Александра Маринина: «Животные про материализм не учили, поэтому слышат и чувствуют все»

Александра-Маринина
Александра Маринина. Фото: из личного архива
Королева детектива Александра Маринина в первых числах сентября начала писать новый детектив, а ее последняя книга «Безупречная репутация» – в лонг-листе премии «Русский детектив». В эксклюзивном интервью «ЭГ» Александра Маринина рассказала о том, где берет сюжеты для своих романов, как относится к актерам, которые играют в ее экранизациях, какие фильмы смотрит и что отличает человека от животного.

– Марина Анатольевна*, на ваш взгляд, повысилось ли качество российских детективов? Вопрос связан с популярным мнением о том, что «с каждым днем становится все становится только хуже».

– Я не специалист, чтобы уверенно сказать, что детектив, как, впрочем, и произведения любого другого жанра, становится другим, он сильно изменился за последние 10-15 лет. Раньше рамки жанра соблюдались более или менее строго (повторюсь: любого жанра, не только детективного), теперь же авторы экспериментируют, смешивая жанры и подходы, и это делает современные книги намного более интересными. Если же говорить конкретно о детективе, то «тайны запертой комнаты» и «хорошие парни против плохих парней» сегодня читателей не заинтересуют, все это было уже миллион раз, да и не только читать, но и сочинять такое уже скучно. Детектив развивается, меняется, краски становятся ярче. Это «лучше» или «хуже»?

– Ваша книга «Безупречная репутация» – в лонг-листе премии «Русский детектив». Насколько важно для вас участие в этом конкурсе?

– Безусловно, мне очень приятно, что «Безупречную репутацию» сочли достойной участия в конкурсе. Попадать в лонг-лист два года подряд – это весомый комплимент для автора. А уж как решит жюри – так и будет. Может, в шорт-лист я в этом году уже и не попаду. Но я все равно очень рада! Искренне!

– Детективы, как и вся литература, делятся по странам. Есть американский детектив, к примеру. Как вы думаете – что отличает российский детектив? Детективы какой страны вы предпочитаете? Сказывается ли менталитет народа на детективной истории?

– Я бы не стала оперировать понятием «менталитет народа», потому что плохо представляю себе, что это такое, если он вообще существует, в чем я, честно сказать, сомневаюсь. Есть культура, культурная традиция, и есть национальная история и мифология, которые на этой традиции заметно сказываются. Поэтому понятно, что американский детектив будет сильно отличаться, например, от скандинавского, а английский – от российского. Английский детектив давно уже сделал резкий скачок в сторону межличностных отношений и семейной психологии, а российский только начал движение в данном направлении. Американский детектив старается по возможности сохранять жизни детей и легко отдает победу «плохим парням», скандинавский же – с точностью до наоборот. На сегодняшний день мне больше нравятся английские и скандинавские авторы, но кто знает, что мне будет нравиться завтра…

«Александра
Александра Маринина. Фото: Макеев Иван/архив «КП»

– Актриса Елена Яковлева в настоящее время снимается в Крыму в детективе «Дама с собачкой». На ваш взгляд, есть ли актрисы, так сказать, идеальные для детективных историй? Если да, какими качествами они должны обладать?

– Мне кажется, идеальных актеров в таком смысле вообще не бывает. Даже странно, что вы так поставили вопрос… Каждый автор, будь то писатель или сценарист, придумывает своего героя со всеми его психологическими и поведенческими особенностями, и подходящим на роль актером считают того, кто сможет наиболее ярко и убедительно нарисовать этот образ на экране, вот и все. Сыщики все разные, соответственно, и актеры должны быть не похожими друг на друга. Есть персонажи флегматичные и медлительные, есть энергичные и быстрые, есть чудаковатые, есть совсем сумасшедшие, экстраверты и интроверты, мрачные типы и бесшабашные шутники. Каким должен быть актер, который «попадет» в любой образ? Наверное, гениальным.

– Есть мнение, что детектив сегодня – не самый востребованный жанр. Может, детективы уже надоели читателям?

