Была ли Марина Ладынина жертвой своего мужа и соперницей Любови Орловой
У первых советских кинозвезд было много общего: все они (за исключением Тамары Макаровой) были или стали блондинками, все хорошо пели и танцевали и, главное, за спиной каждой был влиятельный мужчина, как правило – муж. Но Марину Ладынину на первую главную роль пригласил глубоко женатый на другой режиссер Иван Пырьев.
Суфлер из села Скотинино
Ладынина родилась 24 июня 1908 года в сибирском селе с некрасивым названием Скотинино и даже, говорят, впоследствии в автобиографии указывала другую «малую родину». Семья была самая простая: у отца три класса образования, а мама вообще неграмотная. Марина была старшей среди четверых детей и главной помощницей матери по хозяйству. Она умела делать все, что положено сельской девочке: пасти, доить, работать в поле.
Несмотря на собственную «темноту», родители отдали дочку в школу, в соседнее село. Все-таки революция, новая жизнь, вдруг девочке выпадет более светлая доля, чем им самим. И действительно, уже в школе Марина обнаружила в себе необычные для крестьянки способности. Она много читала и обожала в лицах пересказывать прочитанное, а потом стала суфлером в школьном театре. Подсказывала она так азартно, что заглушала актеров.
И все равно родители рассудили: грамотная, так становись учительшей – все-таки заработок. Марина послушалась. Ведь ей даже не исполнилось 16-ти. Но как только почувствовала самостоятельность, уехала поближе к Москве – в Смоленскую губернию, на родину отца. Там она случайно познакомилась с актером Театра Мейерхольда Фадеевым, и тот подарил талантливой девушке книгу Станиславского «Моя жизнь в искусстве». Так с педагогикой было покончено.
Москва слезам не верит
В 20 лет Марина приезжает в Москву и держит экзамен в ГИТИС. Комиссия ставит пометку: «особо одаренная». Во время учебы она стажируется во МХАТе, и на нее обращают внимание и Станиславский, и Немирович-Данченко. Тогда же ее начинают снимать в эпизодических ролях, но она глубоко предана театру. Немирович говорил ей: «Я понимаю, что в кино вы можете заработать, но все-таки вы - наша, не бросайте театр».
У Ладыниной были огромные синие глаза, чудесный голос, ладная фигурка. В нее влюбился однокурсник Иван Любезнов. Брак был недолгим. У Марины было много поклонников. Рассказывают, что у нее закрутился роман с неким итальянцем, после чего Марину вызвали в НКВД, где долго допрашивали. С тех пор Марина Ладынина, которая для многих была персонажем с парадной витрины сталинского режима, этот самый режим глубоко возненавидела.
Кстати: Иван Любезнов женился на младшей сестре Ладыниной – Валентине, навещавшей сестру в Москве. А бывшие супруги играли вместе в фильмах «Богатая невеста» и «В 6 часов вечера после войны». У Ивана с Валентиной родился сын Михаил, которого зрители знают по роли Чарли Уэйкема в «Здравствуйте, я ваша тетя!». Михаил Любезнов покончил с собой в 1981 году, а его сын Иван пропал без вести в 90-х.
Ладынина не любила распространяться о том периоде своей жизни. Работы у нее не было – то ли не хотели связываться с той, которую вызывали на Лубянку, то ли были другие причины, но пришлось молодой красавице ходить по домам: прибираться, брать в стирку и глажку белье. Однажды она принесла «заказ» своей подруге и встретила у нее мужчину, который ей не понравился с первого взгляда. Это был тогда мало кому известный режиссер Иван Пырьев.
Кстати: Перед знакомством с Ладыниной Пырьев снял фильм «Партийный билет», который вроде бы не понравился Сталину. Главную роль играла жена режиссера, Ада Войцек, женщина довольно суровая и решительная. Пырьев мучился, не знал, что ему делать, и потом придумал: надо снимать комедии, но не «голливудские», как это делал Григорий Александров, а в русском стиле. Вполне возможно, что в белокурой синеглазой Ладыниной он сразу угадал – вот женщина, которая ему нужна, а уж актрису он из нее сделает.
Богатая невеста
Ладынина быстро распрощалась и ушла, но новый знакомый побежал за ней на остановку. Троллейбус, куда села Марина, уже тронулся, но внезапно остановился, и подбежавший Пырьев воскликнул «Это судьба». Через два часа провожания он сделал опешившей Марине предложение руки и сердца. Но при этом еще долго не решался развестись, не хотел расставаться с любимым сыном Эриком. Однажды Ада Войцек позвонила Марине и напророчествовала: «Однажды он оставит вас так же, как он сейчас бросает меня».
Первой совместной картиной становится «Богатая невеста» про колхозную жизнь. Она имела очень большой успех. И фильм, и Ладынину очень хвалил Сталин. Но спустя некоторое время один из сценаристов картины Владимир Добровольский был арестован и отправлен в лагеря. Ладынина, в то время уже не только жена Пырьева, но и актриса, которая у всех на виду (в буквальном смысле: на улице Горького огромные портреты Ладыниной и Сталина висели напротив друг друга), не побоялась поехать в зону, где находился Добровольский. Перед этим она буквально кричала на мужа за то, что тот ничего не сделал для своего коллеги. За одни слова, которые произносила Марина, их обоих могли стереть с лица земли, а у них уже рос маленький Андрей. Но Ладынина не просто поехала, она дала концерт для тюремного начальства и добилась разрешения присылать своему товарищу продукты. Через много лет Добровольский, освободившись, прямо с вокзала пришел в квартиру к Пырьеву и Ладыниной и стал перед Мариной на колени.
Виталий Вульф рассказывал, что в разгар борьбы с космополитизмом Пырьев должен был прочесть соответствующий доклад об этом явлении в советском кино и, естественно, назвать фамилии. Выйдя на трибуну, он увидел глаза жены и…сказал, что ему очень плохо.
11 лауреатов в одной постели
За свои фильмы – «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» и другие Ладынина и Пырьев регулярно получали Сталинские премии. Едкий на язык композитор Никита Богословский сочинил про них прозрачную загадку: «Что такое 11 лауреатов Сталинских премий в одной постели?». При этом Ладынина все полученные награды и значки сразу складывала в стол.
Вряд ли она публично высказывала свою точку зрения. О Марине Алексеевне отзывались не только как об очень порядочной, верной, дисциплинированной, но и как об очень умной женщине, которая отличалась необыкновенным достоинством. Она, выросшая в настоящем селе, была абсолютно достоверна в ролях колхозниц, но при этом наделяла их своей интеллигентностью, искренностью и каким-то внутренним светом.
Любимые стихи актрисы относились к периоду Серебряного века. Она до глубокой старости любила и собирала поэзию. При этом, если нужно было для роли, осваивала трактор и мотоцикл. На съемках Пырьев, отличавшийся грубостью, орал на жену так же, как на других актеров. Известны случаи, когда Марина, не выдерживая брани и еще стыдясь за супруга перед товарищами, убегала из павильона.
Ладынина иногда посмеивалась, что она на экране все время то в ватнике, то в сарафане, а Орлова в это время танцует в юбочке на огромной пушке. Пырьев действительно использовал талант Ладыниной, чтобы создать так называемые «народные» картины, которые потом зло называли «русский лубок». Хотя тех же «лакированных» «Кубанских казаков» народ обожал и радостно верил, что еще немного, и мы все заживем так же ярко и привольно, как герои фильма.
А созданная в 1944 году картина «В 6 часов вечера после войны», где Ладынина играла уже не колхозницу, а воспитательницу, которая потом уходит на фронт, была для измученных войной людей ярким предвестником Победы. И уже тогда все спешили назначить друг другу свидание именно в 6 часов вечера «после войны».
Кстати: Многие песни, прозвучавшие в фильмах Пырьева в исполнении Марины Ладыниной, последующие поколения воспринимали как народные. На самом деле до сих пор популярные «Ой, цветет калина». «Каким ты был, таким остался» написаны Исааком Дунаевским и Михаилом Исаковским.
Честь и достоинство
Последней совместной картиной режиссера и актрисы стала производственно-любовная драма с пророческим названием «Испытание верности». От героини Ладыниной уходил муж, но потом, многое пережив и поняв, возвращался. А Пырьев в это время влюбился в юную Людмилу Марченко. Ладынина долго не могла поверить в то, что их 15-летний брак трещит по швам, но потом все-таки дала развод.
Часто говорят, что якобы Пырьев, который к тому времени уже руководил «Мосфильмом» и никого не боялся, запретил снимать другим режиссерам бывшую жену. Ведь испортил же он биографию той же Марченко, строил козни Екатерине Савиновой (знаменитая Фрося Бурлакова) и другим, кто н отвечал ему взаимностью. Марина Алексеевна, которая никогда после развода с мужем не встречалась, ни разу не сказала о нем дурного слова. А люди, близкие ей, с которыми она потом много лет работала в Театре-студии киноактера, утверждают, что актриса сама не хотела появляться на экране постаревшей. Она-то не летала в Париж делать пластические операции.
Ладынина, вопреки распространенному мнению, вовсе не жила несчастной покинутой затворницей. Она с удовольствием играла в театре, выступала с концертными программами. И, хотя после развода их сын Андрей остался жить с отцом, актриса утверждала в интервью, что она счастливая мать и бабушка. В 1998 году, уже 90-летняя, она получила национальную кинематографическую премию Ника «За честь и достоинство». У нее эти качества были в избытке, и не только в профессии.
Марина Ладынина ушла из жизни в 2003 году. Наина Иосифовна Ельцина, которая очень любила актрису и помогала ей в последние годы, выхлопотала разрешение, чтобы знаменитую «свинарку» похоронили на Новодевичьем кладбище.