Елену Сафонову дерзко высмеяли на глазах у Шакурова

Сафонова
Сергей Каюмович до сих пор ценит в Сафоновой обескураживающую естественность
Полвека назад в журнале «Новый мир» впервые был опубликован ставший культовым роман Владимира Богомолова «В августе 44-го...». Вскоре главная киностудия страны «Мосфильм» приступила к экранизации этого произведения о деятельности сотрудников Смерш в годы Великой Отечественной. На роль режиссера был приглашен маститый литовец, обладатель главной награды Московского кинофестиваля за фильм «Это сладкое слово - свобода!» Витаутас Жалакявичюс. Но картина в свет так и не вышла, хотя была снята на 80%. Богомолов подал в суд на «Мосфильм» за нарушение авторских прав и выиграл процесс.

- Картина была серьезная - о работе самой грозной организации в новой истории нашей страны - СМЕРШ. Разумеется, сотрудники КГБ курировали всю нашу деятельность и постоянно присутствовали на съемках, - признался директор закрытой картины Борис Криштул. - Снимали под Минском, в деревне. Были построены грандиозные декорации тех времен. Главную роль, капитана Алехина, блестяще играл Сергей Шакуров. А роль водителя группы контразведчиков досталась ныне покойному Брониславу Брондукову. И на площадке он лихо разряжал напряженную обстановку своими шутками. Единственная женская роль батрачки Юлии досталась тогдашней дебютантке Лене Сафоновой. Ее приезд на съемки вряд ли кто-то из оставшихся в живых забудет. Тогда я понял, что у красивых женщин случаются проблемы с чувством юмора.

Елена, дочь маститого актера Всеволода Сафонова, с третьей попытки поступила во ВГИК и сразу стала сниматься. Мелькнула в эпизоде драмы «Ищу мою судьбу». А любитель красивых женщин Жалакявичюс, побывавший в коротком браке с Ириной Мирошниченко, пригласил ее сразу на большую роль.

«Брондуков»
Бронислав Брондуков 

- Брондуков обладал особенным чувством юмора - сарказмом, - продолжает Криштул. - С годами я понял, что его сарказм был вызван комплексом неполноценности и маленьким ростом. Ему казалось, что его не замечают, не ценят, и всячески старался исправить ситуацию. Человек он был хороший, но шутил жестоко. Когда Лену Сафонову ассистент привез на площадку, она очутилась среди красавцев и богатырей и вряд ли бы обратила внимание на маленького Бронислава. Все мужчины направили взоры на молодую и хорошенькую Лену. Шакуров засиял, Щербаков стал еще выше. И тут молчание прервал Брондуков: «Вчера режиссер нам представил другую актрису. Нам она понравилась», - жестко пошутил он. Сафонова вспыхнула, покраснела и убежала прочь. Отправилась искать режиссера. К счастью, тот был с чувством юмора, и успокоил Лену.

Ирония судьбы

- На съемках Лена не капризничала и самоотверженно играла батрачку, - продолжает Криштул. - Но с чувством юмора у нее уже тогда были серьезные проблемы. Я очень удивился, когда узнал, что потом Сафонова вышла замуж за француза. Сразу подумал, что несладко ей будет в этом браке, ведь французы любят пошутить. И оказался прав: их союз вскоре распался. Она всегда все воспринимает слишком серьезно. Может, испугалась тогда, что режиссер снова позвал свою Мирошниченко? Но Ира была королевой и не стала бы играть батрачку.

«Лабард»
После развода француз Лабард отобрал у Елены сына 

Роман Богомолова «В августе 44-го…» в итоге был снова экранизирован в 2000-м. Главные роли там исполнили Евгений Миронов и Влад Галкин, а батрачку Юлию сыграла полька Каролина Грушка, которая в свое время отбила мужа у актрисы Полины Агуреевой и увезла его с собой в Варшаву.

Что касается Сафоновой, то, как известно, через десять лет после тех съемок она блеснула в роли любовницы героя Виталия Соломина в «Зимней вишней». А ее соперницу - «жену» Соломина, по иронии судьбы, изображала Мирошниченко.