Главным символом в «Слове пацана» оказалась… шапка
Место действия – Казань. На дворе 1988 год, время рукотворной агонии Советского Союза и расцвета молодежных группировок, на которые столица Татарстана тогда была особенно богата. Члены одной из таких ОПГ и становятся главными героями фильма.
«Слово пацана» четко делится на две половины. В первой ОПГ еще представляется романтичным Хогвардсом, а парни более или менее похожи на благородных разбойников. Помогают своим, заботятся о старых алкашах, чтобы те не замерзли на дороге. Чушпанов (так называют тех, кто не состоит в группировках) грабят не корысти ради, а чтобы помочь бабушке купить утюг, о котором та мечтала. Если они и трясут деньги с автомобилистов, то их же и спасают, когда те глохнут на дороге.
Но по мере развития сюжета рыцарские помыслы оборачиваются другим местом. Жестокость порождает ответную, еще более страшную, а следом и поток бессмысленных жертв, где финальную точку ставит гибель изнасилованной девочки Айгуль (Аня Пересильд), которую предали сами же пацаны.
Если до этого момента еще были сомнения, то вдруг все встает на свои места. Этот мир оказывается без любви, милосердия и точно не от Бога. Но при этом, что интересно, пацаны - вовсе не зло.
Виноваты взрослые
В книге Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан», на основе которой создан сценарий, собраны удивительные воспоминания членов ОПГ тех лет. Так один рассказывает, как будучи подростком, боялся идти в магазин, поскольку пацаны отбирали деньги. Но при этом родители, вместо того, чтобы защитить сына - ругали его и считали ленивым. Второй вспоминает, что влился в группировку, потому что устал терпеть унижения: шел в столовую, а деньги вечно отнимали и еще давали по морде.
По вине взрослых примкнул к ОПГ и сам Гараев, ставший прообразом Андрея по кличке Пальто (Леон Кемстач). Преподаватели заставили отличника помогать члену группировки с учебой, словно не понимая, во что это может вылиться.
В сериале четко показано: в произошедшем виноваты взрослые. Испугались смены времен, ушли в себя, забыли о детях, а те были вынуждены стать взрослыми над ними.
Поэтому представители старшего поколения показаны один хуже другого.
Мама Андрея (Юлия Александрова) откровенно сошла с ума. Папа Вовы Адидаса (Сергей Бурунов) предпочитает обманываться и ходить с лапшой на ушах. Кто-то беспробудно пьет. Кто-то не видит реальности. Изнасилованную девочку ругает и обзывает последними словами собственный отец-бухарик (Ильдус Абрахманов). Пожилой учительнице (Наталия Потапова) пофигу, что старшеклассники вымогают деньги у малышей. Но зато она грудью встает на защиту собственной меховой шапки.
Испытать удачу
Роль шапки в фильме сложно переоценить. Она появляется везде, превратившись в настоящий символ сериала.
Неслучайно в первой же серии процесс превращения главного героя в члена группировки начинается с шапки: друзья воруют в комиссионке бейсболки, «американские шапки-сетки» с надписью USA.
- Горбачев сказал, у нас Америка будет, - сообщает один из пацанов.
Шапка - это и метафизическая защита, и символ разных эпох, и какая-никакая крыша. Даже общество в фильме делится на тех, кто носит меховые шапки и пацанов в шапках-фернандельках.
То, что пришло время менять головной убор, понимает даже малолетняя сестричка главного героя, когда продает свою меховую малахайку за две копейки.
Только на что менять?
Мать Андрея Пальто ставит свой головной убор на призрачную возможность испытать удачу. В итоге проигрывает шапку у наперсточника и трогается умом.
Спойлерить не будем, но образ-символ обыгрывается в финале, когда Андрей же меняет кепку-фернандельку на цветы для любимой девушки.
Честная попытка разобраться
Еще до показа по НТВ «Слово пацана» появилось на платформах и там же обросло скандалами. Якобы до выхода последней серии какие-то нехорошие люди слили финал. Этот финал никого не удовлетворил, уж больно паршивым в нем оказалась роль партии и коммунистов: тупые говоруны, предпочитающие подстраиваться под ситуацию и снимать сливки.
Создатели сериала извинились и пересняли последнюю серию, сгладив отвратительную и неоднозначную роль комсомольской организации. Кстати, есть предположение, что опция с двумя финалами была задумана изначально, она придает фильму мерцание: могло случиться так, а могло - иначе.
По телевизору, надо полагать, нам покажут официальную версию с одним финалом.
Но, в сухом остатке вряд ли у кого повернется язык назвать все, что было увидено романтизацией ОПГ. Скорее, это честная попытка разобраться в том, что произошло с нами на сломе эпох.
И в этом смысле символично смотрятся мелкие нестыковки. Проступающие в кадрах кирпичные многоэтажки на заднем фоне и пластиковые рамы в домах эпохи 80-х выглядят не как повод поругаться заклепочникам, а как метафора наступающего будущего. Что-то вроде пресловутой пластиковой бутылки в лесу, на которую наступает средневековый герой романа «Лавр» Водолазкина.
Продолжение следует
Казанские группировки были феноменом своего времени. Как пишет Роберт Гараев, к концу 80-х по городу насчитывалось более сотни таких «моталок», члены которых щемили «чушпанов». Долгое время на их существование закрывали глаза (у нас организованной преступности, как и секса, не было).
Осознание того, что мы что-то упустили, пошло после журналистских работ. В 1988 году тему открыл материал Лиханова «Дрянные мальчишки», вышедшей в «Огоньке». Подхватил проблему Щекочихин в «Литгазете». Отметилась даже «Нью-Йорк Таймс», после чего силовикам устроили разнос на самом высоком уровне: за рубежом знают о проблеме, как же у нас пропустили?
Отвечая на вопрос, почему такой разгул случился именно в Казани, журналисты изо всей силы пытались увидеть в этом национальную подоплеку, но потерпели фиаско. Все группировки оказались интернациональными.
Недавно Роберт Гараев признался, что работает над новой книгой, посвященной, на сей раз, женским ОПГ. Исследователь пожаловался, что пишется ему трудно. В отличие от мужчин, дамы оказались более скрытными и о своем криминальном прошлом предпочитают молчать.
Кстати
- Отсидев в Новосибирске семь суток за хулиганку, Никита Кологривый дал интервью, в котором признался, что изменял жене с Агатой Муцените и что его мать живет на Украине и сейчас замужем за боевиком ВСУ.