Исполнительница старинных романсов разработала уникальный метод лечения песней

Фото Катерины МЕЖЕКОВОЙ
Евгения Смольянинова: «Когда я пою человеку и вижу, как оживляется его взгляд, светлеет и становится юным лицо, чувствую себя счастливой»

Помните прекрасный романс «В лунном сиянии свет серебрится»? В репертуаре Заслуженной артистки России Евгении Смольяниновой есть множество других не менее ярких произведений, но многие любят ее именно за это удивительное «динь-динь-динь». Кроме концертных выступлений Евгения Валерьевна пишет музыку, снимается в кино. А еще она помогает тем, кто болен или чувствует в душе разлад.

Евгения Смольянинова – руководитель лаборатории руководитель творческой лаборатории европейского научного сообщества, автор инновационного метода лаллотерапии (от латинского слова «лалло» - баюкать, усыплять.). Эта терапия помогает адаптации человека в острых жизненных ситуациях, служит для профилактики психосоматических нарушений, вызванных стрессом.

Суть метода заключается в воздействии определенных песнопений, звучащих в живом исполнении, на восприятие пациентов с различными расстройствами - синдромами хронической усталости и эмоционального выгорания, стойкими симптомами повышенной тревожности, бессонницей, пациентов, тяжело переживающих конфликтные ситуации. Особую группу составляют пожилые люди с нарушениями памяти, сна, проблемами в социальной адаптации.

- Мой многолетний сценический опыт в этой терапии оказался очень важен. Я сполна получила признание публики, поэтому не превращаю лаллотерапию в разновидность сольных концертов. Это помогает сосредоточиться на помощи каждому пациенту, - рассказывает Евгения Валерьевна.

- С чего все началось?

- Мне было 18 лет, когда я впервые услышала Ольгу Сергееву, крестьянскую певицу из Псковской области. Она пела, а я плакала - поток слез, казалось, шел из глубины моего сердца. После этого возникло ощущение полета, легкости, радости.

Приблизительно через полгода я приняла участие в волонтерской акции - мы устраивали новогодний концерт во всесоюзной онкологической клинике под тогдашним Ленинградом для пациентов, которые уже не могли встречать праздник дома. Инициировал проект Андрей Владимирович Гнездилов - доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии Санкт-Петербургской академии последипломного образования, председатель Ассоциации онкопсихологов России.

Я запела народную песню «Горе мое, горе...» в мужской палате, где было около 12 человек. Как только я начала, больные заплакали, я смутилась и готова была прекратить, но Андрей Владимирович решительно дал знак: продолжайте. Я допела и ушла, а позже доктор сказал: «Как жаль, что вы не увидели на лицах больных выражения счастья - они благодарны вам за возможность выплакаться».

Отбирая песни для репертуара, Евгения СМОЛЬЯНИНОВА следует принципу Нонны МОРДЮКОВОЙ: «Если мурашки побежали, значит, твоё». Фото Катерины МЕЖЕКОВОЙ

Под впечатлением этих двух событий и зародилась лаллотерапия. Тогда я пела для страдающих онкологическими заболеваниями, душевнобольных, людей, переживших тяжелые потрясения. Эти встречи проходили под врачебным патронажем, постепенно наметились направления для более глубоких программных исследований. Пением заинтересовались в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева.

Но началась перестройка, и всем стало не до этого. Я начала активно выступать на сцене, работать в кино. Увлеклась, конечно.

О своих опытах не забывала, но относила их к экспериментам пылкой юности. Доктор, с которым мы сотрудничали, открыл первый в стране хоспис, где самоотверженно трудился. Казалось, тема исчерпала себя. Но в 2015 году в Екатеринбурге после концерта меня пригласили спеть в богадельне. Там были лежачие больные. Я, как в юности, шла из палаты в палату и пела. И видела, как оживали глаза, светлели лица, лились слезы. Круг замкнулся - я решилась. Меня благословили.

В киноновелле «Прибытие поезда» (1995 г.) режиссёра Владимира ХОТИНЕНКО певица сыграла вместе с Гариком СУКАЧЁВЫМ

- Как проходят ваши сеансы и где о них можно узнать?

- Встреча всегда проходит один на один. Если человеку нужно выговориться, я слушаю. Отвечаю. А потом пою. «Ваша Арина Родионовна», - поначалу представлялась я своим пациентам. Это всем нравилось.

Для меня очень важно почувствовать ритм, который звучит в каждом человеке. Ведь всякая болезнь начинается с дизритмии - нарушения этого ритма. Исправить ритм - значит вернуть клеткам и тканям необходимое для жизни гармоничное дыхание.

Древняя песня омывает, словно вода, не давая иссохнуть, а значит, и постареть. Может, оттого мои пациенты начинают так моложаво выглядеть. В древней песне есть то, что часто называют намоленностью, - пережитость, опытность, ее аккумулированная величина. Ее пели из века в век, рассказывая о том, что всегда заботило человека. «Выпевали» - словно выливали личное горе в океан человеческих скорбей. Это помогало достойно проживать жизнь - уметь и горе горевать, и радость радовать.

Как попадают ко мне на сеанс? Вначале я приглашала через сайт, зазывала на концертах. А теперь мои пациенты рассказывают о лаллотерапии своим знакомым. Так и возникает круг людей, нуждающихся в такой помощи.


СПРАВКА

  • Евгения СМОЛЬЯНИНОВА - Заслуженная артистка России, лауреат премии «Национальное достояние России».
  • Окончила Ленинградское музыкальное училище (фортепианное отделение).
  • В 1982 г. впервые вышла на сцену, приняв участие в спектакле Вячеслава Полунина «Картинки с выставки» на музыку Модеста Мусоргского и в спектакле «Муму» Малого драматического театра.
  • Снималась в картинах «Садовник» с Олегом Борисовым, «Диалог с неизвестным» с Юрием Шевчуком, «Штаны» с Юрием Яковлевым и Ниной Усатовой. Сыграла главную роль в киноновелле «Прибытие поезда». Ее интерпретация пасторали Петра Чайковского «Мой миленький дружок» стала, по словам режиссера Владимира Хотиненко, «путеводной темой» фильма «Мусульманин».
  • Выступила как композитор и исполнитель песен в анимационной ленте Александра Петрова «Русалка», номинированной на «Оскар».





Сколько денег мы получим, если честно поделить нефтяные доходы
Водоросли спасли блокадников от голода