Людмила Гладунко об Олеге Табакове: «По отношению к юным девочкам у него совсем другая потребность была»

Людмила Гладунко: «Перед моей любвеобильной мамой прогибалась Мордюкова»
Борису Васильевичу и Людмиле Михайловне вместе не бывает скучно
- Иногда на площадке с Людой Гладунко ругаемся так, что все думают: хана и нашему браку, и съемкам. А потом уходим домой в обнимку. И так больше полувека! - признался однажды тот самый Саня Григорьев из фильма «Два капитана» - актер Борис Токарев.

Уже много лет супруги руководят киностудией «Дебют». Он генпродюсер, она худрук. Коллеги их так и называют - «два капитана». Накануне собственного 75-летия Людмила Михайловна раскрыла «Экспресс газете» еще некоторые семейные тайны.

О юбилее

- Всегда любила дни рождения. Не столько ждала подарков, сколько хотела собрать друзей. А сейчас мужу говорю: «Давай теперь не прибавлять возраст, а отнимать». Как-то тревожно думать о цифрах в паспорте. И совершенно не хочется подводить итоги. Хотя иногда думаю об этом - что сделала, а что нет? И прихожу к выводу, что я довольна своей жизнью. Муж, сын, неплохая карьера.

Сейчас снимаю документальное кино «Соль земли» о героях XVIII и XIX веков. Не знаю, сколько еще проведу на этой земле, но хочу доделать. Для меня это важно.

О маме, ее знаменитых мужчинах и подругах

- Моя мама, известная по фильму «Часы остановились в полночь» и другим картинам актриса Рита Гладунко, в 18 лет меня родила. Вначале у меня было внутреннее сопротивление ее профессии. В юности я была закрытой и стеснительной. Чувствовала себя неловко, даже когда маму узнавали на улице.

А потом режиссер Эдмонд Кеосаян для своей ленты «Где ты теперь, Максим?» стал искать девочку на роль Динки по прозвищу Рысь. И актер Виктор Авдюшко, на тот момент муж мамы, меня, шестнадцатилетнюю, туда порекомендовал. Так и стала актрисой, хотя до этого снялась с мамой в фильме «Весенние грозы». А еще познакомилась на «Где ты теперь, Максим?» с будущим мужем Борисом Токаревым. И вот уже почти 60 лет мы вместе, хотя официально с 1969 года женаты.

Получается, человек широкой души Авдюшко и профессию, и мужа мне, по сути, дал.

«Людмила
Людмила Гладунко с мужем 

С юности я писала сценарии и пьесы. Задатки, видно, были. А может, это влияние еще одного моего отчима Николая Фигуровского, режиссера и драматурга, автора сценария фильма «Когда деревья были большие». Когда в букинистических магазинах появлялась новая книга, ему оттуда звонили, и он мчался за раритетами. Читал мои сочинения, а одно из них даже без моего разрешения послал на конкурс. Оно победило и потом висело на стенке в школе как лучшее. А приз за него мне прислали бандеролью.

Дядя Коля Фигуровский радовался за меня, а когда с мамой развелся, я вообще с ним хотела жить остаться. Не могла предать человека, ставшего родным. И маме долго не могла простить их развода. Ведь от всех своих кавалеров она сама уходила, когда в следующего мужчину влюблялась.

Все мамины мужья были хорошие люди. Я с ними дружила, в том числе с Петром Тодоровским. Он несколько лет прожил с мамой гражданским браком и очень ее любил. А когда меня видел уже позже, всегда радовался и отмечал, как я «похожа на Риту». Петр Ефимович пришел и на панихиду по маме, когда ее не стало. Уже в возрасте она вышла за доктора философских наук Хромушина. Влюблялась до последнего дня!

Я, кстати, совсем на нее не похожа. Не такая горячая и спонтанная, а хранительница домашнего очага. Для меня на первом месте мой дом и стабильность. А женская манкость мамы притягивала не только мужчин, но и женщин. Подруги - Людмила Хитяева, Алла Ларионова, Лионелла Пырьева, Нонна Мордюкова - ее очень ценили.

Ларионова отмечала, что «около Риты согревается и оттаивает». Она забеременела от Ивана Переверзева на съемках фильма «Полесская легенда», который ставил Фигуровский. Сидела у нас на кухне и плакала. А потом рядом с ней появился дядя Коля Рыбников, который девочку Аллы удочерил. Алена долго и не знала, что Рыбникову не родная, пока кто-то во дворе не просветил. Они семьей часто бывали у нас.

Хитяева тоже мчалась к маме, когда плохо было, и делилась всеми проблемами. А еще в квартире мамы создавалось цыганское трио «Ромэн».

Нонна Мордюкова (кадр из фильма «Бриллиантовая Рука»)
Нонна Мордюкова (кадр из фильма «Бриллиантовая Рука») 

О Мордюковой, Тихонове и их сыне

- О маминой подруге Нонне Мордюковой стоит рассказать отдельно. Когда она квартиру разменивала с единственным сыном от Вячеслава Тихонова Володей, у мамы, а не у своих многочисленных сестер полгода жила.

