Николай Бурляев: «Сказал Калягину и Райкину, что они враги нашей культуры»

Николай Бурляев
Николай Петрович* настроен оптимистично. Фото Евгении Гусевой/«Комсомольская правда»
Народный артист России, кинорежиссер и депутат Госдумы Николай Бурляев в последнее время оказался на острие атаки. Негодование Николая Петровича* вызвали 13 руководителей крупнейших театров, в открытом письме поддержавшие главу Союза театральных деятелей (СТД) Александра Калягина.

Калягин подверг резкой критике проект президентского указа о сохранении и укреплении традиционных художественно-нравственных ценностей. Бурляев считает, что у его оппонентов, среди которых Константин Хабенский (МХТ им. Чехова), Евгений Миронов (Театр Наций), Константин Райкин («Сатирикон»), Владимир Урин (Большой театр) и Ирина Апексимова (Театр на Таганке), неспроста вызвал особенные возражения пункт об усиления государственного контроля финансирования мероприятий, «противоречащих целям и задачам государственной политики».

- Много лет борюсь за то, чтобы на государственном уровне был принят законопроект «По укреплению традиционных ценностей», - объяснил «Экспресс газете» свою позицию Бурляев. - Седьмого февраля в Общественном совете при министерстве культуры бился с Александром Калягиным, Константином Райкиным и другими театральными деятелями, которые выступает против этого законопроекта. Сказал им, что они - враги нашей культуры.

- Почему 13 уважаемых театральных деятелей не хотят поддерживать традиционные ценности?

- У меня двоякое отношение к тому, что ряд моих коллег выступают в роли протестантов принятия новой государственной политики в области культуры. Наш президент в 2014 году подписал указ «Об основах культурной политики» - первый шаг к тому, чтобы остановить беспредел, который многие годы творится. Они же плюют против ветра в своем упорстве. И к ним это вернется со страшной силой. Если не будет принят этот указ, мы окажемся у бездны вульгарного, пошлого, циничного пространства, которое якобы называется культурным. Нам жить в нашей прекрасной стране, укреплять ее, поднимать поколения. И как эти взрослые мужи, руководители театров, могут не думать о молодежи? Второе ощущение, что так уже было: и разделение общества на западников и славянофилов, и русофобия.

Мэтрам не позволят устроить из их театров «прачечные»
Мэтрам не позволят устроить из их театров «прачечные». Фото: Legion-media.ru и Ларисы Кудрявцевой

- Есть версия, что протестанты отстаивают не свободу творчества, а бесконтрольный поток гигантских сумм, выделяемых государством на постановку спектаклей и производство фильмов?

- Конечно, они сражаются за миллиарды! Не секрет, что наша «пятая колонна» прикормлена. И мы знаем, что на посты министров культуры ставились люди, которые растлевали сознание нации своими постмодернистскими устремлениями. Мы помним, что с позволения бывших министров устраивали в Третьяковской галерее.

Театры и музеи получают огромные средства для деструктивной деятельности. Один лишь Кирилл Серебренников за три года получил миллиард рублей, и об этом сказал наш президент. Но им все мало, мало… Этим 13 протестантам хочется больше, больше, больше. Они хотят получать государственные деньги, которыми будут растлевать зрителей и вешать в Большом театре голову гомосексуалиста и предателя Родины Нуриева и его причиндалы. Хотят продолжать свою деструктивную работу на народные деньги. Но это - Россия, и все эти безобразия не пройдут.

- Не напоминает ли вам театральное сообщество мафию?

- В Союзе кинематографистов мы этого избежали. От нас откололась деструктивная группа. А в театральном пространстве - и мафия, и круговая порука. Мы видели характерный пример, как защищали театральные деятели - все те же протестанты укрепления традиционных ценностей - Кирилла Серебренникова. При этом у нас нет свободной критики. Журналиста, который во весь голос критикует ту или иную постановку, подвергнут травле.

- Сейчас в спектакле Михалкова «12» вы играете присяжного заседателя. К пьесе Роуза Никита Сергеевич обращается в третий раз: в студенческом спектакле, в фильме и сейчас - в драматической постановке

- В Щукинском училище Никита поставил учебный спектакль по пьесе «12 разгневанных мужчин». Прямо после этого его и выгнали из института. Но спустя 58 лет он пригласил меня в свой новый спектакль «12». Я исполняю роль справедливого присяжного, которого в фильме сыграл Сергей Маковецкий. Считаю, что и в кино должен был сниматься я, потому что это моя роль еще со Щуки. Да и, если честно, то Маковецкий в фильме очень слабо сыграл. По характеру, по сути Сергей не борец за других людей, и этот образ недотянул.



*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов