А в этом сериале много «москвичей»: Панин, Балуев, Елена Яковлева… - Действительно, так получилось, что за годы работы вокруг меня образовалась своеобразная труппа - пара десятков отличных питерских актеров. Но даже в театре не на все роли находятся исполнители, порой их приходится приглашать со стороны.
|
РЕЖИССЁР СВЕТОЗАРОВ И ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВА: звезда сыграла мать Раскольникова Пульхерию Александровну |
Все звезды сериала - совершенно безальтернативные, я их не искал, не выбирал, просто назвал. Потому что каждый из них - совпадал с характеристиками писателя. Пульхерию, мать Раскольникова, многие представляют старушкой - одуванчиком в чепце. Вы представляете Яковлеву старушкой? Нет? Так она ею и не будет, потому что в романе ее героине - 43 года, Лена ее на три года старше. Балуева я, как и большинство зрителей, знал по однозначно положительным ролям. В то время как у этого актера - огромный неиспользованный внутренний резерв. Меня особенно привлек его глубокий и одновременно тяжелый взгляд бесцветно-голубых глаз, который Достоевский описал у Свидригайлова. За этим взглядом стоит внутренняя опустошенность человека, решившего покончить с собой. Это сложнейшая роль, глубочайшая и никем до конца не понятая. По моей трактовке Свидригайлов - туманное отражение самого Федора Михайловича, его альтер-эго, которое он подсознательно (а может, и сознательно) отразил в этом персонаже.
|
АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ: в роли Свидригайлова стал отражением натуры самого Достоевского |
- Вы сняли много телехитов, а какой своей проект считаете самым удачным? - Лучшей всегда кажется последняя работа. Сейчас для меня это сериал «Вепрь». Пройдет время, наверное, скажу, что «Преступление и наказание».
Мир Достоевского
- Как вы искали подходящую для сериала натуру? - Когда мы составили список мест, где происходило действие романа (писатель в этом смысле был, как аптекарь, пунктуален), то выяснилось, что это пространство - антикинематографично. Будучи перенесенным на экран, оно не родит и сотой доли атмосферы, которой пронизано повествование. И я решил отступить от канонических адресов, найти места, которые давали бы ощущение мира Достоевского. Это мир людей, засунутых жизнью в тараканьи щели пространства: проходных комнат, узких коридоров, подворотен. Мы стали искать, и тут нам помог Бог. Я абсолютно уверен, что без вмешательства высших сил не обошлось, когда в центре Петербурга, на Конюшенной площади, мы случайно набрели на нужную натуру. Это бывшие императорские конюшни, которые потом были гаражом УВД Ленинграда. Уже лет 15 они стояли брошенные, электричества, отопительных батарей.
|
СОНЕЧКА МАРМЕЛАДОВА: жизнь выбросила её на панель |
- Чем думаете заняться после «Преступления и наказания»? - Я могу назвать с десяток литературных произведений и показать штук пять сценариев, которые лежат у меня в столе. Главное, чтобы хватило сил и здоровья. Меня интересуют тайны человеческой психологии, тайны мироздания или, к примеру, тайна Петербурга. Он ли не загадка, не повод для грандиозного фильма?! Это может быть картина о метафизике города, в котором все закольцовано, по которому до сих пор бродят беспокойные призраки литературных героев. - Вы - человек верующий? - Я не считаю себя религиозным, хотя происхожу из семьи священника. Мой дед был архимандритом и настоятелем православного монастыря. Но я верю, что там, наверху, есть некий Режиссер и сценарий, в котором все заранее расписано про каждого из нас. Главное, не делать в жизни резких движений, чтобы не выскакивать за рамки уготованной тебе судьбы.
КСТАТИ * Чтобы погружение в мир Достоевского прошло успешнее, режиссер посоветовал актерам слушать перед съемками какую-нибудь мрачную музыку. На ура пошла серия «хромающих» вальсов Олега Каравайчука. * Владимир Кошевой умолял костюмеров оставить Раскольникову хотя бы чистую рубашку. Но ничего не вышло. В тексте автора есть прямое указание на ужасающее материальное положение студента. Пришлось актеру ходить в наряде, в каком, по Достоевскому, «даже и привычный человек посовестился бы днем выходить». * После съемок убийства старушки Володя Кошевой грохнулся в обморок. Бить человека по голове топором даже «понарошку» оказалось для него непосильным испытанием. * На съемках сцены избиения Раскольникова, во время одного из дублей, кнут обмотался вокруг шеи актера. Володя едва не задохнулся, а шрам на его шее гримеры замазывали неделю.
Ссылки по теме: