Ученые придумали анти-дуршлаг, пропускающий крупные объекты вместо мелких

Ученые придумали «дуршлаг наоборот»
Изобретенный учеными фильтр работает по принципу антисита / Источник: Источник: Pixabay
Новый принцип фильтрации позволит решить проблему засорения механизмов, загрязнения вирусами хирургических инструментов, проникновения пыли и насекомых в помещения

Группе физиков из государственного университета Пенсильвании удалось создать необычный фильтр. Он работает по принципу антисита: пропускает крупные частицы и останавливает мелкие.

В качестве фильтрующего слоя ученые использовали жидкую мембрану, которая способна пропускать крупные объекты, но останавливает частицы, чья масса не может преодолеть силу поверхностного натяжения.

В принципе, идея «дуршлага наоборот» не так уж сложна, однако долгое время ее практическому применению мешало свойство жидкостей растекаться по поверхности. Иными словами, производить очистку объектов можно было только в емкостях с жидкостями. Физики смогли преодолеть эту проблему, включив стабильные слои жидкости в пористые структуры.

Сочетание твердой структуры и жидких мембран, перекрывающих ее поры, создает средство фильтрации с принципиально новыми возможностями. Например, теперь можно создавать повязки, которые будут пропускать в рану хирургические инструменты, но при этом остановят вирусы и бактерии. Также возможно создание воздушных фильтров, эффективно останавливающих пыльцу растений и даже мелких насекомых, таких, как комары.

Физики отмечают, что мембраны можно конструировать из нескольких жидкостей, настраивая силу поверхностного натяжения и тем самым определяя, частицы какой массы и объема будут через них проникать, а какие – нет. Созданные в ходе экспериментов мембраны удерживали объекты размером меньше одного миллиметра, сообщает журнал Science Advances.

Богатырский размах: иностранцы считали самолеты русского инженера мистификацией