Фрэнсис Коппола: В отчаянии я выбросил в окно мой «Оскар»
На экраны России выходит фильм знаменитого режиссера «Между»
Вчера, 26 апреля, в прокат вышел фильм «Меджу» легендарного режиссера Фрэнсиса Форда КОППОЛЫ, который недавно побывал в Москве, чтобы представить картину, посетить Политехнический музей и встретиться с российскими режиссерами. Новый фильм мастера – малобюджетная история, снятая им на собственные деньги и приснившаяся режиссеру во сне, сочетающая в себе черно-белое и цветное, плоское кино и стереоэффект, и, как всегда, уникальное. Кинокомпания «Каравелла», организовавшая приезд Копполы, помогла нам организовать встречу с режиссером в гостинице «Украина». Маэстро оказался очень интеллигентным, открытым и простым в общении человеком, и рассказал не только о фильме, но и о своей работе и жизни.
Лента рассказывает о писателе, который приезжает в захолустный городок, чтобы написать свою новую мистическую книгу. Герой узнает об ужасном убийстве, произошедшем несколько лет назад в этом месте. В его сны начинают проникать призраки детей - жертв той ужасной трагедии. И только распутав клубок тайн во сне и наяву, он сможет обрести покой от видений, преследующих его, и закончить свою книгу.
Фрэнсис КОППОЛА |
«Звезды – это фонарики, приклеенные на черную бумагу»
- Скажите, правда, что сюжет вашего нового фильма вам приснился?
- Да. Сценарий моего последнего фильма мне приснился, это был вещий сон. Все казалось настолько реалистичным, что, когда я проснулся, записал увиденное в блокнот. А потом подумал: а почему бы это все не снять в реальности? Решился и год назад начал собирать деньги, чтобы снять этот фильм. Я всегда сам ищу финансирование для своих проектов. Решил сделать фильм несколько автобиографичным и авторским. Хотел через одного персонажа отразить свои личные переживания, свою жизнь. Для меня это фильм о потерях - детей, людей, талантов. По сюжету у главного героя дочка умерла, катаясь на катере. У меня погиб сын в похожей ситуации. Этот фильм я пропустил через себя. Получился личное такое кино. А вообще Эдгар По(в фильме он присутствует, как один из персонажей) писал жуткие вещи. Но мне он очень интересен. Кстати, у меня не получалось завершить свой фильм. И я мысленно надеялся, что вот снова усну, и мне приснится, как же завершить его. К сожалению, больше вещего сна не было. В результате фильм получился местами страшный, местами смешной. Я не боюсь рисковать, снимая авторское кино. Потому что я свободен и могу снимать свои фильмы такими, какими их себе представляю. Хотя в процессе работы слушаю мнения и пожелания актеров, ведь на время съемок мы становимся как одна семья.
- Чувствуете, что кто-то ведет вас по жизни?
- Я по натуре мистик, верю в предсказания и знаки. Вообще, до сих пор считаю, что звезды – это не солнца других систем, а фонарики, приклеенные к черной бумаге. Не чувствую, что я был как-то и кем-то ведом по жизни, но я иногда чувствую, что сама жизнь подспудно ведет меня, иногда приходит ощущение, как в детстве, как будто что-то потерял, пропустил, вроде бы это уже было со мной...
- Часть картины снята в 3D, а часть – нет, с чем это связанно?
- Мне советовали снимать картину полностью в модном формате 3D. Но я пока старался е связываться с этой технологией, которая, на мой взгляд, перетягивает внимание на внешние факторы, уводя зрителя от восприятия характеров героев. Я побаиваюсь эту технологию и не очень люблю такие фильмы. Но понимаю, что хорошо бы иметь опыт работы в этой технологии, поэтому и решил поэкспериментировать: самые напряженные сцены сделать в таком формате. Но мне интереснее снимать человеческие переживания.
Фрэнсис КОППОЛА |
«Актеры побаивались меня»
- Это правда, что в детстве вы хотели стать писателем?
- Да, я действительно мечтал стать писателем. В детстве обожал сказки, и чтобы там была красивая принцесса (смеется). Пытался писать их. В молодости писал пьесы для театров. Но после успеха моего «Крестного отца» я стал успешным режиссером и подумал: зачем мне становиться хорошим писателем, если я состоялся как режиссер? Создавать успешные фильмы - это круче, чем быть успешным писателем. К тому же я понимаю, что мой авторский стиль не позволит мне писать нормальные повести. Но также я понимаю, что очень сложно написать хороший сценарий для будущего фильма. Ведь сценарий и правильный подбор актеров определяют успех кино. Я стараюсь выбирать актеров, которые не подведут. Скажем, такие актеры, как Дэнис Копер, Мартин Шин - составляющее звено успеха фильма.
- Если бы не стали режиссером или писателем, то чем бы занимались?
- Предпочел бы освоить профессию физика. Неплохо разбираюсь в математике, но больше тяготею к физике. Вообще, я люблю изучать различные технологии. Они обеспечивают комфорт, который мне нравится.
- Какой фильм вы хотели бы снять, но еще не сняли?
- Мои коллеги часто делают одновременно два-три проекта. Я обычно берусь за один. Приходит осознание, что надо сделать один хороший проект и работать над ним, полностью, выкладываясь. Мне хотелось снять фильм про башни-близнецы, но не хватило духа.
- Какой вы в жизни и на съемочной площадке?
- Я всегда добрый! Я был доволен всеми актерами, с кем работал: они все юморные, нам было очень смешно на съемках. Но, по секрету скажу вам, все актеры знали, кто они такие, каков их статус человеческого существования, поэтому побаивались меня.
Фрэнсис КОППОЛА |
«Я даже в отчаянии выбросил в окно статуэтку «Оскар»!
- Что сегодня представляет собой Голливуд?
- На мой взгляд, сегодняшний Голливуд стал грешить излишней коммерциализацией. Голливуд себя уничтожает, потому что главным символом его деятельности стали деньги. Он превратился в чемпионат мира по производству бестселлеров. Многие студии проданы людям, которые перестали снимать про любовь, дружбу, а торгуют иллюзиями. Сейчас процветает кинобизнес без риска. Все застраховано, просчитано наперед, идет в угоду. А сорок лет назад у нас снимали более решительно, бесстрашно и откровенно. Стали снимать сериалы. А большое кино делают только для коммерческого успеха, забывая про то, что есть и искусство. Пропали герои, которые бы интересовали зрителя как личности. Основная масса того, что сегодня делается в Голливуде, меня не увлекает. И на этом фоне, оглядываясь назад, я понимаю, что я снял много монументальных фильмов и даже шедевров. И сейчас, по прошествии многих лет, осознаю важность и ценность своих произведений. Хотя многие фильмы приносили мне проблемы и страдания. Самый многострадальный – «Апокалипсис сегодня». Мне не хватало денег, чтобы завершить свою идею. Я был в отчаянии. Даже в отчаянии выбросил в окно статуэтку «Оскар». Когда художник не может воплотить свою мечту - это такая боль! Я влез в долги, но вышел из положения.
- А часто ли приходилось ставить на кон все, чтобы снять фильм?
- К счастью, нет! Я же владею всеми нефтяными вышками. Шучу! (смеется). Если серьезно, я вполне самодостаточный человек. У меня есть свои винодельни. Я люблю вино... Создал популярный сорт вина «Рубикон». Люблю проводить время с семьей в своём калифорнийском поместье Нибаум под Сан-Франциско, где лучшие виноградники... В общем, напряженки с деньгами у меня сейчас нет... Хотя у меня есть задумка снять новую картину. Она будет грандиозная по масштабу, эффектам. Скорее всего, это будет дорогой проект. И ради неё, я готов заложить все свое состояние.
- Вы сняли «Дракулу». А если бы встретили настоящего вампира в жизни, как бы прореагировали?
- Все зависит от того, кто это будет - если мальчик, то убегу сломя голову, а если девушка, то постараюсь познакомиться! (смеется).