Яна Прыжанкова: «Жизнь — удивительный сценарист!»

Яна Прыжанкова
Яна Прыжанкова
Одна из самых ярких актрис театра «У Никитских ворот», ассистент режиссера, педагог ГИТИСа по степу, сценарист — Яна Прыжанкова, сегодня в гостях у «ЭГ».

— Яна, в вашем репертуаре многоплановые роли - от террористки  спектакля «Фанни Каплан», где вы играете главную героиню, до комичной Лизы в «Свадьбе», Миледи, Княгини Нины… кто из героинь ближе к вам? Какая из них вам близка больше всех?

— Во-первых, каждая роль мне очень дорога по своему, поскольку в подготовке к роли происходит целая маленькая жизнь, происходит увлекательный процесс познания мира автора, мира и характера героя которого предстоит сыграть. И только потом всю собранную информацию необходимо скажем так переварить и присвоить себе, а далее продвигаясь за режиссером выстраивать роль. Тут происходит процесс, который иногда проходит легче, иногда тяжелее, - соединения артиста и роли. Когда герой приобретает твой голос, твою телесность,  пластичность. В каждой роли есть частица меня, и каждая роль меня чему-то научила и помогла что-то понять о себе или о жизни. Я часто думаю о том, что уникальность нашего театра еще и в том, что Марк Григорьевич как режиссер, выпускает по 5-7 премьер в год, и тем самым дает актеру возможность быть все время в рабочей форме:  в ежедневном репетиционном процессе, возможности утром репетировать главную роль, потом разучивать танцевальные связки для мюзикла, а вечером выходить на сцену в ярком эпизоде. Это колоссальный опыт!

На мой взгляд, гораздо тяжелее играть 2-3 роли в месяц и раз в неделю что-то репетировать, психофизика начинает отдыхать и отвыкать - это как в спорт-зал ходить с огромными перерывами… все дается с огромным трудом и через силу. Так что лучше в потоке, даже если ты не в ресурсе.

«Яна
 

— Помните свой приезд в Москву из родной Уфы, когда поступали в вуз? Все ли из задуманного сбывается?

— Я в 5 лет заявила всем, что буду учиться в ГИТИСе на актерском факультете - это главное, что сбылось и определило мой дальнейший путь. Конечно, сбывается не все и иногда даже оглядываешься и думаешь, а вот, помню, мечтала о таком-то, но хорошо ,что не случилось, потому что судьба предложила что-то лучше или от чего-то уберегла. Я считаю жизнь - самый удивительный сценарист!

— Розовский о вас сказал так: «У этой Актрисы такой лукавый живой глаз, такая обворожительная заразительность и такие искрометные возможности, что ее судьба в Театре «У Никитских ворот» представляется не просто удачной, но счастливой». Так ли это?

— Ну, Марку Григорьевичу и зрителям виднее, я думаю, со своей точки зрения могу сказать  - да, я счастлива и бесконечно благодарна М.Г. Розовскому, что он 13 лет назад разглядел меня в потоке выпускников театральных вузов и дал шанс.

«Яна
 

⁠— Еще вы режиссер-постановщик. Бывают ли разногласия с Марком Розовским во время репетиции нового спектакля, где вы выступаете, как режиссер-постановщик?

— Конечно, бывают, но именно в спорах и рождается истина, и мы всегда находим компромисс или вообще придумываем какой-то альтернативный вариант.

«Яна
 

— Вы закончили ГИТИС , а сегодня преподаете в нем степ.  Сложно ли быть по одну, а затем  по другую сторону этих «баррикад»? Кем сложнее быть - студентом или педагогом и почему?

— Сложность есть и с той и с другой стороны. Когда ты студент у тебя сложности познания мира, постижения профессии, плюс ты еще находишься в моменте, когда приобретаешь  самостоятельность, жизнь в общежитии без родителей - это такая серьезная проверка характера и репетиция дальнейшей жизни.  Плюс психологически условно из гадкого утенка человек трансформируется  в лебедя. Плюс чем ближе окончание ВУЗа, тем больше начинается этот страх «а что дальше?». И эти трансформации происходят в момент важнейшего постижения профессии, и нужно умудриться пройти этот  достаточно не простой путь достойно и не сломаться. Когда ты педагог у тебя есть уже определенный профессиональный, жизненный опыт, ты в какой-то степени находишься в безопасности и спокойствие за свое будущее, возникают сложности в работе с другим поколением. С удивлением, например, понимаешь, что люди, младше всего на пять лет, оказываются абсолютно иначе мыслящими и постигающими информацию. Плюс понимаешь, насколько каждый человек уникален и что, действительно, к каждому нужен отдельный подход. На самом деле педагогика для меня очень интересная область с точки зрения познания человека и психологии.

«Яна
 

⁠— В сериале «Бумеранг» вы сыграли журналистку.  Какой вопрос вы бы задали сейчас себе, будучи журналистом?

— Иногда не надо задавать вопросов, нужно думать и жить так, как тебе хочется, поскольку жизнь одна и надо жить здесь и сейчас, на мой взгляд. Ведь как поется в песне: завтра нас просто может не быть под этими звездами.

«Яна
 

⁠— Бывает ли у вас свободное время, и чем вы его заполняете?

— Бывает, конечно. Я люблю читать книги, смотреть кино  встречаться с близкими и друзьями. Обязательно стараюсь посещать какие-то премьеры и выставки. В общем и целом, можно сказать, что свое свободное время я посвящаю саморазвитию.

— ⁠Мечта. Какие роли вы предложили бы себе сыграть в 20, 50 и 80 лет?

— Я бы хотела играть роли в которых я буду гармонично проявляться, открываться с новой стороны, использовать все свои таланты, учиться чему-то новому и развиваться это мне интересно и важно. Так что я всегда открыта к новым предложениям, поскольку они таят за собой увлекательное путешествие в неизвестность!