«Начинает протекать фляга»: как «русский Тарантино» обошелся с Шакуровым

На фоне мощного таланта Сергея Каюмыча его юный партнер Женя Зарубин чувствовал себя потерянным

Комедию про десантное братство «За Палыча!» от Андрея Богатырева ждали независимо от агрессивной рекламы. Было ощущение, что молодой режиссер сможет вырваться из капканов агитки.

Его заприметили и окрестили «русским Тарантино» еще три года назад после успеха «Красного призрака» - успешного кино, в котором Андрей «поженил» западный вестерн с отечественной партизанской историей. Тогда стало понятно, что Богатырев умеет круто и интересно снимать про патриотизм. Очков накинул и сериал «Вампиры средней полосы», где Андрей был одним из режиссеров.

История в «Палыче» начинается в тюрьме, где молодой герой Тема Голуб (Евгений Зарубин) рассказывает про свою нескладную житуху следователям, в чьих чертах очень угадываются Жеглов и Шарапов. «Если расти с золотой ложкой в жопе, у тебя начинает протекать фляга», - сетует Тема.

Будучи мэрским сынком, он творил что хотел, но все в одночасье поменялось, когда парень в прямом смысле переехал на внедорожнике дорогу загадочному гражданину (Иван Охлобыстин). Криво улыбаясь, гражданин считает до пяти, и у семьи мажора исчезают все плюшки. Отца снимают с должности, все они переезжают к деду в калужскую деревню, а Теме приходит повестка.

В десантных войсках мажорика по мере сил перевоспитывают, приобщают к азам новой жизни и солдатскому юмору: «А что делать, если парашют не раскроется?» - «Новый выдадут».

Если у кого-то на языке завертелось слово «мажор» и вспомнился хит с Милошем Биковичем «Холоп» - бинго. Впрочем, если бы кино так и шло по этим лекалам, все было бы даже неплохо. Через короткое время выясняется, что на хату деда Палыча (Сергей Шакуров), в которой теперь живет семья экс-мэра, претендуют новые хозяева жизни. Нехорошие богачи хотят построить на месте дедовой избушки спа-отель. «Если мы каждому идиоту будем свою землю отдавать, они бы всю Россию раздолбанили давно», - провозглашает Палыч. Менять дом на предложенную однушку, а потом двушку он категорически отказывается и объявляет захватчикам войну.

Если у кого вертится на языке сериал «Против всех» с Николаем Добрыниным - бинго два раза. Этой весной шла очень похожая комедия про деда Захара и его семейку, не желающую сваливать с насиженной избушки, которую хозяева жизни уже обнесли элитным ЖК.

Но тут-то и кроется самое удивительное. В отличие от сериала, где все родичи Захара, включая сына-уголовника, идут за отцом, в комедии Богатырева родичи отказываются помогать Палычу.

Мажору-дембелю больше интересно разбогатеть на биткоинах. Его толстые родители мечтают вернуть не избушку, а утраченные позиции: «Если человек живет в жопе, главное - делать вид, что так и задумано», - учит отец (Александр Самойленко). «Страшно не жить в жопе, а обживаться», - добавляет пышногрудая мать в исполнении Ирины Пеговой.

Неудивительно, что тут возникает аллюзия на еще один фильм. Прямиком из хита Шахназарова «Белый тигр» прибывает группа бывших десантников на танке. Это дружина Палыча, которую он спас в чеченскую войну...

Режиссера Богатырева зовут не Квентин, а Андрей 

Стык поколений

Интересно, что когда режиссер Богатырев ругал современные комедии, то пуще всего он разорялся по поводу того, что в них нет героев и, по сути, не за кого переживать. При этом не могу сказать, чтобы я как зритель сильно переживала за героев «Палыча». Да и кому там сочувствовать? Ну точно не толстым родителям Темы, которые именовали избушку деда «жопой», а в конце почему-то получали утраченные должности при мэрии. И не пассивному же главному герою, которого в ВДВ не особо и перевоспитали. На помощь дедушке он так и не пришел, поскольку его женила на себе дочка прапора. «Был мужичок, стал каблучок», - стебутся дедушкины дружинники.

Не становится героем и сам Палыч. Его дом никому не нужен, а в финале с братками дела решает не герой Шакурова, а отец невесты, женившей на себе Тему.

Комедия вышла не то чтобы смешная. Вместо обещанного «тарантина» - стилистика письма Дяди Федора родителям. Сценаристов в фильме четверо, и очень заметно, когда и какой автор приступает к сюжету.

Не оправдал эффект стыка поколений. По аналогии с «Вампирами средней полосы», где отжигали дед Юрий Стоянов и юный кровопийца Глеб Калюжный, в «Палыче» отжигать должна была пара «Шакуров - Зарубин». Но дуэта не случилось, а 81-летний мэтр перетянул на себя все акценты.

 

В сухом остатке выводы нерадостные и некомедийные.

«В наш город пришла большая культура», - провозглашает новый коррумпированный мэр, открывая скульптуру в виде двухметровой подковы и демонстративно проходя под ней навстречу новой сказочной жизни. Есть ощущение, что именно такую скульптуру-подкову открыл режиссер, провозгласивший, что наконец в наш мир пришла настоящая большая комедия и что он снял кино в советской традиции и с большими смыслами.

Из советского получилось разве что сходство с анекдотом про Зыкину на Кавказе: «Люся, зачем петь? Просто хады туда-сюда, туда-сюда».

Впрочем, это роднит «За Палыча!» с еще одним лидером проката прошлой недели, драмой «Жанна Дюбарри», где недостатки сценария компенсировать наличием Джонни Деппа, впервые появившегося на экранах после долгого перерыва, увы, не получилось.