С «любовницей» Мулявина из сериала «За полчаса до весны» спали все, кроме него
На сайте kino-teatr.ru разгорелась бурная дискуссия по поводу сериала.
- Скандал на концерте в Волжском в 1971 году, показанный в самом начале фильма, вообще мутный, - недоумевал один из читателей. - Мулявин возражает против какой-то съемки, говорит, что аппаратура - «дрова». Якобы заботится, чтобы звучало все классно. А показывают, что он магнитофон заметил у звукооператора. И именно его, магнитофон этот, сбросил и вырвал провода. Ну, так это не съемка была. Выглядит так, что кто-то пытался запись концерта сделать. Но аппаратура-то вся была «песняровская». Раньше все возили с собой. И подключиться к пульту мог только свой звукооператор. Кто тут с кем скандалил, осталось совершенно непонятно.
- Не мог Мулявин на фестивале молодежи и студентов в Берлине смотреть фильм «Иисус Христос - суперзвезда», - утверждала еще одна привередливая читательница. - Фестиваль там проходил с 28 июля по 5 августа 1973 года. А фильм вышел на экраны мира 7 августа. Кроме того, уверена, что фильм вышел в Западном Берлине. А вот насчет Восточного, где фестиваль и проходил, не уверена. Все-таки это был социалистический блок. Если там и выходили подобные фильмы, то гораздо позднее и в урезанном виде.
- Местами в фильме такая хрень, что хоть стой, хоть падай, - отмечал читатель Алексей. - Очень рассмешил концерт Рафаэля. Артист абсолютно не похож. Вообще ничего общего. И «Ла Бамбу» Рафаэль не пел. На гастролях по СССР он пел в основном песни из фильма «Пусть говорят». И это было на пару лет раньше. Песни из «Пусть говорят» - супер! Или опять дело в лицензиях? На «Ла Бамбу» деньги есть, а на Рафаэля нет? Ну, очень беден Первый канал! И про покупку гитары у музыканта Рафаэля - фигня какая-то. Уж Петр Миронович Машеров (первый секретарь ЦК компартии Белоруссии. - М. Ф.) купил бы любую гитару для любимого им лучшего ансамбля республики.
«Не чувствуется масштаб личности»
- Не надо было вообще снимать этот фильм, - поделилась мнением с «Экспресс газетой» хорошо знавшая «Песняров» телепродюсер Ольга Молчанова. - Володя Мулявин был личностью сложной, неоднозначной. Великим музыкантом. Очень плохим человеком. И в то же время очень хорошим.
Все в нем было неправильно. И тем не менее он завораживал всех, кто с ним соприкасался. А что мы видим в фильме? Да, актер Артем Волобуев* в гриме очень похож на Мулявина. Но этим все сходство заканчивается. Перед нами предстает какой-то мелкий и незначительный человек. В нем не чувствуется масштаб личности.
Образы остальных участников коллектива и вовсе лишь условно обозначены. А самого колоритного из них, Шурика Демешко, почему-то совсем не показывают. Он лишь мелькает где-то на заднем плане. И музыки «Песняров» здесь удивительно мало. А та, что есть, звучит очень плохо. В общем, фильм получился настолько неудачным, что у меня не находится подходящих слов, чтобы это передать.
«Сценарий исправляли тысячу раз»
- Ребята сделали максимум, что можно было сделать, - вступился за создателей «За полчаса до весны» один из основателей «Песняров» Влад Мисевич. - Я сам участвовал в создании этого фильма типа как консультант. В самом начале много рассказывал о «Песнярах» нашим минским продюсерам. В течение года погружал их в тему. Это лет пять назад было. Вывел их на дочь Мулявина Марину.
С Мариной продюсеры, конечно, плотнее общались. Она хоть и ребенком застала времена молодости отца, но знала всех его родственников, бабушек и дедушек, с кем я не был знаком.
Первый вариант сценария был просто отвратительный, не по теме, с желтизной, абсолютно несвойственной Мулявину и нам тем более. Я не понимал, что из этого получится. Точнее, понимал, что не получится ничего. Однако по каким-то моментам продюсеры все-таки прислушались к Марине.
Сценарий исправляли тысячу раз. И по сравнению с первым вариантом как-то вырулили его в более правильную сторону. Договор сначала заключили с одним режиссером. Но потом поняли, что парень недотягивает. И подключили еще двух - Оксану Барковскую и Степана Коршунова. Я в эти их дела уже не лез. Видел, что они все молодые люди - и продюсеры, и сценаристы, и режиссеры. Они не знали и не очень понимали наши времена и наши проблемы. Но, насколько смогли, постарались проникнуться ими. И у меня нет к ним никаких претензий.
Я понимаю Олю Молчанову, которая фильм вообще не принимает. Она знала Мулявина досконально, как и я. Но нельзя требовать, чтобы его показывали только так и никак иначе. Сегодняшние люди видят «Песняров» через призму своего возраста, своего жизненного опыта, который небольшой по сравнению с нашим. Тем не менее создателям фильма в какой-то степени удалось приблизить образ Мулявина к тому, каким он был. За это они только похвалы достойны.
«На полгода сняли с гастролей»
- Да, я вижу все недостатки и ошибки фильма, - вздохнул Мисевич. - Скандал с телевидением в Волжском действительно показан непонятно. Магнитофон, который там швыряет Мулявин, к телевизионщикам никакого отношения не имел. На самом деле он использовался у нас вместо ревербератора. Мы его подключали и писали звук на пленку с задержкой второй головы.
А с телевизионщиками получилась вот какая ситуация. Муля объяснил им, что наша аппаратура не позволяет вести съемку в Волжском. У нас не было ни пульта, ни стереорежима - ни хрена. Вроде бы он их убедил. А когда мы приехали к началу концерта, там уже стояли их камеры.
Для записи звука они поставили к одной из колонок микрофон хуже нашего на стойке-«гусе». И стали снимать. Мы пришли в ужас. В перерыве после первого отделения опять начался базар.
- Ну, ладно, ладно, ребята, мы сняли отделение, нам достаточно, - заверили нас телевизионщики.
Но во втором отделении у них на камерах снова зажглись огоньки, и съемка продолжилась. Тогда Муля сказал мне:
- Пойди и отодвинь их микрофон от колонки! У них не будет звука, и не хрена будет снимать.
Я так и сделал. Они постояли-постояли и ушли. На этом все закончилось. Но, наверное, для кино это было бы не очень интересно. На следующий день, правда, Мулю вызвали к первому секретарю обкома, дважды Герою Соцтруда.
- Вы слышали, что тренера Анатолия Тарасова, который из-за отмененного гола увел команду со льда, лишили всех спортивных званий? - сказал он. - А кто такой Тарасов и кто такие вы? Вы говно, никто и звать вас никак. Представляете, что с вами будет?
После этого нас на полгода сняли с гастролей. Конечно, в фильме надо было эту историю по-другому обыграть, чтобы было понятнее. Но в эти детали создатели фильма меня не посвящали. А бюджет был очень маленький - меньше двух миллионов баксов. И что-то переснять не представлялось возможным.
«Пьянтос и неадекват»
- А вот на фильм «Иисус Христос - суперзвезда» в Германии мы в натуре всей толпой ходили, - продолжает Мисевич. - Только было это не на фестивале в Берлине, а в Дюссельдорфе, когда мы уже выезжали из ГДР в ФРГ - нашу первую капиталистическую страну.
И что Мулявин купил гитару у музыканта из коллектива Рафаэля - тоже правда. У нас в филармонии работал администратором белорусский репатриант из Аргентины Михаил Романович. Он свободно знал испанский язык и договорился с этим музыкантом.
Купить хорошие инструменты и аппаратуру тогда было сложно. Как-то мы насобирали 4 тысячи и отдали их какому-то хмырю из Москвы. Он обещал помочь с аппаратурой и пропал. Пришлось искать его через ментов. Выяснилось, что этот хмырь играл где-то на свадьбе и погиб. Естественно, наши 4 тысячи пропали. А в то время это были очень приличные бабки.
Был еще эпизод, когда Юра Антонов продал нам старые колонки и силовой блок с ручками. И на первом же концерте все это у нас сгорело на хрен. На мой взгляд, эти истории тоже можно было вставить в фильм. Но сценаристы клюнули на фигуру Рафаэля и на пустом месте стали придумывать какие-то сцены с его участием.
А как они вывернули историю с певицей Людмилой Исуповой, которую в фильме назвали Еленой Елисеевой и представили музой Мулявина! Она же была пьянтос. Сплошной неадекват. Напридумывала, что Муля ее дрючил и обещал жениться.
На самом деле ни хрена такого не было! Ее пилили все, кроме Мули. Даже ваш покорный слуга.
Когда эту чувиху выгнали из «Песняров», мы познакомили ее с Лариской Долиной. И она долго жила у Лариски дома. Долина еле от нее избавилась. Вот какая в реальности была эта муза!
Галыгин и уроды
- Как меня самого показали в фильме - я не придаю никакого значения, - улыбнулся Мисевич. - Я не та фигура, чтобы на меня обращать внимание. Играть меня должен был Вадик Галыгин. Уже был утвержден. Но съемки сдвинулись, и он не смог просто физически.
Тогда на мою роль взяли актера из Театра белорусской драматургии Максима Пониматченко. На мой взгляд, он справился не хуже. А из других участников «Песняров» лучше всех получился наш барабанщик Шурик Демешко.
Я видел первый вариант фильма. Это было стопроцентное попадание в образ. Но из окончательного варианта почти всю роль Шурика вырезали и даже не указали в титрах из-за того, что сыгравший его актер из Театра имени Янки Купалы Дмитрий Есеневич участвовал в протестах в Беларуси. Там у них сразу весь театр рухнул. Все ведущие актеры оттуда свалили. Сейчас в Варшаве таксуют.
Из-за этих протестов также не удалось нормально записать музыку для фильма. Изначально всю озвучку должен был делать ансамбль «Белорусские песняры», созданный мной, Валерием Дайнеко и другими бывшими музыкантами «Песняров». Мы бы прописали все как положено. Но мои коллеги по ансамблю тоже захотели в протестах поучаствовать. Возомнили себя революционерами.
Тогда исполнялось 80 лет со дня рождения Мулявина. Я бегал по начальникам, чтобы устроить концерт в его честь. Мне пошли навстречу. Дали площадку. Хотели сделать съемку. А в это время остальные участники «Белорусских песняров» занимались всей этой фигней - писали письма, ходили по демонстрациям. Ну, просто уроды! В результате всех этих дайнек-хренек запретили в Беларуси на хрен. Соответственно, возможности озвучивать фильм мы автоматом лишились. А мне из-за всего этого не дали надбавку к пенсии. Поэтому я из «Белорусских песняров» свалил.
Мне уже 78 лет. Из-за этих говнюков в конце жизни страдать - на хрен мне это нужно?!
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов