Наследство Аллы Баяновой досталось помощнице по хозяйству

Экс-работница «Интуриста» сдала свою благодетельницу в хоспис

Экс-работница «Интуриста» сдала свою благодетельницу в хоспис


18 мая исполнилось бы 100 лет легендарной исполнительнице русских песен и романсов Алле ЛЕВИЦКОЙ, более известной под сценическим псевдонимом БАЯНОВА. Родившись в Российской империи, она волею судьбы прожила большую часть жизни во Франции и Румынии. Работала с Александром ВЕРТИНСКИМ и Петром ЛЕЩЕНКО. И лишь в 74 года вернулась на родину. Воспоминаниями о ней поделилась Татьяна ЛУБЕНСКАЯ, бывший концертный директор композитора и певицы Людмилы ЛЯДОВОЙ. Татьяна близко общалась с Аллой Николаевной с конца 80-х до ее смерти в 2011 году.


- Голос Баяновой меня сразу очаровал. В Советском Союзе никто так не пел. Мне захотелось с ней познакомиться. Я купила охапку роз и после концерта в зале «Россия» зашла к ней за кулисы, - начала рассказ Лубенская. - Сначала она трудно шла на контакт. Выспрашивала, кто я и что нужно. Переломить недоверие помог случай. У Аллы Николаевны что-то случилось с глазами. Через знакомых врачей я достала необходимые лекарства. Так впервые попала к ней домой. Тогда Баянова жила у своей поклонницы - Ани Есениной (последняя жена Валерия Ободзинского. - А. Б., М. Ф.), которая прописала ее у себя в однокомнатной квартире как родную тетю. Потом было еще много всяких бытовых дел, с которыми я помогала. Например, Алла Николаевна очень любила сухое красное вино. Пила с минеральной газированной водой, как это принято в Европе. А в те времена купить его было проблематично. И я по блату доставала и сумками носила.
Постепенно у нас завязались дружеские отношения. Я допоздна засиживалась у нее в гостях. Алла Николаевна мне так доверяла, что даже оформила доверенность, позволявшую распоряжаться ее вкладами.






В послежние годы БАЯНОВА и ДОЛЖИКОВА были неразлучны

В послежние годы БАЯНОВА и ДОЛЖИКОВА были неразлучны

Несмотря на то что у Баяновой было много поклонников, ни официальным супругом, ни просто любимым мужчиной она так и не обзавелась. В конце 80-х был случай, когда на гастролях в Ярославле директор филармонии предлагал ей выйти замуж. Но певица отказала. Она была разумная женщина. Понимала, что в 70 с лишним вступать в брак с 40-летним мужчиной - это абсурд. После того как Алле Николаевне дали от Моссовета квартиру на Арбате, с ней стала жить и помогать по хозяйству одна из поклонниц - Наташа Должикова. Сначала перебраться к ней предлагали Гале Глодштейн - племяннице Татьяны Шмыги. Но она отказалась, так как уже помогала Татьяне Ивановне.
Наташа раньше работала то ли горничной, то ли дежурной по этажу в гостинице «Интурист». От мира искусства была далека. Надо признать, что у Должиковой было сильное самообладание. С Аллой Николаевной случалось нелегко. Она могла стать капризной, раздражительной. Но Наташа со всем справлялась. Кормила, поила, ухаживала за ней и двумя ее собачками. Потом, правда, они взяли еще приходящую девочку-помощницу, которая убирала квартиру. Наташе одной все-таки было тяжело.






Как ни странно, очаровательная певица ни разу не вышла замуж

Как ни странно, очаровательная певица ни разу не вышла замуж


Позорный банкет


- Вскоре после переезда на Арбат Алла Николаевна упала и сломала шейку бедра, - продолжает Татьяна. - Всему виной собачка, которой она не хотела мешать спать - пыталась через животное перешагнуть. Баянову положили в клинику, где поставили искусственный сустав. Ольге Борисовне Воронец этот сустав делали дважды, и оба раза неудачно. А у Баяновой, к счастью, он сразу хорошо прижился.
Потом обнаружили рак груди. Была серьезная операция, которую проводил сам Дингир Пак - лучший хирург Москвы по раковым опухолям. И тоже прошло благополучно. После этого Алла Николаевна прожила почти до ста лет. Официально - до 97. Хотя, по некоторым сведениям, она была на шесть лет старше. Так говорил божий человек из Старого Оскола - Анатолий Васильевич, который выхаживал Баянову после первого инфаркта в Румынии. У Аллы Николаевны было огромное желание к жизни. Несмотря на все свои болячки, она до последнего вела довольно бурную деятельность. Давала концерты. Постоянно принимала гостей. Сама готовила очень вкусное мясо и жареные перцы по особому рецепту. Ходила с палочкой. Но когда выступала, оставляла ее за кулисами и стояла, опираясь на фортепиано.
На 95-летие я сделала ей концерт в Театре оперетты. С помощью Михаила Швыдкого выбила деньги на аренду, декорации. После концерта все ждали банкета. Но Должикова, которая к тому моменту была не только помощницей по хозяйству, но и директором, сказала: «Зачем кормить и поить кучу «левых» людей? Я лучше потом устрою банкет для своих». (Когда дело касалось денег, Наташа была просто зверь!) В итоге собрала нас в какой-то дешевой забегаловке. Все остались недовольны. «Чтобы ей так хорошо жилось, как мы тут сидим!» - в сердцах сказала одна из подруг Баяновой. При этом у Наташи оставалось достаточно денег на нормальный банкет. Но ей все было мало!






ЛУБЕНСКОЙ Алла Николаевна очень доверяла

ЛУБЕНСКОЙ Алла Николаевна очень доверяла

Сама Баянова каких-то заметных богатств не скопила. Бриллиантов я у нее не видела. Помню, кто-то подарил украшение с изумрудом. Но таких презентов было от силы один-два. А в основном носила бижутерию. «Давайте купим машину! - предлагала я. - Наймем вам личного шофера!» Алла Николаевна лишь отмахивалась: «Сколько мне этой жизни осталось?» Деньги она транжирила на наряды, на всякие аксессуары для квартиры, на дорогую еду. Потом начались болезни. И все сбережения пошли на врачей.
Наследников у Баяновой не было. Правда, в какой-то момент нашелся в Москве двоюродный брат. Он приезжал в гости. Но потом куда-то исчез. Вероятно, умер. В результате квартиру на Арбате и все имущество Алла Николаевна подарила Наташе. На нее была оформлена генеральная доверенность. И сейчас Наташа живет в этой квартире, которая стоит немалых денег. Своему взрослому сыну она купила отдельную большую квартиру. А старую «трешку» на «Домодедовской» оставила мужу Николаю, которого раньше вызывала к Баяновой, когда надо было что-то прибить, починить.
К сожалению, свою благодетельницу Наташа «отблагодарила» весьма своеобразно - с помощью поклонницы Ханифы отправила ее в хоспис. Там Алла Николаевна и провела последние дни. Казалось бы, Наташа столько лет за ней ухаживала. Уж потерпела бы еще немного. Она же видела, что Алла Николаевна уходит. Нужно было дать ей умереть дома, на своей кровати. А то, что сделала Наташа, по-моему, нечто из ряда вон выходящее. И меня поддерживают очень многие. Большинство друзей Баяновой после этого прекратили с Наташей всякое общение.



автор