Сергей «Хоббит» Кормилицын: «Даже лучшие ведущие начинали с маленьких шагов»

Сергей Кормилицын

Перед началом фестивального сезона мы решили побеседовать с настоящей легендой российской сцены — Сергеем «Хоббитом» Кормилицыным. Сергей не просто один из ведущих, он настоящий мастер своего дела, который более 18 лет дарит зрителям эмоции, задает тон на самых крупных мероприятиях страны и является неотъемлемой частью мира теле- и радиовещания. Его блестящая карьера охватывает работу на телевидении, радио, YouTube, а также участие в крупнейших фестивалях, таких как Comic Con Russia и Bubble Comics Con. Сергей обладает уникальной способностью зажечь публику и создать атмосферу, в которой каждый чувствует себя частью чего-то большого.

Сергей, расскажите, с чего началась Ваша карьера ведущего? Хотелось бы знать, как зародилась такая легенда.

— Все началось еще в 2006 году, когда я устроился работать на телеканал А1, он же «Первый Альтернативный». С тех пор я работаю ведущим уже 18 лет, и за это время приобрел массу самого разнообразного и полезного опыта.

Когда я только начинал, мне приходилось со всем справляться самому, действовать методом проб и ошибок. И могу точно сказать, что в те годы все было гораздо сложнее, чем сейчас. Например, не были так сильно развиты соцсети, не был так популярен Ютуб, и поэтому, если тебя брали на телевидение, то, значит, в тебе действительно что-то увидели.

Правда, постоянно приходилось доказывать, что ты стоишь этой работы. И это было непросто. Такой опыт помогает мне и сейчас, когда я работаю не только на телевидении, радио и, фактически, делаю свое собственное СМИ в Ютубе, но еще и выступаю в качестве ведущего на самых разных «субкультурных», или, если хотите, гик-фестивалях.

То есть весь Ваш опыт привел к тому, что Вы стали профессиональным ведущим - именно об этом экстремальном пути и весьма нестандартном опыте Вы написали книгу, верно? Называется она «Никто никогда не вернет 2007, история Первого Альтернативного».

— Да, абсолютно. Моя книга не только про то, как я стал ведущим и о золотой эпохе «Первого Альтернативного», но и своеобразное руководство для тех, кто хочет попробовать себя в этой профессии. Я делюсь своим опытом, рассказываю о том, через какие испытания и ошибки мне пришлось пройти, чтобы достичь успеха. Это своего рода практическое пособие для тех, кто хочет стать ведущим — будь то на телевидении, радио или крупных фестивалях. Она поможет избежать многих ошибок, через которые проходил я, и понять, что значит быть профессионалом, умеющим работать с аудиторией, создавать атмосферу и вести шоу на высшем уровне.

Какие самые запоминающиеся моменты работы ведущим были у вас за это время?

— За 18 лет их накопилось огромное количество. Отдельно, конечно, хочу вспомнить свое первое крупное мероприятие, которое случилось в 2006-м, после того как я пришел работать на А1. Мне нужно было провести премию «Rock Alternative Music Prize 2006» на стадионе Лужники вместе с моим коллегой виджеем Чаком (Михаилом Климовым). И больше того, написать для этого «эпохального действа» сценарий.

Чтобы вы понимали: я на телеканале-то меньше года работаю, а уже стоит задача выходить на сцену Лужников и вести шоу, которого до этого в России просто не было.

Гостями тогда были вокалист группы Slipknot Кори Тейлор и его команда Stone Sour. Ударить в грязь лицом было нельзя. Ситуация, которая, мягко говоря, вызывает некоторое волнение.  Но я не просто справился с мероприятием, а «отжёг» по максимуму.

До сих пор, когда встречаю Кори Тейлора, он говорит мне:

«Я тебя помню, бадди (приятель)».

