Лариса Лужина: «Муж Светличной относился ко мне так, будто это я его жена»
- Лариса Анатольевна, можете себя назвать советской модницей?
- В молодости, до кино, я работала манекенщицей и, конечно, интересовалась модой. Но предпочитала носить то, что мне идет. Никогда не покупала ультрамодные вещи, хотя всегда одевалась хорошо. Актриса должна выглядеть элегантно - все-таки выхожу к людям. А сейчас выбираю не только то, что получше, но и что поудобнее.
- Вы все время в движении. То на гастролях, то на фестивалях. Тогда как большинство ваших ровесников (артистке 82 года. - Э. Ф.) безвылазно сидит дома.
- К счастью, в моей жизни есть антрепризный спектакль, с которым мы ездим по стране. Жаль, что далеко не у всех актеров моего поколения есть театр. Спектакль спас меня от безработицы в лихие 90-е годы и спасает сейчас.
- Тогда, в 90-е муж вашей подруги Светланы Светличной - актер Владимир Ивашов вынужден был работать на стройке, где надорвался и умер.
- Каждый раз, приходя в церковь, я ставлю свечки за упокой души Володи. Я Ивашова не просто хорошо знала, я его любила. Да, сегодня могу об этом открыто рассказать. Мы учились во ВГИКе на параллельных курсах: я - в мастерской Сергея Герасимова, он - у Михаила Ромма. Как и многие девушки нашей страны, я была потрясена его ролью Алеши Скворцова в фильме «Баллада о солдате». Мы виделись и в институте, и в Доме кино, и на танцевальных площадках. Но поскольку у Ивашова со второго курса случилась любовь со Светланой Светличной, то я понимала, что у меня нет шансов.
- Он любил ее?
- Да. Он ее боготворил. На съемках фильма «Путина», где я играла журналистку, а он - моего мужа, капитана судна, вся его комната была в фотографиях Светланы. Он был очень верным и очень надежным. А я... Я очень хорошо помню каждое мгновение того съемочного периода в 1970 году в Находке… И не только потому, что всегда была неравнодушна к Володе. А еще потому, что находилась в положении. Володя знал, что я беременная, и оберегал меня от неприятностей. Относился ко мне так, будто я была его женой. Убедил режиссера, что я не могу прыгать с борта на корабль, как это было написано в сценарии, потому что это опасно для моего здоровья, и сценарий переписали. В результате прыгала не я, а Ивашов. Когда я родила сына, Володя принес в роддом огромный букет цветов. Очень жаль, что он так рано ушел из жизни, и жаль, что режиссеры не использовали весь его талант.
- Вы дружили семьями?
- Часто были на общих вечерах, в домах отдыха. Володя научил моего сына Пашу не только плавать, когда тому было шесть лет, но и задерживать дыхание. И однажды это спасло жизнь моему мальчику. Рыбак вытащил его из воды, где мой сын не захлебнулся благодаря тому, что умел задерживать дыхание. Я хорошо знала сына Ивашова и Светличной - Олега. Такой чудесный парень - красивый, открытый, щедрый, и так безумно жаль, что он умер в 30 лет.
- Что вы почувствовали, узнав о преждевременной смерти Владимира Ивашова?
- Для меня это стало серьезным ударом. Ведь я действительно была в него очень влюблена. С моей стороны это было настоящее, большое, глубокое чувство. Только мое. Я никому об этом никогда не говорила.
- Общаетесь ли сегодня со Светличной?
- Да, мы часто разговариваем по телефону. К сожалению, в последнее время общаться со Светой не так просто. Она рассказывает одну и ту же историю, как съемочная группа нанесла ей травму. Но было это уже два года назад. Понимаю, что годы берут свое и наверняка Светлана говорит правду. Но слушать одно и то же в тысячный раз тяжело. Я и сама недавно получила травму на своей даче - хотела гвоздь забить и упала. Сама виновата. Могла бы дождаться сына.
- Вам приписывают роман с Владимиром Высоцким. Что вас связывало?
- Дружба. Ничего личного у нас не было. Ничего. В отличие от Владимира Ивашова никаких чувств к Высоцкому не питала. Но всегда пишу записки и за упокой его души.