Отчаяние стареющей дамы: изменившаяся жена Хабенского поразила публику

Жену Хабенского одолело отчаянье стареющей дамы
Ольга Литвинова интересна публике не только потому, что она супруга Константина (в круге)
Ольга Литвинова появилась на людях в необычном образе. Супруга именитого артиста и режиссера показала, на что способна.

Михаил Пореченков с дочкой Сергея Юрского и женой Константина Хабенского потусили в Клину. Не праздности ради, а токмо из-за работы. Здесь, в музее-заповеднике Чайковского уже много лет проводится фестиваль искусств. Актеры привезли в Клин необычное представление «Истории любви», созданное в коллаборации с Юрием Башметом. Смысл его в том, что звезды МХТ им. Чехова читают со сцены рассказы классиков, а камерный оркестр «Солисты Москвы» сопровождает чтения живой музыкой.

Впервые программу обкатали еще в январе, к 70-летию маэстро Башмета, и с тех пор она разъезжает по фестивалям. Причем от фестиваля к фестивалю актеры меняются и в целом  заметно, что «нелегкая это работа, вслух со сцены читать кого-то». Одним чтение удается лучше, а кому-то так и совсем не очень. Потому что, как сказал один актер, одно дело читать диалоги, с этим более или менее справятся все, а другое дело - выразительно интонировать авторский текст, держать перспективу и сквозное действие.

Мероприятие открыл ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий. Мэтру достался рассказ Куприна «Святая любовь», который можно было свести к формуле «любовь зла, полюбишь и козу». Рассказчик полюбил Елену, а потом случайно выяснил, что нехорошая дама живет на содержании у толстяка, которого представляет «дядей» и еще снабжает «дядиными» деньгами любовника.

Кажется, Золотовицкий недополучил свою порцию аплодисментов, потому что, пока он читал, на большом экране мелькнул тыл дирижера и привел зрителей в оторопь. Собравшимся показалось, будто Башмет потерял все свои роскошные локоны!  Потрясенные зрители вперили глаза в дирижера, проверяя догадку. От сердца отлегло,  только тогда камера задержалась на подольше и стало видно, что на дирижерском месте восседает никакой не Юрий Абрамович, а директор «Солистов» Роман Балашов. Потом пресс-служба заверила, что ничего ни с Юрием Абрамовичем, ни с его прической не случилось.

«Игорь
Игорь Золотовицкий выступал даже за сценой 

Кто в доме хозяин

Следом за Золотовицким выступила Дарья Юрская с рассказом Бунина «Легкое дыхание» и удивила так удивила. Сначала публика приняла дочь мэтра холодновато: показалось, что она гнусавит. Однако уже после первых абзацев морок рассеялся.  Актриса, хотя и выступала впервые (раньше рассказ читала Ирина Пегова) - справилась блестяще.

Юрской удалось передать и интонации Оленьки Мещерской, и строгие обертона классной дамы, и даже «легкое дыхание» главной героини. Не захочешь, а вспомнишь великого отца. Юрский был великолепным чтецом и, очевидно, передал мастерство дочери. Слушатели затаили дыхание и радовались, что Дарья стала актрисой, а не шпионкой, как хотела в детстве.

Затем на вахту заступили Михаил Пореченков и Наташа Швец с «Рассказом о безответной любви» Горького. Изначально текст читала Анна Чиповская, но постоянные гастроли не дают популярной актрисе развиваться на ниве художественного слова.

Дарья Юрская имя отца (в круге) не посрамила
Дарья Юрская имя отца (в круге) не посрамила 

Нельзя сказать, чтобы рассказ вдохновил, но он и стоит особняком в этом сете. Во-первых, трудно быть Горьким в окружении Чехова - Бунина - Куприна. Во-вторых, важный Пореченков с Наташей Швец мало напоминали героев рассказа: очень красивую и равнодушную актрису и мальчика, чью жизнь она загубила, растратив сердце на идиотов. В-третьих, токсичный рассказ о токсичных отношениях оставлял чувство интоксикации в организме.

Концерт закончился эффектно. Ольга Литвинова в красивом платье в цветочек прочла чеховский «Рассказ госпожи NN» и показала, кто в доме хозяин. Хотя актеры и уверяли, будто бы сами не выбирали текстов, а довольствовались тем, что предлагает режиссер, сложилось ощущение, что жене Константина Хабенского по старой дружбе выделили лучшее.

Рассказ Чехова, написанный от лица женщины, прозвучал потрясающе.

Некоторые критики говорили, будто бы Антон Павлович несколько постебался в своем тексте над писательницами, которые подмечают неважное и упускают важное. Но стеба в привычном нам понимании не было слышно. Зато было слышно отчаяние стареющей дамы, долго радовавшейся тому, что она знатная и молодая и вдруг осознавшей, что опоздала и упустила свое счастье. Литвиновой удалось все это донести, хотя с героиней у нее было мало общего, разве что ответственный пост отца. Ольга свое счастье не упустила.

«Михаил
Михаил и его партнерша Швец 

Как метко заметил Чехов в том же рассказе, «деревенские знакомые очаровательны только в деревне и летом. В городе же и зимой они теряют половину своей прелести... Кажется, что на них чужие сюртуки и что они слишком долго мешают ложечкой свой чай».

Если переносить утверждение на фестиваль, то оно справедливо наполовину. Клинские мероприятия, может быть, более очаровательны летом, поскольку теряют половину стоимости билетов.

Но в целом теперь же представления и зимой, и в сезон не хуже. А что касается «Историй любви», то имеет смысл послушать все это в полном виде. В Клину не прозвучал замечательный  рассказ Булгакова «Псалом», который в диалогах читали Игорь Верник и Ирина Пегова, не было чеховской «Любви» в исполнении Авангарда Леонтьева. Не было довольно странного, но честного рассказа Вампилова «Моя любовь», который читает Верник. Ну и, не говоря уже о том, что не было Башмета и дождя. За всем этим, кроме природной стихии, имеет смысл заглянуть в МХТ.