Почему японскому чистильщику унитазов далеко до артистизма нашего Сергея Шакурова

Кодзи Якусё
Сыгравший чистильщика унитазов Кодзи Якусё показал, что даже в повседневной рутине есть красота
Кино немецкого классика Вима Вендерса «Идеальные дни» многие хвалят, называют шедевром осмысленного молчания, а исполнителю главной роли Кодзи Якусё еще и выдали приз Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль. Не иначе за вредность.

Японский актер Якусё играет мистера пи-пи, пожилого чистильщика японских городских туалетов. Весь фильм мужик в синем комбинезоне обходит свои владения и с чувством, с толком, с расстановкой, не отвлекаясь на гаджеты, трет белоснежный санфаянс тряпкой, а потом проверяет в уголках маленьким стоматологическим зеркальцем.

Мужику как нельзя больше подошло бы имя Акакий Акакиевич, но по японской традиции его зовут Хираяма. Комбинезон у Хираямы никто не крадет, никакого экшена и драмы в его жизни не случается. Критики утверждают, что прелесть фильма в том, что в нем ничего не происходит.

Поэтому отведенные два часа зритель, особенно российский, может удивляться. Во-первых, тому, как мойщику туалетов хватает денег на безбедное и в целом зажиточное житье. А во-вторых, качеству и красоте японской сантехники. Оказывается, даже на улицах стоят унитазы с гидромассажем и разными наворотами, а кабинки по щелчку замочка меняют цвет и из прозрачных становятся матовыми.

Сюрпризов японские какатели не оставляют, видимо, испражняясь лепестками сакуры, поэтому стесняться абсолютно нечего. Можно даже привести юную племянницу на работу и приобщить к азам уборки. Что и делает Хираяма.

 

Наш ответ Хираяме

Изначально режиссер Вендерс должен был снимать что-то вроде рекламы. В токийском муниципалитете ему заказали несколько короткометражек про редизайн городских туалетов, сделанный видными архитекторами. Но Вим так вдохновился, что соорудил целый фильм.

Возможно, шедевр задаст новый тренд. Фуд-туризмом никого не удивишь, а вот ехать в разные страны, чтобы опробовать тамошние туалеты, - идея на миллион.

Если говорить о других смыслах, то их немного, и попытки высосать их из пальца терпят сокрушительное поражение. В последнее время в разных премированных кино нам стараются протолкнуть идею торжества обывателя. О том, что необязательно совершать поступки, что жить в рутине - это тоже о-го-го какой поступок и что самый большой героизм заключается в том, чтобы не задаваться вопросами типа «зачем я живу».

Что помогает спастись Хираяме - остается за кадром. Он просто милый человек без семьи и детей, который вовремя ходит на работу, стрижет по утрам усики, покупает холодный кофе в баночках и фотографирует ветки деревьев. Видимо, человек он тоже ничего: в случае нужды одолжит коллеге денежек, а племяннице разрешит остаться переночевать и даже подарит книгу. Когда приедет сестра забирать племянницу, он также легко велит девочке отправляться домой, но книгу забирать не будет.

Вся это туалетно-ванильная пастораль не выдерживает критики. Ну невозможно представить себе героя, который будет мыть толчки и чувствовать себя при этом отлично. В лучшем случае это будет сотрудник котельной, находящий отдушину в других вещах. А в худшем - вспоминается наш потрясающий фильм «Собачий пир» Леонида Менакера. В роли «Хираямы» - Наталья Гундарева, она же алкашка Жанна. В роли туалетов - наши вокзальные, при виде которых даже из кадра несет неповторимым амбре.

На вокзале Жанна знакомится с Аркадием (Сергей Шакуров), недавно откинувшимся из тюрьмы. Встречает с ним Новый год, напивается, не выходит на работу. И первое же чудо, которое случается с опустившимися людьми: Аркадий по-человечески жалеет алкоголицу, идет за нее на вокзал и моет неяпонский туалет. Как сказал бы классик, далеко Хираяме до этого мужика.