Станислав Куняев: Я - не враг Высоцкого!

Главного редактора журнала «Наш современник» обвиняют в разжигании ненависти к культовому поэту

Станислав КУНЯЕВ

Станислав КУНЯЕВ

Главного редактора журнала «Наш современник» обвиняют в разжигании ненависти к культовому поэту

Мало кто вспомнит, что в 1983 году вокруг могилы Владимира Высоцкого разгорелись нешуточные страсти. В Интернете сохранились одиозно-застарелые отголоски довольно странной темы: «Лебединой песней идеологического отдела ЦК в 1983 году стал проект под названием «могила майора Петрова». За одну ночь она была сооружена по соседству с могилой Высоцкого и кем-то затоптана. Главный редактор журнала «Наш  современник» Станислав Куняев выступил с гневной публикацией о вандализме поклонников Высоцкого. И призвал запретить неорганизованный доступ к могиле барда. Теперь Куняев признается, что его заставили раскрутить эту «фальшивку».

Откуда такая осведомленность у автора этой интернет-утки – «проект», «сооружена за ночь», «заставили»? То, что Станислава Куняева вполне необоснованно ненавидят оголтелые поклонники Высоцкого, известно как раз с тех пор, когда в прессе появились его статьи о поющем поэте. Имел ли на них моральное право Куняев, что ему и ставится в вину фанатами Высоцкого? Вне всякого сомнения - имел! А вина? Ну, какая может быть вина у человека, имеющего собственное мнение?

Так выглядела могила Высоцкого в 80-е годы

Так выглядела могила Высоцкого в 80-е годы

Но давайте попробуем все же разобраться с могилой.

Обстоятельств этого странного дела на Ваганьковском кладбище узнать  не получилось. Документальных свидетельств тому, что рядом с нынешней могилой Высоцкого когда-то была могила майора Петрова, просто не существует. В кладбищенских архивах такой информации нет. «Мы храним архивы, начиная с 1941 года», - дали объяснение в администрации. Пришлось искать живых свидетелей. 

Правда Стаса Куняева

Главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Юрьевич Куняев так прокомментировал эту историю:

- В 1983 году мне в руки попали две фотографии московского фотохудожника Александра Лапина. На одной - могильный холмик неизвестного майора Петрова, возвышающийся по соседству с захоронением Владимира Высоцкого (снимок 1982 года). На другой, сделанной автором через год, на месте этой могилы - пустое место. Оказалось, что к тому времени ее затоптали поклонники поэта.

НОЯБРЬ, 1980 ГОД

В июльском номере журнала «Наш современник» вышла моя статья «Что тебе поют. Полемические заметки о модном в культуре», где я попытался проанализировать явления массовой культуры. Речь зашла и о Высоцком и о той самой могиле, затоптанной его фанатами. «Я не могу себе представить, чтобы поклонники Блока, Твардовского, Заболоцкого или Пастернака могли позволить себе из любви к своему божеству равнодушно топтаться на чужих могилах», - таким был мой вывод. Ни слова о причастности  к Высоцкому в ней больше нет!

Из неизвестного документа слова матери Высоцкого

Из неизвестного документа слова матери Высоцкого

В результате случился грандиознейший скандал. Высокие партийные инстанции, редакцию журнала завалили подметными письмами возмущенные поклонники Высоцкого. Но признаюсь как на духу: никакого подлога я не совершал, ничей заказ не выполнял, нигде не признавался, будто меня «ЗАСТАВИЛИ раскрутить какую-то фальшивку». Да, и каяться мне не в чем. Выступал я не против Высоцкого, а против стадного культа по отношению к нему. Писал, как говорится, по велению сердца.

Правда матери Высоцкого

- Смею вас уверить, - продолжает Станислав Юрьевич, - что идеологический отдел ЦК КПСС к этой истории тоже не имел ни малейшего отношения. Могила майора Петрова не могла быть «сооружена за одну ночь». Рядом с могилой Высоцкого она находилась задолго до появления той на кладбище, то есть до 25 июня 1980 года.

1982 ГОД

Вот редкое свидетельство: фотография из кладбищенского архива, датируемая ноябрем 1980 года. На ней хорошо видна табличка с надписью,  сохранившаяся с 1940 года: «Кинорежиссер Петров А.С.»  Кто этот человек - выяснить нам так и не удалось. А вот слова матери Высоцкого Нины Максимовны, присланные в групповом письме очередных подписантов на имя первого секретаря правления Союза писателей СССР Георгия Маркова:

«Мы», - пишет Нина Максимовна, (имеются в виду родственники и друзья - Б. К.), - «Заметили этот неприсмотренный холмик - могилу режиссера Петрова - и стали за ней ухаживать, подправлять, класть цветы. Затем неожиданно для нас на могиле появилась табличка «майор Петров».

Как видите, дело не совсем ясное. Скорее, даже темное.

1982 ГОД

Кто затоптал могилу майора Петрова?

- Перед публикацией моей статьи, - подытоживает наш разговор Куняев, -  главный редактор «Нашего современника» Сергей Викулов попросил редактора отдела критики журнала Юрия Медведева провести расследование по могиле Петрова. И в июне 1984 года Медведев беседовал с тогдашним директором Ваганьковского комплекса ритуальных услуг Абакумовым. Тот признал, что могила майора Петрова действительно была затоптана. Причем, затаптывалась она трижды. И администрация кладбища каждый раз вынуждена была принимать меры по ее восстановлению. В конце концов, было принято решение сравнять ее с землей. Вот слова Абакумова: «Бесчинства посетителей могилы Высоцкого выливались в распитие спиртных напитков и распевание песен в пьяном виде вокруг нее. Это происходило даже ночью, после закрытия кладбища. Милиция устала бороться с вывешиванием антиобщественных призывов, продажей по спекулятивным ценам фотографий Высоцкого  (по два рубля за штуку)».

1983 ГОД

На вопрос, можно ли восстановить могилу майора Петрова, Абакумов ответил, что это невозможно. Потому что нет его близких родственников. И табличка с могилы давно утеряна.

Особый взгляд на жизнь и творчество Высоцкого

- Станислав Юрьевич, некоторые «высоцковеды» до сих пор припоминают вам ту давнюю историю. Чем же вы их так разгневали?

- Тем, что всегда открыто говорю свою правду о Высоцком. Да, время фанатического культа по отношению к нему давно прошло. Толпы поклонников теперь Ваганьковское кладбище не штурмуют. При жизни Владимир Семенович страстно желал вступить в Союз писателей, чтобы его официально признали литератором. За помощью он не раз обращался почти ко всем нашим поэтическим знаменитостям: Роберту Рождественскому, Булату Окуджаве, Андрею Вознесенскому, Евгению Евтушенко, Бэлле Ахмадулиной, Андрею Дементьеву. Список можно продолжить. Зачем же склонять только мое имя?  Тем более, что я во многом являюсь оппонентом к их взглядам, поэтике. Но в том, что они большие профессионалы, сомнений  никаких нет.  

Могила Высоцкого в наши дни

Могила Высоцкого в наши дни

Но вот почему-то при жизни Высоцкого они его не поддержали. Или не поняли? А между собой снисходительно перешептывались: «Оставайся, мол, парень, на своем месте, пой свои песни. А к нам не лезь». Почему, спрашивается? (Первая и единственная прижизненная публикация стихов Высоцкого в профессиональном поэтическом издании: стихотворение «Ожидание длилось, а проводы были недолги» вышло с купюрами в альманахе «День поэзии. 1975» - Б. К.).

- А, может, они боялись?

- Чего? Конкуренции со стороны собрата или гнева властей? Допускаю даже то, что по отношению к Высоцкому я предвзят, "свожу с ним счеты", будто мною движет "зависть", - как утверждают мои радикальные оппоненты. Но почему при его жизни никто из коллег по поэтическому цеху не поддержал Владимира даже во время кулуарных встреч? Причина? Что скрывать, - уровень его профессионального мастерства не дотягивал до их высот, а, значит, до высот настоящей, чистой поэзии.

- Спорный вопрос.

- Спорный - не спорный. А некоторые доказательства приведу:

Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь свои босые души.

По-моему, это такая безвкусица, от которой просто коробит.

Владимир ВЫСОЦКИЙ

Владимир ВЫСОЦКИЙ

- Ну, почему же сразу - безвкусица?! Мне, к примеру, очень нравится.

- Во-первых, это истерически-экзальтированная картинка из жизни поэтов. У них все гораздо сложнее и тоньше: и сомнения, и печали, и одиночество, и вдохновение. А тут упрощение, доходящее, прошу прощения, до зрительного идиотизма. 

А как вам вот такое:

Кто кончил жизнь трагически - тот истинный поэт,

А если в точный срок - так в полной мере.

На цифре 26 один шагнул под пистолет,

Другой же - в петлю слазил в «Англетере».

СЛАЗИЛ, а потом вылез что ли? Высоцкий пишет о трагедии Есенина, но после такой строчки хочется просто рассмеяться. Слазить можно туда, откуда потом можно вылезти. А из петли, затянутой на шее, уже не вылезают! 

Я всегда чувствовал в его манере исполнения пережим, истерическую ноту, неестественность ора. Не пение, а крик! Я же не знал, что он сидел на наркотиках. Такую страстную ноту может давать только наркотическое возбуждение. Эстетически и как явление крупной поэзии, книжное в том числе, я Высоцкого никогда не воспринимал. Чувствовал, что это явление массовой культуры.

Но когда наша интеллигенция, как бы желаю примкнуть к народу, начала приравнивать его к Пушкину, Ломоносову и даже Шаляпину, тут уж у нее всякое чувство меры пропало.

Воевал я и воюю не с Высоцким, а с идиотизмом, созданным вокруг его имени. Зачем делать из него дешевый культ?

Этот снимок в начале 80-х годов пользовался большой популярностью среди фанатов Высоцкого

Этот снимок в начале 80-х годов пользовался большой популярностью среди фанатов Высоцкого.

- Культ кумира - это же любовь к нему. Может, с Вашей теоретизированной колокольни все у Высоцкого плохо, а народу нравится!

- Прежде всего, Высоцкий - актер. А актерство и поэзия, пожалуй, вещи, мало сочетаемые друг с другом. Заметьте, Борис, почти все его песенные персонажи как бы играют самих себя. А поэт он всегда идет своим путем, не оглядываясь на мнение публики:

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Где-то я уже говорил, что Высоцкий не совсем органичный русский поэт. Хотя именно русского человека он умел играть, как никто другой.

Высоцкий никогда моим врагом не был. И не все у него плохо. Мне, например, очень нравятся его ранние стихи и песни. Вот где настоящая искренность, ненадуманность, задушевность. Они и писались для друзей, а не на потребу публики. Помните:

У меня гитара есть - расступитесь стены!

Век свободы не видать из-за злой фортуны!

Перережьте горло мне, перережьте вены -

Только не порвите серебряные струны!






«Политбюро в зале»: как пытались скрыть пьянство Высоцкого
Пугачева получила звонкую пощечину от легендарного артиста: «Свинья»