От этого, конечно, максимально приятно становится. А вообще, за свою работу на телевидении я провел далеко не одно крупное мероприятие с такими звездами как Linkin Park, Marilyn Manson, Franz Ferdinand, Unkle и многими другими. Каждое из этих шоу осталось у меня в памяти, и каждое из них – это не только отдельная история, но колоссальный профессиональный опыт.

На Телеканале А1 Вы вели несколько авторских программ, верно?

— Да, я сам придумывал сценарий, выбирал кого пригласить, просил других виджеев A1 и тогдашних «селебрити» альтернативной культуры поработать со мной в эфире для реализации моей концепции.  Удивительно, но все они соглашались (смеётся).

Вообще, люблю что-то придумывать сам в рамках рабочего процесса. Когда я вел программу «Живага», посвященную истории музыкальных групп и живым концертам, и юмористическое Шоу «Нах», где мы показывали разные забавные… и не очень хорошо снятые клипы, мы, по сути, стали прототипом «Ютуба».

Эта платформа тогда не была так сильно развита, как сейчас. Так что, фактически, мы были первыми блогерами в России, только на телевидении.

Позже я вел множество программ про кинематограф. И, конечно, свое любимое шоу «Virtual Selection», посвященное новинкам индустрии компьютерных игр и обзорам этих самых новинок. Многие смотрели его на телеканале А1 в 2010-х. До сих пор люди пишут мне по этому поводу.

Сильно ли отличается работа ведущего на телевидении и радио от роли ведущего фестиваля?

— На самом деле, это взаимосвязанные роли. Когда я начал вести программы на телевидении, у меня пропал страх работы на камеру. Это сильно помогло во время ведения крупных мероприятий на стадионах и в больших клубах. На площадках, где несколько сотен, а то и тысяч зрителей. Ты просто представляешь, что всё так же, как и в студии, что ты работаешь на камеру. Да и света на сцене обычно более чем достаточно, чтобы отвлечься от зала.

Тем не менее, работа с аудиторией перед сценой подразумевает, что с этой самой аудиторией нужно взаимодействовать «в моменте». Например, развлечь, мотивировать, вызвать чувство предвкушения или восторга, заинтриговать. Поэтому работа ведущим фестивалей более интерактивна. Впрочем, никакого «разрыва» или фундаментального выбора межу тем, чтобы вести фестивали и тем, чтобы быть ведущим на радио и других цифровых площадках, - нет.

Мне в равной степени нравится вести программы на радио и ТВ и масштабные фестивали. По большому счету, если вы уже выбрали для себя путь ведущего, то вам лучше попробовать и то, и другое.

Сейчас Вы развиваете свою авторскую программу на Радио Maximum, верно? Для многих слушателей она уже стала культовой. Расскажите о своем опыте, многим нашим читателям хотелось бы узнать подробнее.

— Да, у меня есть авторская программа «Heavy Monday», которая выходит по понедельникам в 23:00 на радио Maximum. Общий хронометраж всех выпусков моих программ слегка превышает 300 часов.

В «Heavy Monday» я ставлю разнообразные новинки и «проверенные» хиты «тяжелой» музыки со всех концов света, включая нашу необъятную страну.

В России, кстати, огромное количество музыкантов, о которых никто не знает, а они умеют делать хиты не хуже зарубежных звезд. А вообще я могу периодически появиться в утреннем, или вечернем шоу на Maximum. Мне, в целом, нравится вести прямые эфиры, я даже подумывал заняться ими на регулярной основе.

Вы долгое время работали главным ведущим Comic Con Russia, работая с огромным количеством звезд киноиндустрии. Такими, как Том Фелтон (Драко Малфой из фильмов про Гарри Поттера), Мадс Микельсен, Мила Йовович, а также с видными деятелями игровой индустрии такими как Хидео Кодзима. Ведете ли вы такие же крупные фестивали сейчас?

— Это действительно так. Это интереснейший опыт, потому что Comic Con Russia уже несколько лет идёт как онлайн, так и офлайн. Скажем, в 2019 году это было крупное мероприятие в трёх огромных залах выставочного центра, где я выступал на сцене вместе с Мадсом Микельсеном. Примерно 3 раза в день. А после этих выступлений, работал ведущим уже вместе с Хидео Кодзимой.

В 2021 году Comic Con Russia проходил онлайн, и я 12 часов в день вел его в нескольких специально отведённых помещениях для прямого эфира. То есть, по сути, был в нескольких местах одновременно.

При этом, в одной из этих эфирных комнат ко мне приходили гости из России, в другой нужно было делать телемосты с Милой Йовович и Джеймсом Франко. В третьей нужно было устроить перформанс для самой широкой и требовательной аудитории.

Незабываемый опыт, который показал в первую очередь мне самому, что я могу справиться с мероприятием любой сложности. Наверное, так и становятся профессионалами.

А если говорить о дне сегодняшнем, то в данный момент я продолжаю вести крупные гик-фестивали, скажем Bubble Comics Con и Фэндом Фест Вконтакте. Они сейчас являются самыми респектабельными и в то же время массовыми площадками в сфере гик-культуры.

Мы говорили с вами о радио и интернете, о фестивалях и сцене, но Вы засветились ещё и на телевидении, например на таких ключевых каналах как Телеканал «2х2».  Как Вам работалось там?

— Телевидение — это отдельный вид «удовольствия от работы». Особенно когда ТВ прогрессивное и интересное.

Да, c 2017 года я вел на Телеканале «2х2» авторское шоу в программе «Гипно Утро», а потом долгое время работал ведущим в «Новостях Анимации». И параллельно с этим был корреспондентом на самых разных мероприятиях, организованных телеканалом. А ещё я много лет был ведущим авторского шоу на телеканале «Авто 24». Это была забавная программа, где транслировались записи с видеорегистраторов. Отдельно отмечу, что эти видеоролики были в подавляющем большинстве позитивными.

Еще можно вспомнить авторское шоу на телеканале О2ТВ и A1 Hip Hop Music Channel, где я несколько лет делал программу про компьютерные игры. Вообще, говоря с вами, я сам для себя, внезапно понял, что у меня уже получился солидный список работ, который конечно же добавляет опыта и приятных воспоминаний.

 Что Вы можете посоветовать тем, кто решил выбрать профессию ведущего?

— Быть ведущим — это, безусловно, непростая задача, потому что здесь важны не только харизма и умение держаться на сцене, но и способность мгновенно адаптироваться к любой ситуации. Иногда сценарий может пойти не по плану, техника подведет, публика может быть сложной или капризной, и в такие моменты требуется импровизация, быстрая реакция и стрессоустойчивость. Также ведущий всегда работает с огромным количеством информации. Нужно уметь готовиться, быть в курсе всех тонкостей события, следить за временем, но при этом оставаться энергичным и позитивным. Это баланс между профессионализмом и эмоциональной вовлеченностью. И, конечно, уметь чувствовать аудиторию — видеть, что она хочет, что ее захватывает, и подстраиваться под её настроение. Это требует большого опыта и постоянного саморазвития.

Мой главный совет для тех, кто хочет стать ведущим, — всегда быть готовым к любым вызовам. Эта профессия требует постоянной гибкости и адаптивности. Учитесь импровизировать, ведь даже с самым детализированным планом могут возникнуть неожиданности. Будьте внимательны к публике, развивайте умение «читать» её настроение, и не бойтесь брать инициативу в свои руки, если что-то идёт не так. Вам также нужно много тренироваться, не только в публичных выступлениях, но и в умении общаться с разными людьми. Уверенность придёт с опытом, но помните — даже лучшие ведущие начинали с маленьких шагов. Развивайте свою уникальность и будьте самим собой, потому что именно ваша личность будет отличать вас от других.

Анна Попова