Сергей Соседов - о сдувшихся бойз-бендах: Седые «мальчики» с морщинами не нужны никому!

Сергей Соседов
Соседов (второй справа) с друзьями. Фото из личного архива
Группа «Ласковый май», с которого и начался в России «бэби-бум» - спрос на мальчиковые группы, - скоро отмечает 35-летие! На Западе продюсеры эту фишку просекли намного раньше. «Битлы», например, на заре карьеры в 60-м году были типичным бойз-бендом, исполняющим песни о любви для британских сверстников. Вскоре братья Джексоны (среди которых был и малютка Майкл), а потом и братья Осмонды навели шороху в США. У нас же прорвало где-то в начале 90-х. Как это все начиналось и отчего спустя три десятка лет интерес к бойз-бендам в России упал ниже плинтуса, нам помог разобраться музыкальный критик Сергей Соседов.

- Массовый спрос на такую музыку у нас возник в 90-е. С чем это связано?

- Началось с «Ласкового мая» и «На-на». Тогда же, кстати, появились и девчачьи коллективы. Почему? Потому что в СССР их не существовало. К тому же не было такой свободы в плане музыки. А в перестроечный период стали разрешать что угодно: появился рэп, огромное количество ярких рокеров. Вдобавок мы начали дублировать то, что происходило на Западе. Вспомните, какой планетарный успех имел дуэт Modern Talking. Или популярность Backstreet Boys, Bad Boys Blue, Pet Shop Boys… Мы повторили за ними.

- Но чем можно объяснить народную любовь к «Ласковому маю»? Ведь даже непрофессионалу ясно, что музыка их достаточно примитивна, а тексты, если их написать на бумаге, мягко говоря, убогие…

- Группа сыграла на контрасте с «высокопородной» советской эстрадой. С ее потрясающими мелодиями и гармониями, которые могли написать только гениальные талантливые композиторы. И тут вдруг появились простецкие мотивчики: «Белые розы, белые розы…» Всем казалось, что это ерунда. Но прошли десятилетия, а те песни до сих пор поют на дискотеках. Они легли на души и сердца многих людей. Да, милые и наивные, но в этом и есть их прелесть. И смысл в них есть. Пусть и сермяжный, очень простой. Как розы вянут на холоде, так и человек в одиночестве увядает.

2-04-SV0521
В 2009-м вышел фильм про «Ласковый май». Роль Юры стала для 17-летнего Сергея Романовича дебютом в кино. Фото: кадр из фильма

- В «Ласковом мае» мы помним всего одну звезду - Шатунова. А в группе «На-на», вспоминая ее историю, даже трудно сказать, кто из ребят ярче и талантливее. Как так вышло?

- Все верно: в «Ласковом мае» тоже было много солистов - больше десятка! Но они менялись быстро. Шатунов продержался дольше всех и поэтому запомнился. Самый приятный мальчик. Но и другие участники группы профессионалам запомнились - на самом деле они не были размытым пятном…

В любом деле главное - правильный кастинг. Например, вы набираете сотрудников в офис. По деловым качествам и психотипу они должны гармонировать, дополнять друг друга. Плюс соответствовать своему месту. Секретарша, например, должна выглядеть определенным образом. Уборщицу-алкоголичку возьмете? Много она вам уберет, пожалуй… Так же и исполнителей в бойз-бенд надо подобрать грамотно, чтобы они совпадали внешне, гармонировали по характеру и темпераменту. Хотя универсального правила тут нет. Чтобы пробиться на музыкальный рынок, создавались группы на разные вкусы. Не обязательно слащавые ребята с жалостливыми песенками, как «Ласковый май». Залог успеха крылся в разнообразии имиджа и стилистических направлений. Сравните, например, «Кар-мэн» и «Иванушки International». Первые - это рейв, технологичная модная электронная жесткая музыка. Современный особый европейский звук. «Иванушки» же - самые простые ребята. Ребята с нашего двора.

- К слову. А зачем Игорю Матвиенко нужно было создавать группу «Корни», имея суперпопулярных «Иванушек»?

- Не знаю. «Корни» - слабый коллектив. Матвиенко не смог написать им хитовый репертуар. Основные силы уходили на «Иванушек» и «Любэ». Трудно тянуть сразу три серьезных проекта. Игорю элементарно не хватило физических и моральных сил, творческой потенции.

- Вспомним группу «Премьер-министр». Ребята считались среди специалистов очень талантливыми и перспективными. Но в 2002-м на «Евровидении» заняли 10-е место. Да и в России особо не покатили. Как так?

- Они - очень интеллигентная европейская группа. Жан Григорьев-Мили­меров, Вячеслав Бодолика  и  другие - потряса­­ющие ребята, имеющие индивидуальное лицо. Хорошо одетые, имеющие чистую репутацию. Ким Брейтбург писал им очень хороший репертуар. Интеллектуальный. Они играли на скрипках и кларнете. Это была группа, рассчитанная не на массовую аудиторию, - вот и все. К тому же в нулевые мода на бойз-бенды стала угасать. Да, был и «Динамит», участники которого считались секс-символами. Помните, как все обсуждали яркие романы солиста Леонида Нерушенко, который и Ксюшу Бородину замуж звал, и с Ксюшей Собчак встречался? Девушки из-за него чуть ли не дрались! Были и дерзкие, смелые «Отпетые мошенники», и «Дискотека Авария», которые призывали со сцены «пить пиво» и «рамсить с ментами» на вечеринках. А романтики «Руки Вверх!»? Но со временем все это сошло на нет. Это нормальный закономерный процесс. Все меняется. Мне кажется, сейчас и продюсерство несколько отмирает. Звезды создаются сами по себе - тиктокеры, блогеры становятся кумирами миллионов, ничего особенного для этого не делая. Самый яркий пример - Даня Милохин. Парню просто совершенно случайно подфартило. А дальше за него взялись умные люди и заработали на юном создании себе в карман. Стали пиарить как мальчика из того же интерната, где был Шатунов. Чуть ли не на Юриной койке спал. И про Даню узнали все, а не только подростки из соцсетей. Тут мы опять столкнулись с темой непотопляемого «Ласкового мая». Это бренд, который еще не одно десятилетие будет приносить дивиденды.

Манящие глаза

- Многие группы из 90-х до сих пор выступают, даже записывают новые песни, но...

- Не имеют того успеха. Их помнят по остаточному принципу. Приглашают на корпоративы и ретро-дискотеки. Это уже взрослые мужики, прости Господи, с морщинами и сединой. Куда к черту петь про первую любовь, когда тебе под полтинник?! Юра Шатунов тогда был нищим детдомовцем, а сейчас он богатый человек с домом в Германии. Так что все в прошлом. Седые «мальчикики» с морщинами не нужны никому! Настоящий успех сейчас у Моргенштерна, Zivert, Клавы Коки...

А на бойз-бенды мода прошла! Поп-музыка имеет свойство устаревать. Это не вечные Бах и Моцарт. Еще раз: мальчиковые группы появились, потому что раньше их не было. А теперь зачем их клонировать? Кому они сдались? Тот же MBAND Константина Меладзе. Хорошая группа. Но сделана по лекалам «Премьер-министра». Это уже было. Поэтому нет успеха.

«Пак
Чимин из BTS: то ли девочка, то ли видение. Фото фейсбук*

- При этом корейская группа BTS имеет гигантскую армию фанатов по всему миру. Слащавые мальчики. И девочки сходят с ума. В том числе и россиянки. Что в них-то необычного?

- Это Восточная Азия. Вот вам и ответ. Восток - дело тонкое. Он манит и не очень балует нас артистическими именами. Своеобразие тембра, чистота голоса. Жанр k-pop, вобравший в себя элементы западного хип-хопа, электропопа и современного ритм-н-блюза. Это экзотика. Появится яркий американский артист и корейский. При равных возможностях больше будут говорить, конечно, о корейском. Он необычный. У него раскосые глаза, и это другая культура. Максим Фадеев создал бойз-бенд INKI. Набрал мальчиков-казахов. И попытался скопировать корейский стиль. Но не пошло. Потому что уже есть BTS.

- Но вот Виктор Дробыш недавно запустил группу «Не говори маме». Активно ее пиарит. Эти парни тоже быстро канут в небытие?

- Вообще о них не слышал… Но почему же канут? Пусть пробуют. Зачем же ломать человеку крылья? Мы должны ребят поддержать. Но когда будут песни, тогда и поговорим. А пока выводы делать рано.





*Организация запрещена на территории РФ


В лицо улыбались, а за спиной говорили гадости: Сергей Соседов назвал врагов Вячеслава Добрынина
Как Соседов живет после громкого увольнения из шоу «За гранью»