Жаркий денек в "Порту чудес"

Денек выдался, как всегда, ослепительно солнечным и невозможно жарким. В который уже раз помянув "добрым" словом бразильскую осень, мы приехали в сценографический город студии "Глобо", построенный для сериала "Порт чудес". Там должны были снимать сцену народного праздника с участием огромной массовки. Под палящим солнцем уже парилась толпа человек в 150. В красивых народных костюмах они терпеливо ожидали начала работы. Остальная публика, не занятая в данной сцене, отсиживалась в тенечке. Впрочем, от жары это не спасало: даже в густой тени раскаленный неподвижный воздух прогрет до 30є по Цельсию. Общий план этой сцены графически расчерчен на куске ватмана. У каждого актера из массовки есть свое, строго определенное место, с которого он не смеет отлучиться ни на минуту. Разве что в случае острой нужды. Режиссер и помощники склоняются над планом, как генералиссимусы перед картой решающего сражения. Наконец, все позиции выверены. Массовку расставляют по местам, точно фигурки на шахматной доске, и съемки начинаются. Сцена разбита на коротенькие эпизоды, снимают буквально по одной фразе. Занята всего одна камера, которая летает над головами на огромном штативе. Актеры обмениваются шутками и передают по рядам стаканчики с ледяной водой. Их роль на первый взгляд казалась очень простой. Главный герой в исполнении Маркуса Палмейры проходит вдоль первого ряда, толпа шумно его приветствует. И все.
Настроившись на скорое окончание, мы привалились к развесистой пальме и приготовились постигать азы кинопроизводства. А где-то на 20-м дубле сбились со счета и, ошалев от жары, засомневались в собственной выносливости. Мы вот под пальмой и то сомлели от духоты. А каково приходится людям на площадке! Раз за разом терпеливый Палмейра "надевал" лучезарную улыбку и проходил сквозь строй, а режиссер вновь и вновь останавливал съемки. То ему кричат невыразительно и идут ненатурально, то слово кто-то сказал не по сценарию. Мы смотрели и мучительно соображали, чего же ему так не нравится? В какой-то момент ассистенты вынесли ослепительные отражатели, направляя солнечные блики на лица вконец запаренных актеров. Потом выкатили на пробу вторую камеру, поснимали крупные планы и все убрали. Не то, дескать, получается, что хотелось бы. В конце концов массовка зарапортовалась, безбожно перепутала все реплики, и садист-режиссер объявил долгожданный перекур.
В перерыве актеры остаются на местах, а от солнечного удара спасаются под огромными бело-синими зонтиками, сваленными в кучку на краю площадки. В дело вступают журналисты и фотографы, до этого смирно стоявшие в сторонке. Лихорадочно щелкают затворами фотоаппаратов, берут блицинтервью у звезд. Многочисленные местные издания, посвященные сериалам, отслеживают новую теленовеллу от первой до финальной серии. Вот и пасется журналистская братия на "Глобо" каждый божий день. К слову сказать, отношения бразильских актеров и прессы стало для нас очередным потрясением. Глядя, как ловко "строят" этих звезд наши зарубежные коллеги, мы от души им завидовали. Очень уж вежливые в Бразилии актеры. Понимают, что общение с прессой - часть их работы. Поэтому встают, куда велено, и позу принимают такую, чтобы в журнале хорошо смотреться. Потусовавшись вместе со всеми, мы вернулись под пальму, и дождались-таки окончания сцены (в общей сложности 32 дубля). А потом поехали в павильон, где сериал "Порт чудес" снимают "в интерьере". И где у нас была назначена встреча с режиссером этой теленовеллы Маркусом Паулу.

МАРКУС ПАУЛУ: НА "ГЛОБО - ПРОЖАК" МОЖНО СНЯТЬ ЛЮБОЙ УГОЛОК РИО

Бутафорская церковь: здесь венчают только понарошку

Бутафорская церковь: здесь венчают только понарошку

В огромном съемочном павильоне прохладно и темно. Спотыкаясь о протянутые кабели, мы пробираемся к единственному освещенному месту. Декорации - две стены и кровать, на которой горько рыдает актриса Флавия Алессандра (она же Сонинья Толедо в "Истории любви" и жена режиссера "Порта чудес"). Ее героиня узнала что-то о своем прошлом и пыталась это дело достойно переварить. Словом, очень напряженная драматическая сцена. Стараясь не шуметь, так как звук пишется вживую, мы подкрадываемся ближе. Вокруг площадки проложены рельсы, по которым взад - вперед курсирует камера. Еще две стоят неподвижно на штативах. Сцена разбита на маленькие кусочки, снимают по две - три фразы. Удивительно, но работа в студии разительно отличается от мучительного процесса съемок на природе. Один дубль - и вся команда собирается у монитора, просматривая уже озвученный материал. Посовещавшись, киношники решают повторить эпизод "на всякий случай". Сцена готова, и мы спешим напомнить Маркусу Паулу об интервью.
- Маркус, на улице вы "парили" подчиненных более трех часов. А в павильоне - раз, и все!
- Очень трудно снимать на натуре! Правильно поставить свет, убрать блики, посторонние шумы. Приходится учитывать даже силу ветра. Не люблю я это дело, но такова традиция "Глобо". Обычно на каждую серию приходится 30 процентов уличных сцен. Впрочем, сегодня мы действительно переборщили.
- Сколько времени вы работаете над одной серией?
- Мы обязаны выдавать одну серию в день и шесть - в неделю. Потому что теленовелла выходит в эфир почти одновременно со съемками. До начала эфира мы снимаем первые 18 серий, над которыми работаем очень тщательно. Это пробный камень, завлекалочка для зрителей. Актеры много репетируют, изучают персонажей. Дальше включается конвейер.
- Трудно выдержать такой темп в течение полугода. Ни поболеть, ни расслабиться… Актеры не жалуются?
- Вот еще! У них же есть один выходной в неделю. Работаем, правда, с 10 утра и до поздней ночи. Зато и оплата соответствующая. Ведущим звездам, вроде Антонио Фагундеса, "Глобо" платит очень даже неплохо. Для наших сотрудников существуют бесплатные курсы повышения квалификации: актерские, режиссерские и сценарного мастерства. Плюс у студии есть социальный фонд, помогающий престарелым и актерам с детьми. А еще "Глобо" оплачивает обучение своих людей в любом университете страны. Поэтому, хотя в Бразилии много других студий - "Маншете", "СБТ" и другие, все актеры мечтают работать именно у нас.
- Уличные эпизоды, как правило, снимаются в сценографическом городе. А за пределы студии вы иногда выезжаете?
- Стараемся по возможности этого избегать. Зачем перевозить тонны дорогущей аппаратуры, если здесь, на территории "Глобо-ПРОЖАК" можно воссоздать любой кусочек Рио? Обычно мы выезжаем в начале и в конце сериала. И для съемок наиболее важных моментов.
- Почему в павильоне такие хилые декорации?
- Для сегодняшней сцены больше не надо. Завтра здесь будет стоять что-то другое. Каждый день в пять часов утра рабочая бригада монтирует новые декорации, детали которых хранятся на складе этого же павильона. В 12 ночи их разбирают. Мы не строим целые комнаты: это очень трудоемко и не нужно. Достаточно одной - двух стен.
- Отчего вы не озвучиваете сериалы, а пишете текст вживую?
- В целях экономии времени. К тому же телевизионное дублирование не дает хороших результатов.
- Приступая к съемкам, вы имеете готовый сценарий? От первой до последней сцены?
- В начале у нас готовы сценарий первых 18 серий и так называемый прогноз - схематичное решение всех сюжетных линий. Мы его насыщаем по ходу работы, ориентируясь в развитии персонажей на рейтинги и реакцию публики. Зрители часто "управляют" сюжетом, иногда даже заставляют нас менять прогноз, одних героев убирать, а другим продлевать жизнь.
- Может ли актер импровизировать, или он обязан точно придерживаться сценария?
- Наши звезды учат роли слово в слово, поэтому у нас очень ценятся театральные актеры, привыкшие зубрить огромные тексты. Как Нисетти Бруно. Она никогда не ошибается. Некоторые дают персонажу свои характерные жесты. Например, Лима Дуарте в любой роли поигрывает часами. Такая импровизация допускается.
- Почему вы не снимаете многолетние "мыльные оперы" по примеру Америки, на экранах которой некоторые сериалы идут по 30 лет?
- Это вопрос культуры. У нас такое шоу не будет иметь успеха. Бразильцы - люди темпераментные, любопытные. Они не смогут полжизни любоваться одними и теми же персонажами. Впрочем, у нас есть один сериал такого рода - "Кружево", который идет на бразильских экранах восемь лет. Это не совсем "мыльная опера", потому что актерский состав шоу почти полностью меняется каждый год. (Один сезон этого сериала шел у нас на канале ТВ 6 под названием "Новый Геркулес".)
- Сколько сериалов ежегодно снимает студия "Глобо"?
- Четыре, которые выходят в эфир в прайм-тайм с шести до десяти вечера. В три часа дня на канале идет повтор старых теленовелл 10 - 20-летней давности. Кроме того, компания в огромном количестве выпускает мини-сериалы, ситкомы, комедийные шоу.
- Недавно нам показывали куклу, изображающую актера Кайо Блата в роли ангелочка из нового сериала "Ангел, спустившийся с небес". Это тоже продукция "Глобо"?
- Да. Мы начали производить кукол по персонажам телесериалов. Даем заказ трем - четырем фабрикам, потом пускаем товар в свободную продажу. У нас эксклюзивное право на товарный знак, а распространение недавно выкупил американский предприниматель, у которого в Бразилии сеть магазинов. Но это еще что! Вскоре мы собираемся открыть "Глобо - парк", наподобие "Диснейленда". Героями которого опять-таки будут сериальные персонажи. Так что приезжайте к нам годика через три. Ахнете!

Ольга МАРТИНСКАЯ, Анна ЧЕРНЯЕВА
Рио-де-Жанейро - Москва, 2001 год

Вам может быть интересно: