Ученые придумали анти-дуршлаг, пропускающий крупные объекты вместо мелких

Новый принцип фильтрации позволит решить проблему засорения механизмов, загрязнения вирусами хирургических инструментов, проникновения пыли и насекомых в помещения
Ученые придумали «дуршлаг наоборот»
Изобретенный учеными фильтр работает по принципу антисита
Ученые придумали «дуршлаг наоборот» Ученые придумали «дуршлаг наоборот»

Группе физиков из государственного университета Пенсильвании удалось создать необычный фильтр. Он работает по принципу антисита: пропускает крупные частицы и останавливает мелкие.

В качестве фильтрующего слоя ученые использовали жидкую мембрану, которая способна пропускать крупные объекты, но останавливает частицы, чья масса не может преодолеть силу поверхностного натяжения.

В принципе, идея «дуршлага наоборот» не так уж сложна, однако долгое время ее практическому применению мешало свойство жидкостей растекаться по поверхности. Иными словами, производить очистку объектов можно было только в емкостях с жидкостями. Физики смогли преодолеть эту проблему, включив стабильные слои жидкости в пористые структуры.

Сочетание твердой структуры и жидких мембран, перекрывающих ее поры, создает средство фильтрации с принципиально новыми возможностями. Например, теперь можно создавать повязки, которые будут пропускать в рану хирургические инструменты, но при этом остановят вирусы и бактерии. Также возможно создание воздушных фильтров, эффективно останавливающих пыльцу растений и даже мелких насекомых, таких, как комары.

Физики отмечают, что мембраны можно конструировать из нескольких жидкостей, настраивая силу поверхностного натяжения и тем самым определяя, частицы какой массы и объема будут через них проникать, а какие – нет. Созданные в ходе экспериментов мембраны удерживали объекты размером меньше одного миллиметра, сообщает журнал Science Advances.

Вам может быть интересно: