Погоня за кометой

Впервые искусственный аппарат посадили на столь небольшое небесное тело

Из глубин космоса пришла новость: спускаемый аппарат «Фила» отделился от космического аппарата «Розетта» и совершил посадку на поверхность кометы Чурюмова-Герасименко. «И что?» - задался вопросом обыватель. Попробуем объяснить, почему это известие стало сенсацией №1.

Цель проекта Европейского космического агентства
Сделать панорамные фотографии; составить карту поверхности кометы; определить точные параметры ядра; исследовать его химический состав и окружающих газов; изучить, как изменяется активность кометы при движении ее по орбите.

Зачем это нужно?
Кометы возникли одновременно с Солнечной системой и состоят из того же вещества возрастом около 4,6 млрд. лет. Ученые уверены: досконально изучив их состав, они точно узнают, как зарождалась Вселенная. А также докопаются до истины о происхождении жизни на Земле - есть версия, что воду и микроорганизмы доставили на нашу планету именно кометы.

В чем уникальность?
Впервые искусственный аппарат посадили на столь небольшое небесное тело. Комета несется со скоростью 18 км/с, да еще и вращается. У нее очень слабая гравитация. Она окружена облаком из пыли и газа, которое мешает «прикометиться». В таких условиях «Фила» должен был сесть и закрепиться на поверхности. Все делается на автоматике: управлять с Земли в режиме онлайн невозможно - расстояние в 500 млн. км сигнал преодолевает за 29 мин.

Как выбирали комету?
Поначалу прославиться должна была комета Виртанена - диаметр ее ядра 1,2 км. Однако запуск, который должен был состояться в 2003-м, отменили - обнаружились неисправности в ракете-носителе. Нужный момент был упущен, пришлось искать новый объект. Им стала комета Чурюмова-Герасименко. Не потому, что какая-то особенная. Наоборот, это типичная короткопериодическая комета с предсказуемой траекторией и хорошо просчитанной орбитой.

Кто эти люди?
Комету открыли советские астрономы Клим Чурюмов и Светлана Герасименко в 1969 г. Работая в обсерватории Алма-Аты, они сделали снимки кометы Комас Сола, и пятнышко на фото посчитали сначала ее фрагментом. Позже поняли, что это отдельное небесное тело.

Что дальше?
По мере удаления кометы от Солнца эффективность батарей будет падать, а значит, оборудованию не хватит энергии для работы. Поэтому так важно уже в первые дни получить обработанные результаты проб. Тем более что «Фила» сразу попал в тень, и подзарядка солнечных батарей проходила не в полном объеме.

автор