Феномен «Голоса»: почему победителей шоу затянуло болото заурядности
О сколько их упало в эту бездну? «Главная сцена», «Ну-ка все вместе!», «Успех», «Победитель», «Дуэты», «Шоумаскгоон», «Ты супер!» и еще сонмы вокальных проектов выходили, выходят и будут выходить на ТВ, но именно «Голос» стоит особняком. Это он собирает миллионы зрителей и миллионы рублей на благотворительность в ходе голосования на финальных этапах. Это его доля на пике практически достигает 50% (процент зрителей, смотрящих конкретный канал или программу, от общего числа людей, находящихся у экранов).
В чем феномен? Вероятно, зрителя завораживает момент непредсказуемости, отсутствующий в других подобных проектах. Некая тайна, аспект хаотичности в стройном мире музыкальной гармонии сохраняется на каждом этапе шоу. И во время слепых прослушиваний, когда неизвестно, кто нажмет кнопку. И в ходе поединков, где наставники не только выбирают, но и могут спасать вылетевших. И в нокаутах, где поют тройками и навсегда прощаются с проектом. И в прямых эфирах, где все планы судей перемешивает зрительское участие в голосовании. Никогда нельзя быть уверенным, что произойдет. Что приятно щекочет нервы. Лотереи у нас в стране до сих пор в почете.
«А музыка звучит, и я двигаюсь в ритм»
Итак, что мы имеем в итоге? Наставникам и каналу проект дает куда больше, чем вокалистам и шоу-бизнесу. Засветившиеся в десятках эфиров на «первой кнопке» звездные судьи без всяких унизительных для себя «Тик-Токов» и авторских шоу в YouTube (Дмитрий Нагиев попробовал, провалился да плюнул на это дело) делают очень и очень большие деньги.
«Голос» не предполагает эволюцию, он работает на инерции и стагнации: артисты сами присылают тысячи анкет и заявок, их сортирует музыкальная редакция, затем выпускает в эфир, после все расходятся по домам, считая заработанные рекламой деньги.
И так каждый год. Конвейер.
Проект не способен выпускать звезд, как это было на «Фабрике звезд», просто потому, что нет такой задачи. Нет композиторов, работающих специально под артистов «Голоса», нет и продюсеров, продвигающих их. Именно поэтому готовые звезды, приходящие в проект, или отваливаются по ходу конкурса, или проигрывают ноунеймам, как это было с Панайотовым в финале пятого сезона. Его по результатам СМС-голосования обошла студентка Школы-студии МХАТ Дарья Антонюк. Где она, кстати? Кто-нибудь знает? А Петр Захаров (победитель «Голоса-7»)? А Селим Алахяров (победитель «Голоса-6»)? А Аскер Бербеков (победитель «Голоса-8»), которого Константин Меладзе вел? Меладзе же крутой композитор - где хиты?
Чаще всего побеждали темноволосые баритоны в костюмах, бесконечно эксплуатирующие магомаевскую эстетику, советы ретроградского Градского и ностальгический запрос домохозяек. Или слишком правильные и академичные девушки - народная Дина Гарипова (победительница «Голоса-1»), красивая и длинноногая Саша Воробьева (победительница «Голоса-3»), скуластая Яна Габбасова (победительница «Голоса-9»). Их, к сожалению, тоже затянуло болото заурядности и однообразной пошлости. Послушать альбом Дины, выпущенный Universal Music- это стыд и мрак. Словно елей заливают в уши. Хочется сразу промыть их чем-то свежим и небанальным.
И так со всеми.
Сложно представить всерьез хоть одного из таких артистов в ранге крутого музыканта. Проект даже не давал им импульс, он просто подсвечивал умение ладно или даже талантливо петь. Что без харизмы, аутентичного и интересного материала, воли и желания, а главное, неправильной отличительной зазубринки никого еще в высшую лигу не выводило. Ведь голос - это далеко не только голос.