Реки крови, слезы на площадке и запах ночной жизни: как снимали «Место встречи изменить нельзя»

Фото: кадр из фильма

Павильонные сцены «Места встречи...» снимались на Одесской киностудии, натурные – в Москве 70-х. В столице были свои сложности: на экране требовалось воссоздать послевоенное время.

Конкина отчитали матом

Со съемок «Места...» Говорухин внезапно уехал в командировку в ГДР. На хозяйстве остался Высоцкий. Именно Владимир Семенович руководил съемками нескольких сцен. По возвращении режиссера все вздохнули с облегчением: бард с имиджем алкоголика оказался перфекционистом.

Больше всех от него доставалось Владимиру Конкину. Исполнители главных ролей постоянно орали друг на друга. Высоцкий мог начать кричать внезапно и не стеснялся в выражениях.

– Однажды отчитал меня матом, – делился Конкин. – При всех. Я едва сдержал слезы – было очень обидно. Ведь ничего ужасного не произошло – я всего лишь допустил оговорку.

Оказавшись в музее Одесской киностудии, фотокор «Экспресс газеты» Руслан Вороной примерил шляпу Жеглова и то самое кожаное пальто, которое покусала влюбленная поклонница барда

Во время съемок сцен в воровской «малине» атмосфера накалилась до такой степени, что Конкин решил сбежать в Киев, даже собрал чемоданы. Ситуацию спас гениальный Виктор Павлов. Владимир пожаловался ему на жизнь, и тот внезапно начал читать сценарий вслух, будто это комедия!

– Я вдруг услышал этот текст по-новому. Серьезное отношение к роли убивало меня, я слишком напрягался и терял удовольствие от работы, – вспоминал Конкин. – И решил остаться.

Справедливости ради отметим, что и Высоцкому было не всегда комфортно на площадке. Когда снимали ночную милицейскую погоню, часть территории возле Большого театра была оцеплена, но наглые поклонницы прорывали ограждение. И однажды в перерыве съемочная группа услышала крик о помощи. На Высоцкого напала молодая особа. Вцепилась зубами в кожаное пальто, как бультерьер, и бард не мог разжать челюсти безумной.

Цена вопроса

Высоцкому, который очень любил деньги, было за что сердиться на Конкина. Ставка того как заслуженного артиста составляла 52 руб. А актеру Таганки, не имевшему регалий, платили всего 13 руб. в день. Позже Говорухину удалось выклянчить для Владимира нормальный гонорар - чуть больше 49 руб. В итоге Высоцкий получил 10 тыс. руб. - по советским временам безумные деньги. Почти столько (9800 руб.) стоил в то время самый главный советский представительский автомобиль – ГАЗ-24 «Волга». Или, например, трехкомнатная кооперативная квартира. И если б не закон о тунеядстве, на такие средства в СССР можно было сытно и весело жить года три, забыв о работе.

Удовиченко пропахла ночной жизнью

Говорухин, по воспоминаниям артистов, любил перерывы и праздники. Однажды он отпустил съемочную группу «гулять по злачным местам». Лариса Удовиченко поняла это предложение буквально.

– На следующий день я даже боялась дышать на Высоцкого: от меня та-а-а-ак пахло ночной жизнью! – поделилась актриса. – Я очень неуютно себя чувствовала и готова была сквозь землю провалиться. Но Володя отвел меня в сторону, успокоил, сказал, чтобы я не переживала. А в довершение подарил жестяную банку английского Earl Grey, тогда это была большая редкость. И я целый день пила этот чай.

Фото: кадр из фильма

Придя в себя, Лариса Ивановна сыграла сцену, украсив картину невольной импровизацией. Удовиченко не знала, как правильно писать – «облигация» или «аблигация», и честно спросила об этом Высоцкого. Тот сначала не понял и машинально ответил: «Облигация». А потом спохватился: какая, мол, «облигация»? Эпизод вышел натуральным, понравился Говорухину, и его включили в фильм.

«Подкидыш» довел Данилову до слез

Наталья Данилова (Варя) попала на съемки «Места встречи…» после того, как потеряла ребенка и развелась с дагестанским актером и режиссером Асхабом Абакаровым. А ей пришлось играть трогательную сцену: Варя, обнаружив младенца-подкидыша, бережно несет его, кладет на стол, пеленает... На Наташу обрушились эмоции. Она вышла из помещения на заплетающихся ногах, уткнулась в какую-то занавеску и горько заплакала.

Фото: кадр из фильма

Не обращая внимания на ругающегося Говорухина, за ней следом выскочил Высоцкий. Он подошел к Наталье, попробовал успокоить, дал глотнуть коньяка (плоская бутылка всегда была в кармане). И Данилова все Высоцкому рассказала – как забеременела, как ее неправильно лечили, как пришлось сделать аборт, как тяжело и горько ей с тех пор становится каждый раз, когда она видит младенцев. Собралась и смогла доиграть сцену.

Варей могли бы стать Ольга Науменко, Ольга Яковлева или Ирина Азер (фотопробы, 1977 г.)

Кстати


Кто еще в «Астории» поужинал

В роли «Астории» выступал ресторан «Центральный» на улице Горького. В сцене, где Александр Белявский (Фокс) пляшет с официанткой, за одним столиком с Жегловым сидит дочь писателя Аркадия ВайнераНаталья Дарьялова (1) и сын друга ВысоцкогоВадима Туманова. Вадим Туманов – младший (2) только-только поступил на журфак МГУ.

Фото: кадр из фильма

В этом же эпизоде Андрей Градов (Тараскин) танцует с известной ныне телеведущей Ларисой Гузеевой – это ее первое появление на экране, а на заднем плане на саксофоне играет Сергей Мазаев («Моральный кодекс») (3). Он же мелькает в кадре в составе оркестра в четвертой серии – в кинотеатре перед показом фильма.

На месте гостиницы и ресторана «Центральный» совсем скоро откроется люксовый апарт-отель. Фото Руслана Вороного

Реки крови

Самым сложным эпизодом Говорухин называл сцену погони за Фоксом. Ее снимали целый месяц, а потом пришлось кое-что дорабатывать во время монтажа. Обе машины – и «Фердинанд», и «Студебеккер» – были в плачевном состоянии, едва двигались.

Большинство кадров погони снято на набережных Яузы, но один – в Одессе. Когда грузовик, падая в реку, перевернулся, каскадеры едва не погибли: одну дверь заклинило, пришлось вылезать через вторую.

Высоцкий все это время был в отпуске на Таити. Вернулся к концу съемок эпизода и работал в нем около двух часов. И получил травму. Роковым оказался кадр, когда Жеглов разбивает стекло «Фердинанда» и, высунувшись, стреляет. Стекло в окне автобуса оказалось почти 5-миллиметровой толщины. Владимиру Семеновичу удалось его выбить с третьей попытки. Он закричал: «Ну все, писец!», демонстрируя окровавленную руку.

– Реки крови! Хотя, казалось бы, всего лишь порез от осколка. Но такой глубокий! Не повезло Володе. Ему пришлось даже вечерний концерт отменить, – вспоминали потом участники тех съемок.

Полная «вырубка» Абдулова

Высоцкий пристроил в фильм не только Ивана Бортника, но и другого своего близкого друга – Всеволода Абдулова. Роль у него не центральная – муровец Петюня, но далась актеру с большим трудом.

Роль Александра Абдулова небольшая – шофер в банде «Черная кошка», но далась она ему очень тяжело. Накануне съемок – осенью 1977-го – актер попал в страшную аварию, три недели пролежал без сознания, потом долго приходил в себя, у него случились серьезные проблемы с памятью. Друзья – Высоцкий и Говорухин – предложили ему выбрать любую роль. Абдулов выбрал ту, что проще.

– И все равно случались моменты полной «вырубки» – не то что я текст забывал, я просто не мог понять, где нахожусь! Это так страшно, – признавался Александр Гаврилович.

Плевок в вечность

Сцена ликвидации банды снималась в доме 1/5 на Серебрянической набережной, где действительно когда-то был продуктовый. Однако вход в подвал магазина – бутафорский. Художники изготовили короб с высоким порогом и дверью-люком. «Бандиты» прятались в этой тесной коробке и вылезали наружу по команде.

Бортник и Высоцкий приехали на съемку со спектакля «Павшие и живые» в Театре на Таганке.

Здание на Серебрянической, 1/5 полностью перестроено. От бутафорского подвала не осталось и следа. Фото Руслана Вороного

– Говорухин стоит мрачный, матерится, – рассказывал «Промокашка». – Не складывался эпизод: все выходят, бросают молча пистолеты, скучно, серо, однообразно… Станислав мне говорит: «Слушай, я тебя очень прошу, ну придумай что-нибудь». А время уже поджимает. Мы пошли с Володей вниз, в подвал, переодеваться. И тут мне пришла в голову мысль…

На выходе из подвала Бортник истерически запел блатную песню, стал ругать охранников, толкаться с ними… От неожиданности Высоцкий даже засмеялся. А Иван Сергеевич так увлекся, что плюнул Владимиру Семеновичу в лицо: «Мусора, суки…». Тот утерся, но охранники – статисты из числа бывших сотрудников МВД – тоже вошли в роль и принялись дубасить Бортника.

Оставить в фильме кадры, в которых уголовник плюет в лицо представителю власти, разумеется, не удалось.


Только факт

Фото: кадр из фильма

Ментовская пижама

Консультантом на фильме был заместитель министра МВД СССР генерал-лейтенант Константин Иванович Никитин. Он просил, чтобы Жеглов хотя бы раз показался на экране в милицейской форме.

– Просьбу уважаемого человека мне необходимо было выполнить, потому что за это я рассчитывал получить возможность оставить, к примеру, сцену, где Жеглов подбрасывает в карман Кирпичу кошелек, да и вообще предполагал, с какими огромными трудностями мы столкнемся при сдаче картины, – выдавал правду-матку Говорухин. – Но Высоцкий был неумолим: «Нет, форму я не надену ни за что!» Для него милиционер сталинских времен ассоциировался с теми людьми, которые творили то страшное беззаконие. Он столько был наслышан об этом и так больно это переживал, что все, что было связано с милицией, не переносил на дух. И тогда мне пришлось придумать Володе сцену, где он стоит у зеркала в кителе, рядом Шарапов. Текст звучит примерно такой:

– Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы.

– Почему? – спрашивает Шарапов.

– Да потому что никогда не носил. Да, наверное, и носить не придется.


Кстати

Весь военный пролог пошел под нож. Фото: кадр из фильма