Игорь Матета: «Я работал с секс-символом новой России»

Игорь Матета
Игорь Матета
Композитор Игорь Матета — один из немногих деятелей шоу-бизнеса, имеющих безупречную репутацию. В результате его сотрудничества с Машей Распутиной, Валерием Ободзинским, Леонидом Дербеневым и другими известными людьми появилось много хороших песен, так что «Экспресс-газете» было о чем поговорить с этим неординарным автором.

— Вы снискали репутацию главного патриотического композитора России. Почти 30 лет назад вышла ваша песня «Живи, страна». Сложно ли было пробивать ее эфиры и насколько вас порадовала или огорчила реакция аудитории?

— Песня «Живи, страна» вышла весной 1993 года, первый эфир состоялся сразу, прямо в день сведения фонограммы. На «Первом канале» тогда шел марафон, посвященный вопросам совместного существования бывших республик СССР, и в его конце как раз прозвучала наша песня. Она вызвала бурную позитивную реакцию, потому что большая часть жителей бывшего СССР не хотела развала страны.

После каждого громкого события в 1993 году было принято проводить телеконцерты, и на них тоже почти всегда звучала наша песня. В конце года в статье одной из центральных газет ее даже назвали главной песней года. Я бы сказал, что «Живи, страна» появилась именно в то время, когда потенциальный отклик в сердцах людей был максимальным. Руководство страны в тот момент продвигало другой политический тренд, на развал, но мы в своей песне сформулировали истинное желание народа.

«Маша
Маша Распутина и Игорь Матета 

— Как вам работалось с Машей Распутиной, когда в ее репертуаре оказывались такие серьезные песни?

— У нас с Машей Распутиной всегда была полная творческая гармония, мы работали на одном дыхании и всегда чувствовали друг друга. Она — человек творчески разносторонний, поэтому у нас есть и серьезные песни, типа «Я вернусь», «Похороны юнкера», «Мамины сны», и полные эротизма, озорные, типа «Ты меня не буди», «Ты упал с Луны», «Платье из роз». «Играй, музыкант» и вовсе оказалась программной песней для нас обоих.

— Не вредило ли, на ваш взгляд, массовому восприятию серьезных песен Маши Распутиной параллельное исполнение шуточных композиций, таких как «Отпустите меня в Гималаи» и «Белый «Мерседес»?

— В 90-е Маша считалась секс-символом новой России, что говорит о полном принятии ее образа широкой аудиторией. Да, мог возникать некоторый культурный шок, поскольку артистка после «Гималаев», где мечтала раздеться догола, исполняла «Живи, страна», но, по-моему, это хорошо сказывалось на внимании аудитории. Пожалуй, в этом и заключался один из гениальных ходов Леонида Дербенева, который рулил идеологией ее образа.

— С Машей Распутиной вы и сейчас продолжаете сотрудничать. Как шла работа над вашим с ней недавним танцевальным хитом «Короче, точка»?

— Песня «Короче, точка» появилась по инициативе Маши и Ларисы Рубальской — автора текста. Во время работы я, как всегда, получил удовольствие от творческой энергии и профессионализма Маши Распутиной. В общем, в тот момент мы эмоционально вернулись на 30 лет назад.

«Маша
Маша Распутина 

— Вам посчастливилось поработать с великим Валерием Ободзинским. По вашим воспоминаниям, во время первой встречи он был не в лучшей форме. Тем не менее, ваши песни «Синеокая бездна» и «Прощай» звучат впечатляюще. Как удалось добиться такого результата и что примечательного вы можете вспомнить о сотрудничестве с Ободзинским?

— Мы с Валерием Ободзинским действительно встретились не в лучшее для него время. Несмотря на это, он оставался профессионалом, работать над материалом с ним было настоящим удовольствием. Мы совместно делали аранжировки, а в студии он предлагал еще по 5-6 вариантов исполнения на выбор, причем все они были великолепны.

— Для 90-х годов характерны самые неожиданные коллаборации. Именно тогда вы написали песню о Владимире Жириновском к его предвыборной кампании. Многие до сих пор хорошо ее помнят. Как к вам поступило предложение заняться таким проектом, легко ли было над ним работать, и удивила ли вас реакция Владимира Вольфовича на результат?

— Я взялся писать песню «Эх, Владимир Вольфович», когда еще не интересовался детально политикой и новыми именами на этом небосклоне и, честно говоря, ничего не знал про Владимира Жириновского. Тем более, не рассчитывал на внимание с его стороны.

«Думал о мире во всем мире»: внебрачный сын на всю страну раскрыл правду о Жириновском
Владимир Жириновский  

Автор стихов — на тот момент писатель-сатирик и телепродюсер Олег Назаров — проявил инициативу по созданию этой композиции, объяснив, что подобный материал непременно найдет свою аудиторию. Чтобы поддержать творческий пыл соавтора, я написал и спел песню. На мой взгляд, она получилась довольно сатирической. А потом началось то, чего я совсем не ожидал: песня зазвучала из всех углов, а через какое то время ЛДПР сделала ее гимном предвыборной кампании в декабре 1993 года. По признанию Владимира Жириновского, она обеспечила партии 10% от поданных за нее голосов.

Ранней весной 1993 года, еще до всего этого успеха, нас с Олегом Назаровым пригласили на встречу с лидером ЛДПР, мы просто познакомились и поговорили о жизни. На гонорар мы тогда не рассчитывали, но и не отказались бы, если бы его предложили. Правда, в планы партии это не входило.

— Как вы относитесь к тому, что многие ваши коллеги после февральских событий 2022 года уехали из России? Надеетесь ли на их возвращение?

— Мне кажется, что свободный человек волен в своем выборе, где и с кем ему жить, и не мне осуждать или комментировать такие решения. Но для себя я решил, что буду с Родиной до конца. Если руководство страны принимает какие-то решения, я их поддерживаю.

— Кто из молодых артистов, с которыми вы сейчас работаете, наиболее точно отражает нерв времени?

— Честно говоря, я не могу отметить ни одного современного артиста, который отражал бы нерв времени. Как-то они измельчали, в основном это яркие персонажи, которые более или менее умеют лицедействовать и, в лучшем случае, развлекают свою целевую аудиторию, а в худшем — развращают ее.

— Некоторые ваши песни, которые исполняют российские звезды, известны и в вашем исполнении. Что вы привносите в эти произведения от себя?

— Я исполняю песни сам, когда не могу молчать. Например, моя версия композиции «Живи, страна» отражает мои мысли и эмоции по поводу того, что происходит сейчас в нашей жизни.

— Какие песни и в чьем исполнении ждать о вас в ближайшее время? И осваиваете ли вы большую форму мюзикла, как планировали ранее?

— Я стараюсь не озвучивать планы, пока они не принимают реальных очертаний. Что же касается музыкальной комедии на основе художественного фильма «Аферы, музыка, любовь» Георгия Юнгвальда-Хилькевича, в котором звучат наши с Леонидом Дербеневым песни, то этот проект пока остается в числе амбициозных планов, над реализацией которых я работаю.