Тайны сериала «Нюрнбергский процесс»

За участие в съёмках корреспондент «Экспресс газеты» получила 3500 рублей

Сценарий к 8-серийному фильму «Нюрнбергский процесс» написал сам заместитель генерального прокурора России Александр Звягинцев. Архивы достались ему от учителя – Главного обвинителя от Советского Союза на Нюрнбергском процессе в 46-м году – прокурора Романа Руденко. Съемки ведутся компанией «АРТ-Базар» для канала «Россия». Корреспондент «Экспресс-газеты» получила в картине роль американской журналистки.

На территории бывшего сахарного завода на Мантулинской, в огромном павильоне - воссоздан тот самый зал суда в Нюрнберге. Гордостью организаторов этого широкомасштабного действия - продюсера компании Татьяны Воронович и режиссера Елены Николаевой является точное историческое копирование. Поэтому бьются за каждую деталь и ревностно относятся к критикам воссозданной на сахарном заводе исторической реальности.

Наша Элина в роли американской журналистки выглядела правдоподобно

Наша Элина в роли американской журналистки выглядела правдоподобно

- К мраморному порталу над входом в зал суда, который делала художник из Одессы - претензий нет, - шепчет сидящий рядом со мной информированный представитель массовки.

А вот сам зал на три метра в ширину и пять в длину меньше - уже подсчитал народный артист, популярный латышский актер Мартиньш Вилсонс, - статный, породистый с густой шевелюрой седых волос 60-летний мужчина, играющий американского разведчика. На съемках он не расставался со своей коллегой - актрисой из Риги Яной Сексте, которая последние пять лет играет в театре Табакова. В фильме у нее роль польки, пытающейся застрелить Геринга прямо в зале суда. Это вполне реальный исторический факт, который скрывали от общественности, как и сотни томов протоколов обо всем произошедшем в 1946-м в зале суда в Нюрнберге.

Из-за Олофа (Сергей АСТАХОВ) героине Яны СЕКСТЕ не удалось совершить покушение на ГЕРИНГА

Из-за Олофа (Сергей АСТАХОВ) героине Яны СЕКСТЕ не удалось совершить покушение на ГЕРИНГА

Документы находятся в подвалах Лубянки под грифом «Совершенно секретно. Хранить вечно». Попытка покушения на Геринга сорвалась. А саму Яну, предварительно поваляв по полу во время восьми дублей, отравил прямо в зале суда негодяй и предатель Олоф, которого играет популярный актер сериалов Сергей Астахов. Участь польки чуть было не постигла и меня. Пострадать я могла за то, что сообщила режиссеру Елене Николаевой, что у охранников в зале суда форма не полностью соответствует исторической действительности. Подучил меня молодой актер-выпускник Щуки, страстный любитель истории Третьего Рейха.

- Каски белые - есть, - увлеченно шептал мне этот негодник, и тыкал пальчиком в исторический фотоальбом. - Белые отвороты с пуговицами на военных ботинках - есть, а вот белой портупеи-то - нет!

Мария ПОРОШИНА воплотит на телеэкране образ Ольги ЧЕХОВОЙ, любимой актрисы ГИТЛЕРА

Мария ПОРОШИНА воплотит на телеэкране образ Ольги ЧЕХОВОЙ, любимой актрисы ГИТЛЕРА

- А как же без портупеи? - испугалась я за судьбу будущего исторического блокбастера. На тот момент я еще не знала, кто такая эта Елена Николаева. За хрупкими женскими плечами режиссера помимо тяжелой школы советского кино, было хулиганство, связанное с запуском ее первого фильма «Абориген». Молодому режиссеру не открывали финансирование проекта, поэтому она ворвалась в приемную большого киночиновника, секретарша получила коленом под дых, а Елена проникнув в кабинет, потребовала запустить фильм в производство. В противном случае, она сожжет свой красный диплом на Красной же площади!

- Не правда!!! - кричала мне режиссер как, наверное, Станиславский свое «не верю!». И стучала ладонью по столу. - Мы проработали каждую деталь! У нас суперконсультанты!

Но я стояла на своем, и еще добавила, что часы в зале суда должны быть не круглые, а квадратные - как на исторической фотографии.

Члены съёмочной группы тщательно воссоздавали исторические реалии...

Члены съёмочной группы тщательно воссоздавали исторические реалии...

Съемки для меня закончились на следующий день и вместе с фразой продюсера «я заплачу тебе как актрисе за роль», мне торжественно вручили целых три пятьсот за три съемочных дня как актеру массовых сцен. Массовке за смену платят по тысяче в день, а если бригадир не чист на руку, то и меньше. Мне отвалили от барских щедрот лишних пятьсот рублей «за роль». А все так красиво начиналось - везде был почет и уважение, и даже начальники массовки выделяли меня среди прочих, называя «актрисой». И еще помощник режиссера сказала, что в вызывном листе, где расписано какие сцены сегодня снимают, во сколько приходят актеры и указаны их фамилии, я значусь по имени, хотя мой персонаж американской журналистки его не имеет.

...но забыли о форме часов

...но забыли о форме часов

Порошиной повезло больше всех

Массовкой в кино и на ТВ сегодня немалое количество людей зарабатывает себе на жизнь. Рядом со мной «американский генерал», сокрушается, что вместо пяти съемочных дней он отработал только три, а потому получит на две тысячи меньше. Другой сосед оказался проворнее, заранее преподнес «бригадирше» коробочку шоколадных конфет к 8 марта и был вызван на съемки на все пять дней. Мои новые знакомые из Евпатории - муж с женой, приехавшие навестить бабушку, слегшую с инсультом, тоже не стали терять время даром. Целый съемочный день мужчина просидел в зале суда рядом с Галиной Польских, играющей в фильме завмашбюро.

- Мы с Галиной давно знакомы, - говорит он. - Приезжала к нам в Елабугу, ей там очень понравилось, город, говорит, красивый. А работы нет, но меня здесь ценят.

Юлия СНИГИРЬ на съёмках

Юлия СНИГИРЬ на съёмках

Я вчера очень живописно сострадал, представив, будто на экране в качестве доказательств вины подсудимых показывали фашистские зверства. Даже заплакал - так вошел в роль. Режиссер хвалила.

Проблема «вздрючивания» себя, как выразился Артем Михалков (в фильме он тоже американский журналист), и поддержания в образе, волнует не только плотников из Елабуги, но и вполне состоявшихся актеров. Например, Сергей Астахов (Олоф), пока выстраивают очередную сцену, постоянно издает какие-то резкие, гортанные выкрики на манер немецкой речи, громко бормочет в агрессивной манере что-то бессвязное типа: «дас махтен, вахтен, хавтен, шиссен, швейнен», потом пытается резко вздернуть правую руку вверх на манер «хайль гитлер», а левой - ей в этом помешать.

Сергей АСТАХОВ (в центре)

Сергей АСТАХОВ (в центре)

Мой сосед по процессу «французский генерал», а по профессии звукорежиссер, неодобрительно за этим наблюдавший, вспомнил достойного всяческого уважения актера Михаила Ульянова. Массовка по поводу Астахова шептала:

- Наверное, он заболел, раньше вел себя адекватнее, но потом зазнался, потому что завел дружбу с Сергеем Мироновым, «раскрутился» и предал друга, бросив его.

Что еще? О Михалкове говорили как всегда:

- На кого он больше похож: на папу или на маму?

Марии Порошиной (персонаж Ольга Чехова - любимая актриса Гитлера) в этот съемочный день повезло больше всех. Она просто сидела в первом ряду зала суда, сзади нее поставили осветительный прибор, в ногах расположили большой экран-отражатель, она вся была озарена мягким освещением, этакая ретро-Чехова с кренделями и начесом на голове, с ридикюлем на коленочках.

Мария ПОРОШИНА

Мария ПОРОШИНА

Снимали крупные планы краном: Артем Михалков поворачивает голову и смотрит на Марию, Мария оборачивается и смотрит на Артема, потом смотрит на советского генерала (Баринов), затем камера уходит на скамью подсудимых с Герингом, Геббельсом и всей прочей фашистской шайкой. План снят на пятый дубль. В общем, тоска и никакой романтики в таком кинопроцессе нет. Понятно, почему актеры так любят высказываться по любому поводу, сниматься для журналов, участвовать в телепрограммах, расхаживать по красным дорожкам кинофестивалей. Это для них - положительные эмоции после нервной, выматывающей рутины киносъемок. В заключительный день моих киноопытов трофейный «Ренингтон» тех лет, со вспышкой, который трясущимися руками выдали мне реквизиторы для воссоздания образа американской журналистки 50-х годов сперли.

Майор Ребров (Михаил ПОРЕЧЕНКОВ) решил опробовать новый механизм

Майор Ребров (Михаил ПОРЕЧЕНКОВ) решил опробовать новый механизм

Оставленный в перерыве на столе делегации союзников он куда-то делся,  да так и не нашелся. Так что в Польшу, во Вроцлав, город где, кроме хорошей фашистской натуры есть еще и замечательная колбаса, я не поеду - не с чем. Фильм останется без «пробежки американской журналистки по коридору». Из круглых часов с помощью компьютерной графикой сделают квадратные, а портупеи и подрисовывать не надо - эти чертовы охранники, оказывается, не всегда были в них, а только в особых случаях.

Галина ПОЛЬСКИХ (слева)

Галина ПОЛЬСКИХ (слева)

Артем МИХАЛКОВ (второй слева)

Артем МИХАЛКОВ (второй слева)

Вам может быть интересно: