Полина Агуреева стала матушкой - супругой протоиерея

Полина и Илья
Полина и Илья
Роман Николая Лескова «Соборяне» из жизни священников вымышленного Старгорода к числу легких не отнесешь. Мало кто его осилил, а большинство тех, кто прочел - сочли занудным и непонятным. Неожиданно к инсценировке материала обратилась популярная режиссер и актриса Полина Агуреева. И в рамках фестиваля Башмета на сцене Театра Гоголя («Гоголь-центру» вернули прежнее название) представила премьеру.

Агуреева в режиссерских работах не мудрствует лукаво: берет крупное произведение, делит на отрывки и выдает зрителю в виде сценок. Как это было, например, в постановке «Живые и мертвые» по Симонову. То, что у Полины получится совладать с Лесковым, не предполагалось никем. Но то ли сказалось, что она - дочь филолога, то ли мама помогла. Словом, отрывки выбрали очень удачные. Комиксы из церковной жизни смотрелись необыкновенно свежо, а лесковский язык в тех местах, где его не разбавили современностью, заворожил.

- Вы ведь небось не знаете, что учитель Варнавка сделал? Ужасная вещь-с! Он человека в горшке сварил, - сообщает один из персонажей и затягивает зрителя.

На декорациях в виде мосточков отдыхают священнослужители, обсуждая поступок Варнавки. За мосточками - обильные заросли камыша. Там засели «Солисты Москвы» и сам Башмет. Впервые маэстро в белом: все музыканты, включая его, вышли в длинных льняных рубахах до пят и сапогах, сшитых из тонкой кожи по индивидуальным меркам. Правда, модную обувку не было видно за камышом.

Патриархальная пара

Актеры признались, что времени на репетиции было мало. Однако даже в условиях цейтнота некоторые роли получились блестящими. Например, богатая помещица Плодомасова, которая скуки ради хочет женить своего карлика на карлице генеральши Вихиоровой. Помещицу играет советская актриса Наталья Егорова, запомнившаяся по фильму «Старший сын».

Поначалу в Егоровой не видишь помещицу: масть не та, слишком груба, скорее уж типаж купчихи. Но по ходу пьесы старая актерская школа берет свое. Ужасно жаль, что такой талант почти не задействуют в ее родном МХТ им. Чехова.

«Наталья
Наталья Егорова 

Сама режиссер Полина Агуреева выступила в спектакле в роли матушки, супруги протоиерея Савелия Туберозова. В книге Лескова они описаны идеальной (насколько это возможно у писателя) патриархальной парой. Детей у них нет, и это представляет предмет их горя и скорби.

Простовато-хитроватую матушку актриса играла хорошо, но несколько гротескно: горбилась, держала голову набок и разговаривала неожиданно резким и скрипучим голосом. Зато батюшка, в роли которого выступил знаменитый актер Илья Шакунов оказался точным попаданием в образ. Высокий, статный, красивый - будто настоящий священнослужитель.

Согласно первоисточнику, Туберозова сажают по доносу за неправильную проповедь. Но у Лескова этот момент не сильно понятен, а у Агуреевой ушел окончательно. Зато очевидно, что все более или менее хорошие персонажи умерли. Причем в большем количестве, чем это было у классика.

В финале герои снимают с себя рясы и, оставшись в белых рубахах, занимают вертикальную конструкцию, одиноко простоявшую весь спектакль. Коллектив Башмета, тоже в белом, остается на сцене. Музыканты играют, актеры поют. Зритель, наоборот, идет одеваться. Ощущение благостное, да и заканчивается все на хорошей ноте.