Глеб Панфилов: «Впервые увидел Инну Чурикову по телевизору»
В последнее время в театре Инна Чурикова играла в спектаклях своего мужа Глеба Панфилова «Аквитанская львица», «Ложь во спасение» и в легендарной «Аудиенции». В последней постановке она великолепно отразила Елизавету II. Глеб Анатольевич рассказал о своей музе и супруге Инне Чуриковой.
- Глеб Анатольевич, в спектакле «Аудиенция» у всех героев есть несколько исполнителей. Кроме Елизаветы II. Считаете, что никто больше не может играть королеву Великобритании?
- Когда выбираешь хорошего артиста, совсем не хочется его заменять. Но из-за востребованности артистов, приходится. Правда, принцип «дублера» не распространяется на исполнительницу главной роли Королевы - Инны Чуриковой. Ведь на нее и ради нее и ставился спектакль «Аудиенция».
- Инна Михайловна как королева Елизавета II несколько лет подряд зажигала Рождественскую елку в посольстве Великобритании в Москве. Неужели она, очень ироничный человек, так серьезно относится к личности Елизаветы II?
- Главная причина моего обращения к пьесе Питера Моргана «Аудиенция» в том, что Елизавета II удивительный человек, с удивительной судьбой, с уникальным чувством юмора, и заслуживает внимания для тех, кто интересуется характерами. Люди моей профессии - режиссеры - не могут быть равнодушными при взгляде на эту персону. Елизавета II больше 60 лет служила своей стране в качестве королевы и в качестве главы Британского Содружества, а это, между прочим, три миллиарда человек, и она - глава Англиканской церкви, так что все это очень серьезно, глобально и при этом, конечно, есть некая доля шутки.
- Глеб Анатольевич, Инна Михайловна никогда не отказывается играть в ваших спектаклях, фильмах?
- Инна Михайловна просто так не соглашается играть. Ее необходимо убедить, увлечь, заинтриговать. Чаще всего наши взгляды, идеи совпадают. Но не всегда. Например, когда я предложил Инне Михайловне главную роль в своем фильме «Васса» - по пьесе Горького «Васса Железнова», получил категоричный отказ: «Какая я Васса Железнова?» - спрашивала Инна Михайловна. «Ты разве меня не знаешь, что предлагаешь эту роль?» - не без обиды говорила Инна Михайловна. Я убедил ее в том, что «Железнова» фамилия мужа, и к ней как к личности отношения не имеет, что Васса - «человеческая женщина» (так ее называет дочь Людмила), как многие женщины, включая тебя, Инна". В результате получилась хорошая работа, на мой взгляд, одна из лучших у Инны Михайловны.
- Вы открыли миру уникальную актрису Инну Чурикову. Как это произошло? Расскажите о первой встрече?
- Впервые я увидел Инну по телевизору, в одной постановке, где она играла девятиклассницу, и меня поразило ее лицо. Я сразу подумал, что такое лицо было у Тани Теткиной. До этого были долгие поиски актрисы на главную роль Тани Теткиной в мой полнометражный дебют «В огне брода нет». В журнале «Красная новь» за 1939 года я обнаружил рассказ Евгения Габриловича «Случай на фронте», о котором, кстати, забыл сам автор. Но история Тани Теткиной меня так поразила, что на 114 страницах я написал сценарий «Святая душа Тани Теткиной и ее рисунков», который начал снимать как диплом на Высших режиссерских курсах.
- В фильме «В огне брода нет» героиня Майи Булгаковой говорит Тане Теткиной: «Ты – не баба, ты – девка». Вы искали девичье лицо?
- Чтобы объяснить каким виделось мне лицо главной героини, должен рассказать о ней – она была сиротой, девушкой очень застенчивой, с оригинальной внешностью, талантливой художницей, и, как я написал в сценарии, «святой душой». Это сочетание скромности, забитости, внутреннего света и душевной силы создало образ девушки, который описать было непросто. Увидев Инну по телевизору, я был взволнован невероятно. В течение полугода искал Инну, но тщетно. Даже нарисовал ее и размножил рисунки для своих помощников. Инну искала вся съемочная группа по всем ленинградским театрам, по театральным вузам, а потом медицинским и политехническим. Мы уже стали смотреть других актрис на роль Тани. Но в один прекрасный день Ролан Быков сказал мне: «Глеб, есть гениальная актриса на роль главной героини в фильме по твоему сценарию (он прочитал мой сценарий)». Я несдержанно спросил: «Кто она?». Быков назвал имя: «Инна Чурикова из Московского ТЮЗа». Мы с Инной всю жизнь благодарны Ролану Быкову за эту встречу.
- И вы поехали в Москву искать Чурикову?
- В Москву поехал мой помощник, который прямо с вокзала направился в ТЮЗ, и тут же позвонил мне: «Есть такая актриса Инна Чурикова, и она уже читает сценарий». «В Ленинград она приедет?» - последовал мой нетерпеливый вопрос. На что помощник ответил: «Если понравится сценарий, то приедет». Уже на следующее утро, как только я пришел на «Ленфильм», за столом нашей комнаты сидела девочка, которую я искал полгода, и к которой меня направил Ролан Быков. Судьба все равно нас свела, хотя я часто упрекал себя за то, что не мог сам догадаться о том, что Инну надо искать в Москве, а не Ленинграде.
- Глеб Анатольевич, вы признаете тот факт, что благодаря вам Инна Чурикова стала актрисой Инной Чуриковой?
- Сама Инна это признает, а мне приходится соглашаться. После премьеры фильма «В огне брода нет» Инна призналась мне в том, что в роли Тани Теткиной заново училась профессии, и для нее был первый университет, и что эта роль помогла ей понять себя. Я часто вспоминаю нашу первую работу с Инной, и все чаще прихожу к мысли, что так было угодно Богу. Фильм «В огне был брода нет» состоял из счастливых стечений обстоятельств. Во-первых, редкая удача, что выпускнику позволили снимать художественный фильм на историческую тему, да еще по рассказу классика – на тот момент Габрилович был уже в этом ранге. Во-вторых, во время работы над первой картиной я нашел единомышленников, с которыми впоследствии снимал почти все фильмы, один из которых – ученик Дмитрия Шостаковича – композитор Вадим Биберган. Между прочим, на премьере фильма «В огне брода нет» присутствовал сам Дмитрий Шостакович.