– О востребованности литературы того или иного жанра не мне судить. Об этом более квалифицированно могут рассказать книгоиздатели и книгопродавцы, у них в руках есть цифры, у меня – нет. Но уверяю вас, ни один издатель не станет работать себе в убыток и не будет издавать то, что не пользуется спросом. Мы уже говорили с вами о том, что детективы о «тайне запертой комнаты» мало кому интересны сегодня, но их ведь никто почти уже и не пишет. Сегодняшний детектив все больше и больше становится похож на повесть или роман в нашем привычном понимании. Мне кажется, что до тех пор, пока вообще существует любовь к художественной литературе, будет жить и любовь к детективу. Хотя, возможно, я и ошибаюсь.

– Достоевский и другие писатели для своих произведений брали из газет хронику происшествий. Какими источниками пользуетесь вы для своих детективов, откуда берете сюжеты, кроме своего опыта и воображения?

– Сюжет на то и сюжет, чтобы быть придуманным. Если сюжет взят с точностью из реальной жизни, то это уже репортаж или хроника, а не художественное произведение. Из жизни можно взять факт, наблюдение, характер, типаж, но не сюжет. Просто потому, что книга вообще пишется не ради сюжета, а ради какой-то мысли или чувства, а сюжет потом кроится строго под надобности главной идеи. Ну, во всяком случае, я пишу именно так, а про других авторов говорить не возьмусь.

«Александра
Александра Маринина. Фото: Лариса Кудрявцева

– Верите ли вы в прошлые жизни, в жизни после смерти? Возможно, знаете, кем были в далеком прошлом?

– Я слишком мало знаю об эзотерике, чтобы судить о реальности прошлых или будущих жизней. Но на самом деле обо всем этом никто ничего не знает, можно только строить более или менее логичные и правдоподобные теории, которые кому-то нравятся, а кого-то не убеждают. У меня нет ответа на ваш вопрос, потому что знаний не хватает.

– Авторы детективов – умные люди? Понятно, что сыщик должен быть умным, а каким должен быть автор детективных романов?

– Понятно, что автор детективных романов никак не может оказаться глупее своего героя. Если герой-сыщик до чего-то додумался, стало быть, автор додумался тоже. Если быть совсем точным, то герой может быть чуточку умнее своего создателя, потому что создатель-то уже заранее знает, где собака зарыта, поэтому его догадкам грош цена в базарный день, а сыщик ничего этого не знает и должен дойти своим умом. С другой стороны, автор легко может подарить своему герою способность к неожиданным озарениям, если не может придумать логические ходы, при помощи которых герой сделает определенные выводы. Не хватает у автора мозгов, чтобы протянуть логическую нить, – а пусть тогда герой сам догадается, вот такой он гениальный!

– Происходили ли с вами помимо писательской работы детективные истории? Если да, какие? Пользуетесь ли вы автобиографическими историями помимо опыта работы в правоохранительных органах?

– Детективные истории и криминальные истории – это не одно и то же. Криминальные истории случаются со всеми и не один раз на протяжении жизни. Каждый из нас бывал обманут мошенниками, обворован, ограблен и так далее. И меня, само собой, чаша сия не миновала. Но я об этом не пишу, потому что лично мне это не интересно. Детективная же история – это загадочная цепь событий, объяснения которым не найдено. Таких историй в моей жизни не было.

«Сергей
Муж писательницы Сергей Заточный. Фото: Вислов Иван/архив «КП»

– Сегодня едва ли не каждый день – убийства, самоубийства с детективным подтекстом. Интересуют ли вас эти загадочные истории? Пытаетесь ли вы понять, что там произошло?

– Вы правы, информации об убийствах и самоубийствах сегодня очень много. Иногда мне становится интересно, и я начинаю размышлять: что могло произойти, как могли сложиться обстоятельства, чтобы в итоге случилось вот так? И иногда эти размышления наводят меня на какие-то идеи, которые можно использовать в работе, в очередной книге. Но выяснить, что случилось на самом деле, мне даже в голову не приходит, и не потому, что не интересно, а просто потому, что это для меня невозможно. Как я могу это выяснить? Читать СМИ? В их информации мало правды, а то и вовсе нет. К материалам уголовного дела меня не допустят. Да и сами следователи и оперативники вряд ли узнают правду, в этом смысле у меня оптимизма нет никакого.

– Вы долго работали над темой жизни и творчества Максима Горького. Существует версия, что Горького убили. Как умер Максим Горький?

– О том, как умер Горький, достаточно подробно написано в книге Павла Басинского «Страсти по Максиму». Если кому интересна эта тема – читайте. Меня же в процессе работы над «Горьким квестом» занимала не смерть Горького, а ответ на вопрос: почему советским школьникам было так муторно читать его произведения и можно ли было преподавать творчество писателя как-то иначе?

– В русской литературе много загадочных смертей, включая смерть Лермонтова. Не было ли у вас желания обратиться к архивам и расследовать смерть Маяковского, Цветаева, Есенина и других?

– Нет, такого интереса у меня никогда не было. Я не ученый и не исследователь, мое авторское амплуа – рассказчик и собеседник.

«Александра
Александра Маринина. Фото: Полухин Дмитрий/архив «КП»

– Марина Анатольевна, над чем вы сейчас работаете? У вас прекрасный семейный роман-сага… Может, будете пробовать новые жанры?

– Вообще-то у меня довольно много написано в других жанрах помимо детективного. Спасибо за слова о «прекрасном семейном романе», но какой из как минимум трех вы имеете в виду? Кроме трех семейных саг, я писала и семейные драмы, и процедурал о судебно-медицинской экспертизе, и непонятно какого жанра «Горький квест», и даже пьесы. Так что пробовать и экспериментировать я не боюсь, позволяю себе, хотя многим читателям это и не нравится. Сейчас я прихожу в себя после написания книги, которая выйдет в начале сентября, и потихонечку настраиваю мысль на новую работу. Это будет детектив, если, конечно, я вдруг не передумаю.

– Вопросы от поклонников вашего творчества: какой ваш любимый город, любимая музыка, танец, время года, фильм?

– У меня нет любимых книг, фильмов и городов. Я вообще не понимаю, что это такое: любимая книга, любимый фильм. Книга, которую хочется перечитывать каждый день? Фильм, который хочется пересматривать каждый день? Город, в котором хочется прожить всю жизнь? Человек – подвижная конструкция, а не застывший монумент, и если человеку всю жизнь нравится одно и то же, значит, он не меняется и не развивается.

«Александра
Александра Маринина. Фото: Maxim Burlak/Russian Look/ Global Look Press

– На ваш взгляд, животные, в частности собаки, – обладатели высшего разума? В своей семейной саге вы описали способности многих животных, в частности ворона, и явлений природы.

– Нет, мне так не кажется. Собаки и другие животные не обладают развитым интеллектом, им в мозг не вложены знания, которые забивают и блокируют другие энергетические сигналы. Животные легко и естественно эти сигналы улавливают и действуют в соответствии с полученной информацией, просто потому, что им не вбили в голову, что всякие разговоры про энергетические сигналы и поля – это антинаучное мракобесие. Вот людям вбили – и мы перестали эти сигналы слышать, потому что «этого не может быть, мы же ортодоксальные материалисты»! Животные про материализм в школе не учили, поэтому отлично слышат и чувствуют все, что реально существует в нашем мире и что мы так задорно и бодро отвергаем. Это не проявление высшего разума, это, скорее, проявление слитности с природой.

– Как вы думаете, когда закончится пандемия?

– Когда закончится пандемия – не знаю, я не специалист и не владею всей необходимой для прогнозирования информацией. Но, судя по тому, как дело движется, мне кажется, нужно набраться терпения как минимум еще года на три. Хотелось бы, конечно, закончить наше интервью чем-нибудь более оптимистичным, но – увы.

* Настоящее имя писательницы – Марина Анатольевна Алексеева.






Борис Бланк об Александре Домогарове: «Погрузнел, челюсть провалилась, истаскан, изможден»
Почему автор хита «Нас не догонят» всех своих детей называет одинаково