Юрий Мороз: «Хорошо хоть серьги в носу у Даши нет»

Отец и дочь прекрасно ладят
Отец и дочь прекрасно ладят
67-летний режиссер Юрий Мороз, снявший множество кинохитов - («Подземелье ведьм», «Точка», сериалы «Каменская», «Апостол», «Угрюм-река и др.), - пережил две личные трагедии. Его первая жена - актриса Марина Левтова - погибла в 2000-м, разбившись на снегоходе. Тогда Юрий Павлович остался с дочерью-подростком Дарьей Мороз один.

Спустя три года от редкого генетического заболевания скончалась грудная дочка постановщика, появившаяся в его новых отношениях с актрисой Викторией Исаковой. В 2015-м Мороз и Исакова снова стали родителями - родилась их Варвара... Мастер, который в нынешнем году отмечает 35-летие со дня получения диплома режиссера (до этого он выучился на актера), откровенно рассказал о себе и своей семье.

- В 24 года я окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ и девять лет спустя - режиссерский факультет ВГИКа. Видя на пробах человека, могу с уверенностью в 80 процентов сказать - надо или нет ему этой профессией заниматься. Ошибки в приемных комиссиях творческих вузов случаются, но шансов, что откажут великому в будущем актеру, почти нет.

- На первых порах вы актером в «Ленкоме» работали…

- Чуть меньше 10 лет там служил и застал взлет Марка Захарова, Янковского и Абдулова. Меня и взяли в один спектакль на роль Саши Абдулова вторым составом. У нас один типаж и амплуа «лирический герой», хотя мы совсем разные. Александра Захарова тогда мало играла, а уже потом, начиная с 90-х годов, когда я ушел из труппы, Марк Анатольевич стал занимать свою дочь во всех работах. Осуждать Захарова не буду. Еще не известно, как бы я поступил на его месте, имея такую дочку, как моя Даша Мороз, и такую жену, как Виктория Исакова.

- Вы и первую супругу Марину Левтову снимали, а потом Викторию и Дарью. В «Содержанках-3» даже откровенные сцены с дочкой ставили. Не каждый так сможет…

- Шикарные актрисы, что их не снимать-то? Если роль подходит Даше, почему я не должен ее брать, а рыться и кого-то еще искать? А если не ее роль, зачем ее подставлять? В «Содержанках» она не только исполняла главную роль, но и была продюсером. Вот и попросила помочь. Не скажу, что я был в восторге, но помочь должен был!

«Богомолов
Богомолов и Мороз 

Первую часть «Содержанок» снял Константин Богомолов (бывший муж Дарьи до Ксении Собчак.) . Вторую - Дарья Жук. А третью - я. Это обычная работа. Сценарий оказался не плох, и я понял, что могу что-то добавить к этой истории с теми же персонажами. А откровенные сцены - условия жанра. Снимая в них Дашу, я работал в меру своего понимания - насколько это нужно по месту и количеству.

В первом и втором сезонах «Содержанок» герои друг друга перетрахали. И я думал, а мне про что снимать? Дайте хотя бы новую артистку. И мне дали Сашу Ревенко, спасибо. Я и нецензурный лексикон в кино не люблю. Зачем? Этого и на улице полно. Но если это очень талантливо, как в построенном на мате монологе в исполнении Виталия Хаева в спектакле МХТ «Изображая жертву», тогда это блеск и художественная необходимость.

- Ваш бывший зять Богомолов - любитель хайпа и в театре, и кино: обожает и такой лексикон, и раздевать актеров.

- Это его выбор. Каждый строит свою судьбу как хочет. Но что-то мне из его спектаклей понравилось. Например, «Мужья и жены» и «Братья Карамазовы». У него есть смысл, идеи, а не просто хайп ради хайпа. Да и зритель голосует рублем: на спектакли Богомолова очень дорогие билеты, и люди ходят.

«Юрий
Юрий с первой женой Мариной Левтовой и их Дашей 

Испуг Хаматовой

- Обрадовались, когда Даша после гибели мамы решила, что тоже будет актрисой?

- Она внешне очень похожа на Марину Левтову. Но Марина только в кино работала, а Даша еще и отличная театральная актриса, с иной, чем у ее мамы, энергетикой. А характеры у обеих крепкие.

С Дашей все постепенно произошло. Ни я, ни Марина особо не хотели, чтобы дочка стала актрисой, это неблагодарная профессия. Но сейчас к ее 40 годам, очевидно, что Дарья сделала правильный выбор. По разным обстоятельствам она не раз хотела из театра уйти, но я ее отговаривал. Убеждал, что артист без сцены, как дом без фундамента. Она уходила и возвращалась.

Я не снимаю во всех картинах жену и дочку. Зритель же тоже не дурак. Хотя были и есть великолепные семейные тендемы: Белохвостикова и Наумов, Чурикова и Панфилов, Высоцкая и Кончаловский.

- То, что супруга почти ровесница старшей дочки, никогда не смущало?

- Мы с Викой 20 лет вместе и хорошо чувствуем друг друга. И нас разница, в отличие от окружающих, не волновала. Думаю, она менялась под моим влиянием. И в чем-то я менялся. Если количества говна в личной жизни не перевешивает количества хорошего, это и есть формула счастья.

«Дочка
Дочка и внучка режиссера 

До Виктории я 20 лет прожил с Мариной Левтовой, а когда она ушла из жизни, мне нужно было найти точку опоры, позволившую жить дальше. Все равно ты ведешь внутренний разговор с человеком, которого не стало, вспоминаешь… И я для себя определил вот что. Если вдруг я бы ушел первым, то очень бы хотел, что тот, кто остался на земле, был бы счастлив. Не каждый день приходил бы на могилку и рыдал, а жил бы полноценной жизнью и прожил бы ее и за меня в том числе.

В 2001 году, я как опекун поехал с Дашей на картину, где она снималась, и там мы встретили Вику. Они с Дашей были знакомы - вместе учились в Школе-студии МХАТ у них одних и те же педагогов - Козака и Брусникина. Мы с Викой стали встречаться, а потом и жить вместе.

- В свое время и Дарья, и Виктория снялись в вашей картине «Точка» о проститутках….

- Мне тогда принесли отличную книгу. По ней был написан сценарий. Продюсер вначале был против, чтобы подобное запускать. А потом деньги нашлись. Я сначала пригласил на главную роль Чулпан Хаматову, но она отказалась со словами: «Я это играть не буду, проститутки - это очень страшно». Да и другие актрисы не захотели. Вот я и попросил Викторию. Что касается Даши, я тянул с окончательным решением - кого утвердить, ведь ее героиня лысая. Однажды сижу дома. Звонок. А на пороге побритая наголо дочка. Пришлось и ее взять, что делать. В итоге прокат «Точки» был небольшой: продюсер побоялся. А зря. Я был потрясен и ошарашен, когда получил письмо от Андрона Кончаловского с благодарностью за «Точку»: «Поздравляю от души, ваш фильм - лучшее, что я видел в последние годы»… В определенном смысле это новаторская картина. До сегодняшнего дня я получаю по ней солидные авторские выплаты. Для меня это самый большой доход, что сегодня идет с моих картин.

Виктория Исакова - жена и муза мэтра
Виктория Исакова - жена и муза мэтра 

Черный парик

- Если посмотреть на Дарью 10 лет назад и сейчас, то это два разных человека. Тогда у нее были длинные русые волосы, а теперь она превратилась в платиновую блондинку с короткой стрижкой и ярким макияжем…

- Она взрослая, все сама решает, что ей указывать. Серьги в носу нет - так что у нее не самый худший вариант. Сегодня внешность может загонять Дашу в определенные рамки в работе. Но у меня она в черном парике снималась в «Угрюм-реке», образ соответствовал эпохе и характеру.

- Ваша младшая дочка Варвара, которой на днях исполнилось восемь лет, родилась, когда вам было под 60. Чувствуете разницу в воспитании наследниц?

- Даша росла, как трава за забором. Если были у нее вопросы, могла любой всегда мне задать. Но я тогда больше собой и карьерой занимался, а сейчас самое главное - встретить Варю из школы, поговорить. Для нее это важно, и я счастлив. Дочка в Театре Пушкина у мамы часто бывает: и в гримерке посидит, а в антракте в буфете что-то вкусное попробует. Обнимается и общается с актерами. Стандартное поведение театрального ребенка. Но представить, что Варвара станет актрисой, не могу. Ей это совсем не интересно. Были предложения сняться в кино, но ей совсем пофиг. Заставлять не буду, она очень самостоятельная. С моей 13-летней внучкой Анютой (дочкой Дарьи Мороз от Богомолова.) Варя общается. Но пять лет разницы - много в их возрасте. Анна подросток, и Варя - мелюзга для нее. Когда собираются вместе, и одна, и другая сидят в телефонах.


«Колтаков был гениальным, а Нагиев - самым слабым звеном»

Вот что Юрий Павлович рассказал об актерах из своих сериалов.

«Братья Карамазовы»:

- Сложно мне было с Сергеем Горобченко. Он тогда был молодой и неопытный. Роль поручика Дмитрия Карамазова, о которой он мечтал, далась ему с адскими нервами. А на роль отца я сначала утвердил Виктора Сухорукова. Уже костюм ему пошили. И за неделю до съемок мы всех актеров решили собрать. Но Витя мне сказал: «Я не смогу, у меня в другом месте съемка». А у меня не было возможности ничего переносить, и мы задумались над другой кандидатурой. И художник Павел Каплевич посоветовал пригласить Сергея Колтакова. Он пришел на пробы с полностью выученным текстом всей роли. В результате и сыграл. Два актера - Сухоруков и Колтаков. Один гений, другой обычный артист. И гением себя не ты сам должен считать, а другие.

«Каменская»:

- Этот сериал по книгам Марининой многих актеров сделал известными и любимыми. Кастинг, как мне кажется, мы провели правильный. Пригласили Лену Яковлеву, Андрея Ильина, Гармаша, Никоненко… Самым слабым звеном по актерскому мастерству во всей этой истории, на мой взгляд, был Дима Нагиев. Но за эти 20 лет, что прошли после проекта, он сильно вырос, потому что много работал над собой. Раз - и что-то в нем произошло. Он стал артистом не только по диплому.