НАУКА

Что ждёт в современной России научно-популярные СМИ

В далеком СССР подписка на газеты и журналы пользовалась огромной популярностью. Удивительно, но на розницу приходилось только 40 процентов рынка, а большая часть печатной прессы распространялась по подписке. Несколько поколений советских людей выросли на научно-технических изданиях «Наука и жизнь», «Юный техник», «Техника-молодёжи»...

Многие из них существуют до сих пор, но былой славы и популярности не имеют.  Многие так и не перешли на электронный формат, к тому же современной молодёжи об этих журналах известно очень мало.

На сегодняшний день потребность рынка труда в инженерах и работниках научной сферы очень велика. Который год в обществе идёт дискуссия о развитии профориентационной работы в школе, проведении практики для молодёжи в лабораториях и на заводах, мерах по популяризации научно-технических специальностей... Становится очевидно, чтобы наука в стране развивалась, ей нужна «питательная среда». Чтобы в стране были учёные и инженеры, должны быть СМИ, которые с юности увлекают молодых людей достижениями науки и устройством технических разработок.

Научно-популярные СМИ выживут, если приспособятся к новой реальности. Будущее научно-популярных и технических СМИ стало предметом экспертного обсуждения в пресс-центре «Парламентской газеты»

 Главный редактор журнала «Наука и жизнь» Елена Лозовская рассказала «Сейчас же научно-популярные и технические СМИ поставлены в условия выживания. Ставка НДС в 10 процентов для нас губительна, ведь рекламы в научно-популярных изданиях по определению очень мало».

По словам эксперта, доля рекламы в технических СМИ, как правило, не превышает 10 процентов. Этот показатель не идет ни в какое сравнение с женскими или общественно-политическими журналами. В подобных условиях выжить «золотому фонду» российских научно-технических изданий поможет нулевая процентная ставка НДС, предложила Наталья Лозовская. С ней солидарны законодатели: по мнению председатель Комиссии по информационной поддержке инновационной деятельности и по совершенствованию законодательства Антона Ищенко, этот вопрос требует тщательного рассмотрения.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются научно-технические издания, — отсутствие средств у библиотек на то, чтобы выписывать издания, как раньше. Ситуация усложняется и тем, что библиотеки закупают газеты не у издательства напрямую, а у посредников, которые могут завышать стоимость продукта вдвое.

Главный редактор издания «Юный техник» Александр Фин рассказывает: «Наш журнал стоит чуть больше 200 рублей. Так вот, из-за посредников его цена возрастает до 450 рублей». Он полагает, что если бы от библиотек выступал единый заказчик, стоимость периодики снизилась бы в разы. Кроме того, эксперт считает, что необходимо менять порядок формирования библиотечных фондов.

Тем временем, и между тем министерствам и ведомствам не всегда известно о том, какие именно библиотеки нуждаются в поддержке: единого реестра опять же нет. На данный момент в стране работает 39 тысяч библиотек, но только за последний год их закрылось более тысячи.

Ещё одна сложность — почтовый тариф на доставку периодики. Он составляет не менее пятидесяти процентов от стоимости продукта, объясняет председатель Координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы Вячеслав Керов. Таким образом, итоговая цена издания для подписчиков включает в себя и доставку, и комиссию посреднику. Вячеслав Керов предлагает предусмотреть целевые средства из бюджета на подписку научно-технических газет и журналов. «Кроме того, если вернуть «Почте России» дотации, которые были до 2014 года, цена подписки снизится».

Невыгодность подписки приводит к тому, что многие издания закрывают свои печатные версии. Такая история случилась с журналом «Изобретатель и рационализатор». Теперь его материалы можно найти только на сайте.

 Однако, в Минкосвязи убеждены, что научно-популярным и техническим СМИ как раз и нужно сосредоточиться на развитии своих электронных ресурсов.  Заместитель начальника отдела печатных изданий и полиграфии Департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи РФ Дмитрий Буневич комментирует ситуацию: «Государственная поддержка не сможет спасти, если они не будут развивать собственные сайты, разрабатывать приложения для гаджетов».  Он отмечает, что современной молодёжи важно не только качественное содержание, но и продуманный дизайн. Визуализация могла бы стать «изюминкой» технических изданий — всегда интересно посмотреть, как устроена ракета или аппарат, поддерживает его заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Алёна Аршинова.

По мнению экспертов, если хотя бы часть из этих предложений будет реализована, спрос на научно-популярные и технические журналы и газеты возрастёт в разы. «Дополнительной мерой поддержки могло бы стать создание списка рекомендованных изданий для школьных и вузовских библиотек», — подвел итог депутат Антон Ищенко.

Вам может быть интересно: