С «любовницей» Мулявина из сериала «За полчаса до весны» спали все, кроме него

С «любовницей» Мулявина из сериала «За полчаса до весны» спали все, кроме него
«Песняры» образца 1980 года
Шквал негативных откликов вызвал показ на Первом канале сериала «За полчаса до весны», посвященного Владимиру Мулявину и его ансамблю «Песняры». Поклонники творчества легендарных музыкантов советской эпохи сочли эту работу российских и белорусских кинематографистов далекой от достоверности и полной нестыковок.

На сайте kino-teatr.ru разгорелась бурная дискуссия по поводу сериала.

  • Скандал на концерте в Волжском в 1971 году, показанный в самом начале фильма, вообще мутный, - недоумевал один из читателей. - Мулявин возражает против какой-то съемки, говорит, что аппаратура - «дрова». Якобы заботится, чтобы звучало все классно. А показывают, что он магнитофон заметил у звукооператора. И именно его, магнитофон этот, сбросил и вырвал провода. Ну, так это не съемка была. Выглядит так, что кто-то пытался запись концерта сделать. Но аппаратура-то вся была «песняровская». Раньше все возили с собой. И подключиться к пульту мог только свой звукооператор. Кто тут с кем скандалил, осталось совершенно непонятно.
  • Не мог Мулявин на фестивале молодежи и студентов в Берлине смотреть фильм «Иисус Христос - суперзвезда», - утверждала еще одна привередливая читательница. - Фестиваль там проходил с 28 июля по 5 августа 1973 года. А фильм вышел на экраны мира 7 августа. Кроме того, уверена, что фильм вышел в Западном Берлине. А вот насчет Восточного, где фестиваль и проходил, не уверена. Все-таки это был социалистический блок. Если там и выходили подобные фильмы, то гораздо позднее и в урезанном виде.
  • Местами в фильме такая хрень, что хоть стой, хоть падай, - отмечал читатель Алексей. - Очень рассмешил концерт Рафаэля. Артист абсолютно не похож. Вообще ничего общего. И «Ла Бамбу» Рафаэль не пел. На гастролях по СССР он пел в основном песни из фильма «Пусть говорят». И это было на пару лет раньше. Песни из «Пусть говорят» - супер! Или опять дело в лицензиях? На «Ла Бамбу» деньги есть, а на Рафаэля нет? Ну, очень беден Первый канал! И про покупку гитары у музыканта Рафаэля - фигня какая-то. Уж Петр Миронович Машеров (первый секретарь ЦК компартии Белоруссии. - М. Ф.) купил бы любую гитару для любимого им лучшего ансамбля республики.
Киношные «Песняры». В круге - Дмитрий Есеневич в роли барабанщика Демешко
Киношные «Песняры». В круге - Дмитрий Есеневич в роли барабанщика Демешко 

«Не чувствуется масштаб личности»

- Не надо было вообще снимать этот фильм, - поделилась мнением с «Экспресс газетой» хорошо знавшая «Песняров» телепродюсер Ольга Молчанова. - Володя Мулявин был личностью сложной, неоднозначной. Великим музыкантом. Очень плохим человеком. И в то же время очень хорошим.

Все в нем было неправильно. И тем не менее он завораживал всех, кто с ним соприкасался. А что мы видим в фильме? Да, актер Артем Волобуев* в гриме очень похож на Мулявина. Но этим все сходство заканчивается. Перед нами предстает какой-то мелкий и незначительный человек. В нем не чувствуется масштаб личности.

Образы остальных участников коллектива и вовсе лишь условно обозначены. А самого колоритного из них, Шурика Демешко, почему-то совсем не показывают. Он лишь мелькает где-то на заднем плане. И музыки «Песняров» здесь удивительно мало. А та, что есть, звучит очень плохо. В общем, фильм получился настолько неудачным, что у меня не находится подходящих слов, чтобы это передать.

«Мисевич
Мисевич с Мулявиным и в наши дни 

«Сценарий исправляли тысячу раз»

- Ребята сделали максимум, что можно было сделать, - вступился за создателей «За полчаса до весны» один из основателей «Песняров» Влад Мисевич. - Я сам участвовал в создании этого фильма типа как консультант. В самом начале много рассказывал о «Песнярах» нашим минским продюсерам. В течение года погружал их в тему. Это лет пять назад было. Вывел их на дочь Мулявина Марину.

С Мариной продюсеры, конечно, плотнее общались. Она хоть и ребенком застала времена молодости отца, но знала всех его родственников, бабушек и дедушек, с кем я не был знаком.

Первый вариант сценария был просто отвратительный, не по теме, с желтизной, абсолютно несвойственной Мулявину и нам тем более. Я не понимал, что из этого получится. Точнее, понимал, что не получится ничего. Однако по каким-то моментам продюсеры все-таки прислушались к Марине.

Сценарий исправляли тысячу раз. И по сравнению с первым вариантом как-то вырулили его в более правильную сторону. Договор сначала заключили с одним режиссером. Но потом поняли, что парень недотягивает. И подключили еще двух - Оксану Барковскую и Степана Коршунова. Я в эти их дела уже не лез. Видел, что они все молодые люди - и продюсеры, и сценаристы, и режиссеры. Они не знали и не очень понимали наши времена и наши проблемы. Но, насколько смогли, постарались проникнуться ими. И у меня нет к ним никаких претензий.

Я понимаю Олю Молчанову, которая фильм вообще не принимает. Она знала Мулявина досконально, как и я. Но нельзя требовать, чтобы его показывали только так и никак иначе. Сегодняшние люди видят «Песняров» через призму своего возраста, своего жизненного опыта, который небольшой по сравнению с нашим. Тем не менее создателям фильма в какой-то степени удалось приблизить образ Мулявина к тому, каким он был. За это они только похвалы достойны.

Такой прообраз Людмилы показали в сериале (там героиню назвали Елена Елисеева)
Такой прообраз Людмилы показали в сериале (там героиню назвали Елена Елисеева) 

«На полгода сняли с гастролей»

- Да, я вижу все недостатки и ошибки фильма, - вздохнул Мисевич. -  Скандал с телевидением в Волжском действительно показан непонятно. Магнитофон, который там швыряет Мулявин, к телевизионщикам никакого отношения не имел. На самом деле он использовался у нас вместо ревербератора. Мы его подключали и писали звук на пленку с задержкой второй головы.

А с телевизионщиками получилась вот какая ситуация. Муля объяснил им, что наша аппаратура не позволяет вести съемку в Волжском. У нас не было ни пульта, ни стереорежима - ни хрена. Вроде бы он их убедил. А когда мы приехали к началу концерта, там уже стояли их камеры.

Для записи звука они поставили к одной из колонок микрофон хуже нашего на стойке-«гусе». И стали снимать. Мы пришли в ужас. В перерыве после первого отделения опять начался базар.

- Ну, ладно, ладно, ребята, мы сняли отделение, нам достаточно, - заверили нас телевизионщики.

Но во втором отделении у них на камерах снова зажглись огоньки, и съемка продолжилась. Тогда Муля сказал мне:

- Пойди и отодвинь их микрофон от колонки! У них не будет звука, и не хрена будет снимать.

«Людмила
Людмила Исупова в молодости и в наши дни 

Я так и сделал. Они постояли-постояли и ушли. На этом все закончилось. Но, наверное, для кино это было бы не очень интересно. На следующий день, правда, Мулю вызвали к первому секретарю обкома, дважды Герою Соцтруда.

- Вы слышали, что тренера Анатолия Тарасова, который из-за отмененного гола увел команду со льда, лишили всех спортивных званий? - сказал он. - А кто такой Тарасов и кто такие вы? Вы говно, никто и звать вас никак. Представляете, что с вами будет?

После этого нас на полгода сняли с гастролей. Конечно, в фильме надо было эту историю по-другому обыграть, чтобы было понятнее. Но в эти детали создатели фильма меня не посвящали. А бюджет был очень маленький - меньше двух миллионов баксов. И что-то переснять не представлялось возможным.

«Пьянтос и неадекват»

- А вот на фильм «Иисус Христос - суперзвезда» в Германии мы в натуре всей толпой ходили, - продолжает Мисевич. - Только было это не на фестивале в Берлине, а в Дюссельдорфе, когда мы уже выезжали из ГДР в ФРГ - нашу первую капиталистическую страну.

И что Мулявин купил гитару у музыканта из коллектива Рафаэля - тоже правда. У нас в филармонии работал администратором белорусский репатриант из Аргентины Михаил Романович. Он свободно знал испанский язык и договорился с этим музыкантом.

Купить хорошие инструменты и аппаратуру тогда было сложно. Как-то мы насобирали 4 тысячи и отдали их какому-то хмырю из Москвы. Он обещал помочь с аппаратурой и пропал. Пришлось искать его через ментов. Выяснилось, что этот хмырь играл где-то на свадьбе и погиб. Естественно, наши 4 тысячи пропали. А в то время это были очень приличные бабки.

«Мисевича
Мисевича сыграл Максим Пониматченко 

Был еще эпизод, когда Юра Антонов продал нам старые колонки и силовой блок с ручками. И на первом же концерте все это у нас сгорело на хрен. На мой взгляд, эти истории тоже можно было вставить в фильм. Но сценаристы клюнули на фигуру Рафаэля и на пустом месте стали придумывать какие-то сцены с его участием.

А как они вывернули историю с певицей Людмилой Исуповой, которую в фильме назвали Еленой Елисеевой и представили музой Мулявина! Она же была пьянтос. Сплошной неадекват. Напридумывала, что Муля ее дрючил и обещал жениться.

На самом деле ни хрена такого не было! Ее пилили все, кроме Мули. Даже ваш покорный слуга.

Когда эту чувиху выгнали из «Песняров», мы познакомили ее с Лариской Долиной. И она долго жила у Лариски дома. Долина еле от нее избавилась. Вот какая в реальности была эта муза!

Галыгин и уроды

- Как меня самого показали в фильме - я не придаю никакого значения, - улыбнулся Мисевич. -  Я не та фигура, чтобы на меня обращать внимание. Играть меня должен был Вадик Галыгин. Уже был утвержден. Но съемки сдвинулись, и он не смог просто физически.

Тогда на мою роль взяли актера из Театра белорусской драматургии Максима Пониматченко. На мой взгляд, он справился не хуже. А из других участников «Песняров» лучше всех получился наш барабанщик Шурик Демешко.

Я видел первый вариант фильма. Это было стопроцентное попадание в образ. Но из окончательного варианта почти всю роль Шурика вырезали и даже не указали в титрах из-за того, что сыгравший его актер из Театра имени Янки Купалы Дмитрий Есеневич участвовал в протестах в Беларуси. Там у них сразу весь театр рухнул. Все ведущие актеры оттуда свалили. Сейчас в Варшаве таксуют.

Владимира Мулявина (в центре) в сериале сыграл Артем Волобуев*
Владимира Мулявина (в центре) в сериале сыграл Артем Волобуев* 

Из-за этих протестов также не удалось нормально записать музыку для фильма. Изначально всю озвучку должен был делать ансамбль «Белорусские песняры», созданный мной, Валерием Дайнеко и другими бывшими музыкантами «Песняров». Мы бы прописали все как положено. Но мои коллеги по ансамблю тоже захотели в протестах поучаствовать. Возомнили себя революционерами.

Тогда исполнялось 80 лет со дня рождения Мулявина. Я бегал по начальникам, чтобы устроить концерт в его честь. Мне пошли навстречу. Дали площадку. Хотели сделать съемку. А в это время остальные участники «Белорусских песняров» занимались всей этой фигней - писали письма, ходили по демонстрациям. Ну, просто уроды! В результате всех этих дайнек-хренек запретили в Беларуси на хрен. Соответственно, возможности озвучивать фильм мы автоматом лишились. А мне из-за всего этого не дали надбавку к пенсии. Поэтому я из «Белорусских песняров» свалил.

Мне уже 78 лет. Из-за этих говнюков в конце жизни страдать - на хрен мне это нужно?!



*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов