Алсу наградили в Монте-Карло за "липовые" тиражи
Попытки выяснить механизм определения лауреатов премии у Кристины Орбакайте были безуспешны. В недавнем интервью нашему спецкору Александру Бойкову ("ЭГ" № 22, 2001) дочь Аллы Борисовны обтекаемо сказала, что все решается продюсерами, рекордс-компаниями, какими-то личными связями, и перевела стрелки на главу своей выпускающей компании "Нокс Мьюзик" Иосифа Пригожина, который, мол, и сообщил ей, что она едет в Монте-Карло. Тот в свою очередь заявил, что ему сообщила об этом организация ISPI, собирающая у всех рекордс-компаний данные о продажах альбомов. Правда, когда этот ответ был опубликован, г-н Пригожин вскользь обмолвился, что на самом деле все было не совсем так. По странному совпадению, такие же сомнения возникли и у нас. Как известно, сотрудничество Орбакайте с компанией "Нокс Мьюзик" началось с альбома "Май". Но он вышел… лишь через полгода после получения ею злополучной премии. При этом сама компания тогда только начинала свою работу. Каким же образом вопрос о поездке Кристины в Монте-Карло мог решаться с главой "Нокса"?!
Орбакайте: с Иосифом Пригожиным |
- А при чем здесь "Нокс"? Я подавал заявку на Кристину еще как руководитель "ОРТ Рекордс" за альбом "Ты", - объяснил Иосиф Пригожин. - Они брали еще… Как это называется… Мне трудно сейчас это вспомнить... Да, к моменту получения премии компания "ОРТ Рекордс" уже год как не существовала. Но заявки-то подают заранее, где-то через 2-3 месяца после выхода альбома, как только возникает ясность, как он продается. ISPI не имеет к этому отношения. Заявки подаются рекордс-компаниями. В ISPI они просто берут сводки по продажам. А решение, кто поедет, принимают уже сами иностранцы. Как уж там ведется подсчет, я не знаю. Наверное, так же, как на "Овации". Когда мне в этом году дали "Овацию" как лучшему продюсеру, я чуть со стула не упал. Оказывается, 99 процентов проголосовали за меня. Черт побери! Говно, но приятно! В принципе, премия в Монте-Карло - это их фирменная "Овация". Когда я был с Кристиной на этой церемонии, я чуть не повесился от скуки. Да, это пафос, эфиры по всей Европе, мировые звезды, принц Альберт. Ну и что?! Если бы я был принцем Альбертом, ко мне бы тоже каждый день приезжали мировые звезды даже сюда, в Россию. Фактически эта премия - игрушка принца. Но для нас это все равно честь. Все-таки не каждый артист удостоен этой премии - плохая она или хорошая. Взять ту же Алсу, которая ездила в Монте-Карло в этом году. Она ведь тоже не просто так туда попала. Кстати, насчет нее… Ты уже слышал этот анекдот: "Поспорили Энрике Иглесиас и Алсу, у кого папа круче"? А вот этот: "Что всех привлекает к Алсу? Запах бензина"? Еще есть хорошая шутка про "золотую жопу России". Угадал, кто это? - глава "Нокса" залился смехом. - Главное - вы там Кристинку не обижайте. А Монте-Карло… Да х… с ним! Можете его обосрать!
Вот тебе раз! А продюсер Алсу Валерий Белоцерковский, наоборот, хвалил эту премию за объективность и всячески противопоставлял ее нашей продажной "Овации" (см. "ЭГ" № 19, 2001). Тем более, его подопечная вроде бы и впрямь неплохо продавалась. Казалось, что как раз она-то поехала в Монте-Карло вполне заслуженно. Неужели и здесь не обошлось дело без какого-то мухляжа?!
- Это вопрос не ко мне, - сразу же начал отбояриваться г-н Белоцерковский. - За эту номинацию борются не исполнители, а рекордс-компании. Я же не могу посчитать, сколько мы продали альбома. Я его сам не продаю. Его продает рекордс-компания. Она сдает данные в какую-то там международную организацию. Я забыл, как она называется. Потом, на основании этих данных, выбираются победители. В нашем случае данные подавала рекордс-компания "Юниверсал", с которой у нас заключен контракт. Ее генеральный директор Дэвид Джанк и сообщил нам, что в этом году в Монте-Карло едет Алсу…
Алсу: первый гастрольный тур |
Что за ерунда?! При чем здесь "Юниверсал"?! Ведь альбом Алсу на этом лейбле вышел совсем недавно, в конце июня, уже после награждения певицы в Монте-Карло. А единственный альбом, выходивший у нее до этого, выпускался совсем другой компанией - "Риэл Рекордс". За рекордный тираж какого же альбома ее в таком случае наградили?
- А вы заглядывали на наш сайт в Интернете? - ответила вопросом на вопрос пресс-атташе "Юниверсал" Маргарита Шахова. - Там у нас была вся информация по Монте-Карло. Сейчас я сама открою и посмотрю, - она повернулась к компьютеру. - Хм, про альбом здесь ничего не говорится. Просто написано, что Алсу победила в номинации "самый продаваемый артист в России". Вообще, у нее был только один альбом, который назывался "Алсу". Видимо, за него она и получила премию. Какое отношение к этому альбому имела компания "Юниверсал"? Никакого… - г-жа Шахова явно запуталась и обратилась за помощью к кому-то из коллег. - Ты не знаешь, за какой альбом Алсу получила премию в Монте-Карло? - ей что-то объяснили, и она радостно объявила. - Я все узнала. Алсу получила премию за сингл с Энрике Иглесиасом. Его как раз выпускала наша компания. Какой был тираж этого сингла? О-о-ох! Подождите еще одну секунду! - пресс-атташе снова принялась расспрашивать коллег. - Кто-нибудь видел этот сингл? А какой у него был тираж? Это "Экспресс газета" интересуется. Они сейчас пишут материал… - г-жа Шахова с кем-то посоветовалась и предложила нам. - Знаете, давайте я переключу вас на отдел продаж. Может, они вам чем-то помогут…Благо мы не пошли на поводу у незадачливого Федора и не стали вести поиск среди радиостанций, найти российское представительство ISPI не составило никакого труда. Увы, общение с его директором Игорем Пожитковым не только ничего не прояснило, а, наоборот, еще больше все запутало.