Нонну Викторовну за ее прямолинейный и авторитарный характер все коллеги боялись, а она сама боялась и при этом очень любила мою маму. Иногда прогибалась просто перед ней, чтобы попасть в компанию. В доме у мамочки всегда собирался круг интересных людей, и Нонна интересовалась: «Рита, а что ты меня в гости не зовешь?» На что мама отвечала: «Придешь и снова устроишь какой-нибудь скандал!» - «Рита, слова не скажу! Буду целый вечер молчать». И выполняла обещания, а потом спрашивала: «Как я себя вчера вела?» - «Очень хорошо вела, Нонна, молодец» .

Сын Мордюковой Володя был красавцем и неплохим актером. Мы вместе снимались, и я это видела. Володя, конечно, комплексовал. У него были великие родители, а он оказался как-то между ними, посередине. Думал, что не соответствует папе и маме и при этом их очень любил. Нонна говорила: «Люда, я же не такая дура! Если бы не видела в Володьке способностей, никогда бы не благословила в нашу профессию». Почему с Володей так все вышло и он погиб в 40 лет? Никто про наркотики и не слышал тогда. Нонна когда нашла у него какие-то порошки, и понять не могла, что это такое.

А Вячеслав Тихонов любую информацию о сыне ревностно воспринимал. И всегда меня шепотом спрашивал о нем, даже в пожилом возрасте. Просил истории рассказывать. Мы с моим мужем Борей документальный фильм о Тихонове сняли, а Боря стал крестным внуков Вячеслава Васильевича.

«Мама
Мама нашей героини актриса Рита Гладунко и ее мужчины 

О Джигарханяне, Пороховщикове и других

- Сейчас модно среди моих ровесников, творческих людей, брать в жены юных девочек. А зачем? Неприлично это все! Есть этика взаимоотношений. И некоторые даже испытывают гордость, что он такой крутой и смог жениться на молоденькой барышне. Но я расцениваю это как слабость и попытку поставить себе подпорку. Уверенный в себе мужчина за молоденькой не побежит! Посмотри на себя в зеркало и подумай - так уж тебя любят?!

Cнимала однажды фильм об Армене Джигарханяне, он тогда с таким восторгом о молодой жене Виталине говорил. И во что это вылилось? Такое позорище!

Не так давно Лена Проклова рассказывала о юношеской травме, которую она много лет назад пережила по вине Олега Табакова. Мой муж снимался в фильме Ирины Поплавской «Дорога к морю», где Табаков и его будущая первая жена Люся Крылова вместе работали. То, что Люся потом нам рассказывала, казалось не очень красивым. Оказывается, Олег Павлович жестоко поступал по отношении к их семье. Табаков - выдающийся мастер, но неоднозначная личность. Может, по отношению к кому-то очень много сделал. А по отношению к юным девочкам у него совсем другая потребность была. Не мог противостоять своей мужской природе, склонностям и считал, что ему все позволено.

Прокловой в интервью об этом, может, и неловко было вспоминать, но надо! И ко мне, когда была совсем юной, приставали известные мужчины. Но рассказывать об этом не стану - противно. Наша ментальность, увы, такова, что мы мужчину всегда оправдываем . И поговорки, про то, что кобель не вскочит, если сами знаете, что, тому подтверждение.

Или другой пример - Саша Пороховщиков. Перед его уходом из жизни он приехал ко мне за советом. Очень хотел стать отцом, а его жене Ире уже поздно было рожать. Вот он и хотел заплатить домработнице, чтобы та выносила их ребенка. А Ире только потом, по факту, собирался рассказать об этом. Я ему сказала: «С ума сошел, что городишь!»

Хорошо, что ничего с этой идеей не вышло. Ну кто бы сейчас растил их ребенка?! Ира в свое время отправилась с большой охотой на это заклание - стала женой Саши. Она его безумно любила и не мыслила о другой жизни. Ее трясло при виде Пороховщикова, она просто благоговела. Потом стала пить, неадекватно разговаривала. Отсюда и такая смерть - покончила с собой. Наблюдать это было невыносимо…

«Сын
Единственный сын Степа у супругов родился спустя 10 лет после свадьбы 

О муже и сыне

- Мы столько уже лет вместе с Борисом, но нам и сейчас хорошо. Прожили жизнь, не предав и не подставив друг друга. Вначале просто дружили, а когда в 22 года все-таки подали заявление в загс, я начала рыдать. Токарев не мог понять, почему. А мне вдруг стало страшно за будущее. И, оказалось, зря! Нам не скучно друг с другом, быт не захлестнул, и компания даже не нужна, можем и вдвоем обходиться.

Я никогда не боялась популярности Бориса. После картины «Два капитана» у него появилось море поклонниц, они ночевали у нашего дома, и порой приходилось вызывать милицию. Но тревоги, что кто-то уведет мужа, не было. Боялась за сына. Он маленький, а поклонницы мечтали увидеть нашего Степу, сына Токарева.

Мы его Степой в честь наших с Борей дедов назвали. Люся Хитяева говорила: «Твой сын на молодого Костолевского похож». А я ей: «Это на что же ты намекаешь?!» Мой Степа мне кажется красивее Игоря.

Сейчас Степану 42. МГИМО окончил. Юрист-международник в нефтяных структурах. Пока не женат, и детей нет. По-моему, бобыль уже, а не завидный жених. Но у него на первом месте карьера, и он не терпит, когда кто-то в его пространство входит. А семья - это ответственность. Мы с отцом высокую ему планку в этом смысле поставили.

Пишет стихи, когда-то в кино снимался, глубокое нутро у него. Знает несколько языков и хорошую профессия получил - словом, самодостаточный человек.



*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов