Искусственная матка поможет родить мамонта

Русская мамонтятина быстро вытеснит «ножки Буша» с мирового продовольственного рынка

Профессор Есинори КУВАБАРА из Токийского университета Juntendo совершил чудо, скромно названное научным переворотом. Японский ученый создал первую в мире искусственную матку и сумел вырастить в ней формально искусственного, но все же самого настоящего козленка.
В научном мире известие вызвало настоящую бурю. На первом месте почему-то оказался этический аспект подобного способа рождения, для которого ненужными стали сразу оба родителя. Российские же ученые решили не отвлекаться на чепуху, а увидели в открытии недостающее звено нашей национальной идеи. Искусственная матка позволит родить мамонта. И тогда мы станем не только энергетической, но и продовольственной сверхдержавой.

Для того чтобы клонировать мамонта, как и любое другое живое существо, необходимы три составляющие: геном, жизнеспособная клетка и суррогатная мать.
Геном волосатого гиганта был расшифрован еще в 2008 году. Биологи из Университета штата Пенсильвания определили полную последовательность генокода по шерсти двух найденных в Сибири мамонтих.
Жизнеспособных клеток тоже навалом. В специальной морозильной камере при Музее мамонта имени П. А. Лазарева в Институте прикладной экологии Севера СВФУ хранится целая семитонная самка.
Музейные работники уверяют, что мясо животного сохранилось настолько хорошо, что хоть сейчас жарь из него шашлыки.
Но дело даже не в гигантской найденной во льдах Ляховских островов Новосибирского архипелага туше. Внутри этой мамонтихи ученые обнаружили некую коричневую жидкость, которая не замерзает при температуре минус 10 градусов.
Они предполагают, что это кровь, которая благодаря своим криопротекторным свойствам как раз и помогала животным переживать холод.
В этой жидкости ученые и надеются найти клетку с жизнеспособной ДНК. Миллилитры драгоценного «бульона» сейчас расщепляют в Сеульском центре исследований стволовых клеток.

Профессор КУВАБАРА демонстрирует козлёнка, растущего в искусственной матке

Суррогатная мать

Желание ученых клонировать мамонта до сегодняшнего дня упиралось в третий пункт - в суррогатную мать. Конечно, первое, что приходит на ум, - использовать обычную слониху. Но, во-первых, на свет тогда появится не чистокровный мамонт, а полукровка. И во-вторых, древние мамонты были вдвое крупнее нынешних слонов, и той будет просто не под силу выносить детеныша.
И вот с открытием профессора Кувабары все части паззла наконец-то сошлись воедино. Благодаря искусственной матке можно вырастить хоть мамонта, хоть динозавра. Размер клона теперь не имеет никакого значения.
А с этого момента и начинается все самое интересное. Ради чего и имеет смысл затевать дорогостоящий и трудоемкий эксперимент с клонированием.
Ведь что такое мамонт? Правильный ответ - кладовая природы.

В летописях 1581 года записано, что воины знаменитого покорителя Сибири ЕРМАКА видели в дремучей тайге «огромных волосатых слонов» и строили планы по их приручению

Экономический потенциал

Рассматривая мамонта с точки зрения экономики, а именно с нее сейчас рассматривается целесообразность любых проектов, мамонты - это ценный мех, пять метров шикарных бивней и до десяти тонн диетического мяса.
- Мамонтятину человеческий желудок усваивает лучше всего, - считает диетолог Маргарита Ковалева. - Ведь сотни тысяч лет именно мамонты были основной пищей первобытного человека. Благодаря ему наши предки и смогли пережить ледниковый период.
Об основании или, точнее, возрождении мамонтоводства первыми заговорили якутские ученые. Для них проект давно уже стал национальной идеей фикс.
- Древние охотники всех мамонтов съели, а мы должны вернуть их природе и, конечно, тоже попробовать на вкус, - смеется директор Музея мамонта СВФУ Семен Григорьев.
За чем же дело стало? Россия на сегодняшний день единственная обладательница мамонтового генетического материала. Следовательно, конкурентов у нас нет. Осталось только купить несколько искусственных маток - и вперед.

Первый клонированный мамонт может родиться уже в следующем году

Голова идет кругом, когда якутские ученые описывают перспективы, открывающиеся перед отечественным сельским хозяйством. Обезлюдевшие в результате экономических реформ Сибирь и Русский Север станут центром мамонтоводства.
На бескрайних просторах будут бродить стада этих гигантских животных, прекрасно адаптированных для жизни в суровых климатических условиях. Их не надо будет ни кормить, ни обогревать.
- При подобном минимуме затрат себестоимость мамонтятины будет ниже, чем у «окорочков Буша», - считает прибыли директор Сельскохозяйственного форума Владимир Пекин. - В течение двадцати лет мы сможем полностью решить проблему продовольственной безопасности страны, а дальше подомнем под себя международный рынок.
Такое развитие событий не кажется ученым фантастическим. Давно став прагматиками, они понимают его выгоду, сулящую государству максимум отдачи при минимуме вложений. Значит, шанс увидеть живого мамонта у нас есть.

Секретная плоть

Советская «искусственная женщина» должна была покорять космос.

Считается, что первую работающую модель искусственной матки, официально она называлась «Устройство для моделирования процессов плодоношения», в 1972 году зарегистрировал Олег Белокуров, сотрудник Ленинградского института акушерства и гинекологии имени Отто.
В устройство помещались абортированные зародыши и изучались особенности обмена веществ между организмом матери и ребенка.
Ученый назвал изобретение «Божена». Имя можно было расшифровать как «Белокурова Олега ЖЕНщинА». Он даже застраховал «жизнь» своего детища, как живого человека.
Изобретение Белокурова было признано уникальным. Матку начали модернизировать и собирались использовать в космосе. Планировали с ее помощью во время долгосрочных полетов в отдаленные уголки Вселенной готовить новое поколение для заселения дальних миров. Проект оказался засекреченным, следы его затерялись.