Крошка Сафина: |
- Чтобы выявить наиболее успешно продаваемых исполнителей, организаторы конкурса в Монте-Карло обращаются в национальные группы или в региональные офисы нашей ассоциации, - поведал г-н Пожитков. - В частности, нам весной этого года от них пришло письмо с просьбой выяснить, чьи альбомы лучше всего продавались в прошлом году. Мы в свою очередь отправили письма всем большим легальным компаниям, которые выпускают здесь какие-то музыкальные новинки. Получив от них сведения, мы собрались с теми компаниями, которые назвали наиболее высокие цифры, все обсудили и пришли к единодушному мнению, что наиболее успешно продаваемым исполнителем была Алсу. Проверять и кого-то ловить за руку - -такой задачи мы не ставили. Да, у Алсу в 2000 году не было альбома. У нее выходили только синглы. Когда организаторы премии делают запрос, они объясняют, как их считать. Естественно, синглы считаются не как полноценный альбом, но их тоже принимают во внимание. Кто конкурировал с Алсу? Ну, вы знаете... Что значит "конкурировал"?! Мы сообщили о представлении к премии в Монте-Карло не только представителям Алсу, но и представителям группы "Би-2", которая была признана наиболее успешно продаваемой группой. С "Би-2" конкурировала Земфира*. А Алсу как сольный исполнитель была одна. Почему "Би-2" не поехали, мы не знаем. Мы ведь не их продюсеры. Может, они на самом деле и ездили в Монте-Карло (?! - М.Ф.). Это надо уточнить у них. Мы занимались только сбором информации, оценивали ее и сообщали организаторам премии, а по всем остальным вопросам между собой должны были общаться уже организаторы и компании, представляющие артистов. Во всяком случае, так было в этом году. Относительно прошлых лет я ничего сказать не могу. Тогда все этим руководил не я. Но думаю, что и раньше принципы отбора в Монте-Карло были такие же, как и сейчас. Может быть, в прошлом году, как и в этом, кто-то не давал своих сведений, как, например, тот же Децл и его выпускающая компания. То есть, я не исключаю, что теоретически кто-то мог выпустить и больше, но раз люди не сочли нужным отвечать на наши запросы, мы их во внимание и не принимали…
Алсу с Энрик |
А вот компания "Сони Мьюзик", с которой заключен контракт у группы "Би-2", как выяснилось, сознательно проигнорировала предложение ISPI.
- Да, у нас была предварительная информация, что "Би-2" наряду с Алсу является бестселлером в России и может поехать в Монте-Карло, - не стала отрицать директор "Сони Мьюзик" по маркетингу Наталья Корнейчук. - Но есть ряд причин, по которым мы решили, что группа туда не поедет. Во-первых, нам слишком поздно сообщили о такой возможности. У каждой премии есть своя процедура. Чтобы в будущем году поучаствовать в "Оскаре", нужно уже в этом году подавать заявку. Премия в Монте-Карло - из этой же серии. Наверное, компании "Юниверсал" сообщили об этом раньше. Она все-таки работает в России дольше, чем мы. Я имею в виду выпуск российских артистов. Про таких звезд "Сони Мьюзик", как Рики Мартин и Дженнифер Лопез, я не говорю. Они и так были в Монте-Карло. И наша Анастасия там была, и "Сэведж Гарден". Да, мы подали заявку на "Би-2". Но нужно было время для бюрократических формальностей. И хотя организаторы премии сказали нам, что группа может приехать, какие-то вещи они уже физически сделать не успевали. Конечно, дело не в заказе гостиницы или билетов. Это делается в течение одного дня. Просто вся церемония расписывается за много месяцев вперед, задолго до того, как нам предложили в ней участвовать. Я расцениваю все это как бюрократический казус. Сложившаяся ситуация не зависела ни от нашей компании, ни от организаторов премии. А "Би-2", по моему мнению, в данном случае просто пострадали. Их легальные продажи - очень большие. К сожалению, я не могу их обнародовать. Но они сопоставимы, если не превосходят продажи признанных наших бестселлеров - той же Алсу, Земфиры*, "Мумий Тролля". Просто у всех компаний разные условия поставки и отпуска товара. Кто-то продает готовые носители. А кто-то - только вкладыши к ним. Если продавать бумажки по полцента или по центу, их можно продать миллионными и даже миллиардными тиражами. Все "пираты" их купят и вставят в свои кассеты и диски. Продажа готовой продукции - совсем другое дело. И мы, компания "Сони", считаем, что именно ее надо учитывать при честном подведении итогов конкурса в Монте-Карло. По западным-то артистам там все автоматически сканируется, и никакого подлога быть не может. А в нашей стране из-за того, что не определены правила игры на этом рынке, все компании предоставляют разнородную информацию. В общий тираж кем-то включаются и вкладыши, и так называемые "дешевые" диски, которые, в частности, выпускает для российского рынка та же компания "Юниверсал". А ведь полноценный диск стоимостью 500 рублей не может конкурировать с "дешевым" диском за 200 и "пиратским" за 70 рублей. Поэтому и тиражи сравнивать абсурдно…*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов