Автодорога в облака

Как будут брать взятки воздушные гаишники

Как будут брать взятки воздушные гаишники


Об этом чаще всего мечтается в московских пробках: вот бы разогнаться, поддать газку и... взлететь ввысь, оставив под собой вереницу замерших без движения бедолаг-автомобилистов. Как в фильмах о Гарри Поттере или в «Пятом элементе». Но - рожденный ползать... Впрочем, фантазии о летающем «железном коне» не лишены здравого смысла. Разработчики уверяют: он поступит в продажу в ближайшее время.


Проектировщики и технологи во всем мире каждый год представляют на каком-нибудь авиашоу «помесь» автомобиля и самолета. Но одно дело собрать штучный экземпляр, а другое - поставить дело на поток. К тому же все понимают, для массовых «заездов» под облака придется разрабатывать небесную «дорожную инфраструктуру»: создавать небесную автоинспекцию, сажать «авиаинспекторов» на какие-нибудь скоростные МИГ-29, разрабатывать Правила воздушного движения и систему получения прав на управление воздушным ТС - да много чего еще, что поможет избежать пробок и всевозможных ЧП - теперь уже над землей.






Аналогов лёгкому и компактному «ЛАРК-4» нет в мире, уверяют российские авиаконструкторы...

Аналогов лёгкому и компактному «ЛАРК-4» нет в мире, уверяют российские авиаконструкторы...

Предложила пофантазировать на тему, что будет, когда воздушное пространство начнут бороздить летающие кары, сотрудникам крупнейшего в столице вертолетного центра «Хелипорт Москва». Они первыми запустили аэротакси и стали массово обучать пилотов-любителей управлению вертолетом. Говорят, несмотря на высокую стоимость курса (935 тыс. руб. за 214 часов теоретической подготовки и 42 часа практики), от желающих нет отбоя. Немало и тех, кто приобретает вертолеты и легкомоторные самолеты в личное пользование, выкладывая сумму от трех до десяти миллионов рублей. Получать разрешение на полеты теперь не требуется - достаточно через Интернет уведомить о своем намерении подняться в небо «Росавиацию», и диспетчеры возьмут под контроль перемещение воздушного судна. Но так происходит сегодня, когда над столицей находится не более 20 машин одновременно. А если в воздух разом поднимутся тысячи транспортных средств?
- В районах Москвы, Санкт-Петербурга, других крупных городов Наземным компьютерным центром (НКЦ) будет установлен жесткий контроль за передвижением летательных аппаратов, - рисует картину недалекого будущего пилот Александр Скребец. - На участках с более низкой плотностью транспортного потока летчикам предоставят большую свободу перемещения, но по мере приближения к точкам с интенсивным движением НКЦ ограничит ширину коридора и полностью возьмет на себя управление полетом. Он может вести аэрокар в автоматическом режиме по всему маршруту - от взлета до посадки, так что столкновений в небе удастся избежать.






...после стендовых испытаний двигателя машина поднялась в воздух и отлично себя зарекомендовала

...после стендовых испытаний двигателя машина поднялась в воздух и отлично себя зарекомендовала


По следам Терминатора


Задумок у изобретателей по всему миру - воз и тележка, но создать полноценную летающую машину оказалось невероятно сложно. Пожалуй, самый раскрученный на сегодня проект - американский аэрокар «Transition» компании «Terrafugia». Нажатием кнопки он за 30 с превращается из обычного автомобиля в самолет, выбрасывая по бокам складные крылья.
«Transition» не назовешь быстроходным: на земле он разгоняется до сотни километров в час, в воздухе - до 185 км/ч. Для разбега машине требуется с полкилометра. Внутри салона, рассчитанного на двух человек, водитель легко управляется с привычным рулем и педалями. Но рычага переключения передач нет - вместо него специальный джойстик. Заправить аппарат можно обычным высокооктановым бензином на любой АЗС.
Компания «Terrafugia» обещала наладить массовое производство чудо-автомобилей к этому году, но увязла в согласованиях: в США тоже нужно пройти кучу контор, требования которых, как у нас, порой противоречат друг другу. Предполагаемая цена «Transition» - около $280 тыс.






Для управления автомобилем-самолётом «Terrafugia Transition Flying Car» владельцу придётся потрать всего 20 часов на обучение

Для управления автомобилем-самолётом «Terrafugia Transition Flying Car» владельцу придётся потрать всего 20 часов на обучение


Русская молния


Российские изобретатели тоже не лыком шиты. Авиаконструкторы Общественного конструкторского бюро при Национальном аэроклубе РФ (ОКБ НАК РФ) Владимир Саенко и Николай Бабешко еще восемь лет назад разработали проект модели «ЛАРК-4», которую они представляют как семейно-деловой летающий автомобиль, рассчитанный на четырех  человек. Специалисты говорят: проект уникальный - аппараты хваленых американцев с нашим «ЛАРКом» и рядом не стояли. Чтобы взлететь, этому чуду мысли достаточно 30-метровой площадки. Без дозаправки всего за час на нем можно долететь из Москвы до Питера, а за два с небольшим часа домчаться до Стамбула, преодолев около полутора тысяч километров. Расход дизельного топлива на 100 км полета - около 11 л - как у легковушки. «ЛАРК» оснащен бортовым компьютером и может взлетать и садиться в заданной точке без участия пилота. Разработчики пытаются донести до бизнесменов светлую мысль: этой «игрушке» цены нет! Во-первых, она обеспечит оперативную доставку на расстояние более тысячи километров, а, во-вторых, обладание ею - это вопрос престижа: мало кто похвастается личным аэрокаром в гараже. Но нувориши этого не понимают - желающих профинансировать проект пока не нашлось.






В фантастическом фильме «Черная молния» летающая «Волга ГАЗ 21» оснащена нанокатализатором, превращающим бензин в ракетное топливо. Она гоняет по небу со скоростью 300 км/ч и способна зависать в воздухе

В фантастическом фильме «Черная молния» летающая «Волга ГАЗ 21» оснащена нанокатализатором, превращающим бензин в ракетное топливо. Она гоняет по небу со скоростью 300 км/ч и способна зависать в воздухе


Большие планы малой авиации


Создать гибрид самолета и автомобиля энтузиасты пытались на протяжении всего прошлого века. Некоторые из изобретений даже успешно летали.


1908 - 1909 гг.: аэромобиль Татаринова. Русский изобретатель Владимир Татаринов представил в Главное инженерное управление модель ортоптера и проект четырехроторного вертолета с тянущим винтом, который назвал аэромобилем. Военное министерство даже выделило на его постройку деньги. Но задача оказалась слишком сложной, и затея провалилась.




1916 г.: «Автоплан» Глена Кертиса. Модель из алюминиевых сплавов с 12-метровым размахом крыльев, придуманная американским авиаконструктором, была рассчитана на троих пассажиров. Самолетный двигатель мощностью 100 л. с. находился в передней части корпуса и приводил задние колеса в движение через коробку передач и карданный вал. «Автоплан» совершил несколько коротких прыжков, но так и не взлетел.




1926г.: «Flying Flivver» Генри Форда. Автопромышленник с энтузиазмом взялся за разработку недорогой летающей машинки. Однако после гибели на испытаниях близкого друга отказался от этой затеи.
1937 г.: «Стрелобиль» Уотермена. Стал первым успешным проектом летающего автомобиля. Двухместная, трехколесная машина с двигателем в 100 л. с. разгонялась на земле до 110 км/ч и до 200 км/ч в воздухе. «Стрелобили» планировали продавать без крыльев, а крылья сдавать в аренду и вручную цеплять на аэродромах. Было построено шесть машин, но потом финансирование прекратилось.
1941 г.: «Крылья танка» Олега Антонова. Летательный аппарат, которому не было аналогов в мире, авиаконструктор Антонов спроектировал всего за две недели. К лету 1942-го его построили на оборонном заводе в Тюмени. На испытаниях железная махина с трудом поднялась в воздух, ее двигатель то и дело перегревался. Тем не менее стало ясно: танк тоже можно научить летать.




1946 г.: «Аэрофибия» Роберта Фултона. Изобретатель не стал приспосабливать автомобиль к небу, а заставил ездить по земле самолет. Крылья и секция хвоста аппарата снимались, пропеллер складывался внутри фюзеляжа. Имелся шестицилиндровый двигатель мощностью 150 л. с. «Аэрофибия» летала со скоростью 190 км/ч, разгонялась на шоссе до 80 км/ч и стала первым в мире летающим автомобилем, получившим сертификат Управления гражданской авиации США. Но на массовое производство не нашлось денег.




1947 г.: «ConvAirCar» («Крылатые колеса»). Двухдверный седан с приставной самолетной частью, спроектированный компанией «Consolidated-Vultee (Convair)», за час пути «съел» всего один галлон горючего - примерно 3,8 л. Экономичный летающий седан уже собирались поставлять на рынок, но на испытаниях произошла катастрофа, и работы свернули.
1956 г.: «Аэрокар» Молта Тейлора. Считается самым успешным из всех проектов аэрокаров. Его не раз хотели запустить в серийное производства, но по разным причинам все заканчивалось, не начавшись.
1973 г.: «Мицар» Генри Смолинского. Основатель компании «Advanced Vehicle Engineers», которая должна была заняться разработкой летающего автомобиля на базе «Ford Pinto», разбился на этой машине в первом же испытательном полете.
1974 г.: «Roadable» Леланда Брайана. Здесь тоже все пошло не по плану: Брайан погиб на испытаниях своего аппарата.
1974 г.: «Скайкар» Пола Моллера. По расчетам в полете машина должна была разгоняться до 500 км/ч и подниматься выше 10 тыс. м, но достижения оказались скромнее. Испытывали «Скайкар» с большой осторожностью - на небольшой высоте, привязав тросом к подъемному крану.



автор