Геннадий Гладков судится за «Бременских музыкантов»

Создателей одноименного мюзикла композитор называет ворами

Геннадий ГЛАДКОВ (фото ИТАР-ТАСС)

Геннадий ГЛАДКОВ (фото «ИТАР-ТАСС»)

Создателей одноименного мюзикла композитор называет ворами

Геннадия ГЛАДКОВА знают и любят все. Его песни из спектаклей, кино- и мультипликационных фильмов давно стали культовыми. «Уно моменто» из «Формулы любви» в свое время горланила вся страна, а «Ничего на свете лучше нету» из «Бременских музыкантов» стало гимном подрастающего поколения. Во многом благодаря музыке этого замечательного композитора стали всенародно любимыми такие картины, как

«12 стульев», «Собака на сене», «Обыкновенное чудо», «Человек с бульвара Капуцинов».

18 февраля Геннадию Игоревичу исполняется 75 лет. Как оказалось, юбилей композитора омрачают судебные процессы.

- Геннадий Игоревич, что за проблемы возникли с вашими «Бременскими музыкантами»?

- К ним нацеплялось столько «новых версий», дешевых повторов, что уши вянут. Приходится все время воевать с «воришками». Возьмем последнее «открытие» - так называемый мюзикл «Бременские музыканты». Своровали ребята без стыда и совести чужой бренд и начинку, и вперед - деньгу зашибать! Сейчас идет судебное разбирательство. А как иначе бороться с этой гадостью? Это же обычные бандиты, абсолютно бескультурные люди. (Мюзикл создан продюсерским центром «Триумф» в начале 2009 года с нарушением авторских прав. - Б. К.)

Сегодня вообще наступило время дебилов: в чести дебильное американизированное кино, «бум-бум» музыка, диалоги звучат с экрана на каком-то тюремном жаргоне. А где же душа, господа творцы, совесть, наконец? «Фильм собрал рекордное количество денег» - вот лучшая характеристика современного кино. А ведь деньги и искусство - вещи несовместимые.

ГЛАДКОВ (второй справа) и поэт Юрий ЭНТИН с жёнами Светланой и Мариной (1967 г.)

ГЛАДКОВ (второй справа) и поэт Юрий ЭНТИН с жёнами Светланой и Мариной (1967 г.)

- Вашему знаменитому мультику уже 40 лет...

- «...музыканты» вышли в 1969 году. В 73-м появилось продолжение «По следам бременских музыкантов». Успех был колоссальный! Хотя от властей нам досталось. Трубадура-Магомаева ругали в прессе, даже из ЦК КПСС звонили. Мол, как же мог певец такого уровня опуститься до столь низменных вкусов? Муслиму же с нами работать нравилось. Хотя характер у него был гонористый. Многие разглядели в мультфильме политическую подоплеку: глупый Король - генсек, Принцесса - Галина Брежнева. Мы это не планировали. «Петь для детей про разбойников и покойников - это слишком!» - пеняли нам «сверху». А когда была премьера спектакля по «Бременским...» в питерском Театре имени Ленсовета в постановке Василия Ливанова, среди местных чиновников случился большой переполох. На сцене герои превратились чуть ли не в революционеров. Трубадура играл молодой Миша Боярский, Принцессу - Лариса Луппиан. Они тогда еще не поженились.

Хотели задействовать Алису Фрейндлих, но побоялись. Народной артистке играть в каком-то мюзикле?! Она страшно обиделась.

Геннадий и Юрий - не только соавторы, но и лучшие друзья

Геннадий и Юрий - не только соавторы, но и лучшие друзья

Наш спектакль вскоре прикрыли. После чего главный режиссер Театра имени Ленсовета Игорь Владимиров сделал своих «Бременских...» с Фрейндлих в роли Принцессы. Была еще постановка Марка Захарова в «Ленкоме». Потом его выкупил в свою антрепризу Саша Абдулов. Однажды мне позвонили из Большого театра с просьбой помочь в постановке «...музыкантов». Я чуть в обморок не упал, думал - шутят.

- Несмотря на наезды, государство неплохо на вас заработало?

- Фирма «Мелодия» делала на нас план. Только первых «Бременских...» продали 28 миллионов пластинок! Несмотря на успех, продолжение пришлось пробивать: почти год запись лежала под запретом.

В 2000 году мы отважились выпустить «Новых бременских...»: продвижение последнего мультика в народ активно тормозили люди с большими кошельками. Там же банк «Бяки-Буки» фигурировал, который возглавляла атаманша-банкирша. Гусинский дал на съемки 900 тысяч долларов. Но большая часть денег тут же осела в чьих-то карманах. Заканчивали картину на свои кровные на студии в Белоруссии - там было дешевле.

В мультике «Бременские музыканты»...

В мультике «Бременские музыканты»...

Провальный фильм Абдулова

- В конце 90-х Александр Абдулов снял фильм-мюзикл «Бременские музыканты» с Ларисой Долиной, Юрием Шевчуком, группой «На-на».

- К великому сожалению, Шура Абдулов режиссером был никаким. Но под него давали кучу денег. Заманили классных актеров, хорошо им заплатили. А получился пшик. Прекрасные актеры - Михаил Пуговкин, Олег Янковский, Саша Збруев, Светлана Немоляева оказались в глупейшем положении. Какой черт понес тонкую актрису Настю Вертинскую сниматься в таком дерьме? Единственный, кто вовремя понял, что это полная фигня, был Армен Джигарханян. Он слинял с картины через пару съемочных дней. Вместо него Саша взял своего дружка, бывшего начальника ельцинской охраны, генерала Коржакова. Я посмотрел исходный материал и ужаснулся. «Ты ничего не понимаешь!» - убеждал меня Абдулов.

...чиновники разглядели крамолу на БРЕЖНЕВА

...чиновники разглядели крамолу на БРЕЖНЕВА

- Стоит ли одного Александра Гавриловича винить в провале?

- К бездарнейшему сценарию приложил руку режиссер Сергей Соловьев. Он даже замечательные стихи Юрия Энтина переделал. Я бы за такое сразу подал в суд. Но Юра - человек деликатный. «Ковыряния» Соловьева и профнепригодность как режиссера Абдулова слились в едином экстазе в страшно дорогой провал.

- Ваша песня «Уно моменто» из фильма «Формула любви» стала поистине народной. Вы можете объяснить ее популярность?

- Буквально на днях говорили об этом с режиссером Марком Захаровым. «Уно моменто» - это же бред сивой кобылы! Из известных мне итальянских слов я помнил только эти два. Песня возникла как шутка - Марк Анатольевич любил меня подзуживать: слабо сочинить вот так-то? Последствие нашего баловства я осознал, когда академический Хор имени Альфреда Шнитке попросил разрешения на аранжировку «Уно моменто». Похоже, прав Захаров, который любит мне повторять: «Плюнь ты на свои консерватории! Музыка - жанр демократический!»