Высоцкий боялся встречи с Влади
Галина УРВАЧЁВА |
Поэт хотел излечиться от наркозависимости в Сибири
25 января в день рождения великого русского поэта Владимира ВЫСОЦКОГО в Государственном культурном центре-музее (ГКЦМ) открылась новая экспозиция, рассказывающая о последнем годе его жизни. На ней представлены уникальные документы, редкие вещи и предметы, связанные с Владимиром Семеновичем, его близкими людьми, друзьями. С Главным хранителем музея Галиной УРВАЧЕВОЙ побеседовал Борис КУДРЯВОВ.
- Последний год жизни Высоцкого и его смерть как бы окутаны завесой тайны. Так, по крайней мере, трактуется во многих публикациях, - рассказывает моя собеседница. - Но, несмотря на не слишком хорошее самочувствие, Высоцкий очень много работал, выступал с концертами. И главным на нашей выставке являются факты. Мы ничего не трактуем, не комментируем. Любые рассказы, воспоминания всегда вторичны и субъективны.
Сын поэта, директор ГКЦМ Никита ВЫСОЦКИЙ |
Подлинные рубашка и джинсы ВЫСОЦКОГО |
- Какие новые документы представлены на выставке?
- Впервые выставляются документы, связанные с предполагаемым выездом Высоцкого на 60 дней во Францию в начале июля 1980 года. 26 июня он подал заявление в ОВИР. На то были серьезные причины: Марина Влади, в связи со смертью сестры, просила Володю срочно прилететь в Париж. Телеграмма Марины тоже представлена на выставке.
(Напомню читателю, что сестра Марины Влади - Татьяна (Одиль Версуа) умерла 23 июня 1980 года. Тогда же пошли разговоры, будто Высоцкому не дали визу. Но по утверждению Валерия Янкловича «и виза, и билет были заказаны, а не полетел он на похороны Одиль Версуа, потому что не было наркотиков. А еще он боялся встречи с Мариной - все это время жил на грани». Он честно пытался справиться со своими «демонами». По словам Вадима Туманова в то же самое время Высоцкий собирался вместе со своим другом, ныне покойным врачом Игорем Годяевым, лететь к нему в тайгу, чтобы спокойно поработать. И сделать последнюю попытку вылечиться от наркозависимости - Б. К.)
Торговать им кощунственно
- За такие документы любой «высоцковед» отдал бы, наверное, полжизни?
- Как ни печально, но существует отчуждение так называемых «высоцковедов» от музея Высоцкого. Наверное, фанатичная любовь к своему кумиру порождает стремление лично владеть всем, что с ним связано. Наша же задача, как единственного на сегодняшний день учреждения государственного толка, собрать и сохранить для истории и, как это ни пафосно звучит, для потомков все, что связано с именем Высоцкого.
- А как Вы относитесь к факту продажи, причем за немалые деньги, на аукционах рукописей и даже личных вещей поэта?
- «Торговать» Высоцким вообще кощунственно! Хотя те люди, кто его «продают», законов не нарушают. По моему мнению, наследие такого художника должно принадлежать всем. Музей, конечно, не в состоянии выкупить за сумасшедшие деньги все, что выставляется на аукционах. Больше того, те люди, которые этим занимаются, музею ничего и не предлагают. Но кое-что мы все же приобретаем. И исследовательско-поисковая работа нами ведется постоянно.
- Что за гитара представлена в экспозиции?
- Настоящая гитара Высоцкого из его квартиры на Малой Грузинской. Выступал он с ней неоднократно и в разных аудиториях. Имя мастера пока под вопросом. Мы предполагаем, что это Александр Шуляковский. Документального подтверждения, правда, нет.
- А голубая рубашка, батник, как их тогда называли, тоже принадлежала Высоцкому?
- Конечно. В этой рубахе, кстати, он много снимался. В семидесятые годы такие батники были по Москве очень распространены. Но вот в такой, импортной, с множеством карманов, щеголяли немногие. Жаль, что этикетки на ней не сохранилось.
Публикация во французском журнале Пари матч. 1980 год |
1969 год. На квартире у московского корреспондента французской Юманите Макса ЛЕОНА. В центре - Марина ВЛАДИ |
Заявление в ОВИР |
Опальный журнал Метрополь |
Интерьер гостиной в квартире ВЫСОЦКОГО |
Гитара ВЫСОЦКОГО |
Счета за телефонные переговоры |
Последнее стихотворение ВЫСОЦКОГО |
Рукопись поэта |
Рукопись поэта |
Рукопись поэта |
Документы из выездного дела Высоцкого |