Театр Гоголя продолжает очищаться от скверны «Гоголь-центра». На днях на улице Казакова поставили Юрия Казакова, одного из лучших наших прозаиков уровня Бунина, правда, незаслуженно забытого. Спектакль-концерт по его рассказу «Голубое и зеленое» режиссер Мария Брусникина назвала «Когда пришла к тебе любовь».
Чтецом и главным действующим персонажем спектакля выступил актер Игорь Костолевский. А еще одним действующим персонажем на сцене стал коллектив «Солисты Москвы» и Юрий Башмет.
Мелодекламация - один из любимых жанров Башмета, который маэстро активно продвигает на своих фестивалях. Причем зачастую актеры сами предлагают произведения, которые хотели бы прочесть. Так, например, произошло с произведением Достоевского «Кроткая» про абьюзера, доведшего жену до самоубийства. Этот тяжелый и не самый известный текст предложил читать Сергей Гармаш.
В случае с Казаковым материал выбрал сам Костолевский, а Башмет в интервью удивлялся. Мол, ну надо же, действия почти нет, одни детали, а можно слушать бесконечно, хоть два часа, хоть три.
Несмотря на то что Костолевский ошибался, где-то не попадал в музыку, произведение слушалось на одном дыхании. Зрители то смеялись, то вытирали слезы. Читал актер изумительно и по-человечески, а подбор музыки оказался в яблочко. Нашлось место даже джазу и Цфасману.
Украшением спектакля стало выступление молодого Гранта Башмета. Дедушка активно приобщает внука к семейным ценностям. На нынешнем Зимнем фестивале в Москве Грант принимает активное участие и уже дважды выходил на сцену КЗ им. Чайковского. Произведение, правда, оба раза играл одно и то же: «Цыганские напевы» Пабло Сарасате, но зато виртуозно.
Секс на кладбище
Произведения Казакова называют «прозой детали». Все в них построено на тончайших переживаниях (хотя еще при жизни писателя находились хейтеры, кто называл прозу «обезьяньими всхлипами на ветру»).
В «Голубом и зеленом» рассказывается о первой любви и тяжелом расставании между Алешей, прототипом автора, и Лилей, девушкой, в которую Алеша был влюблен и которая в итоге вышла замуж за другого. Этот рассказ считают одним из лучших в творчестве Казакова. Несколько лет назад нам удалось поговорить с его первой любовью, переводчицей Мариной Литвиновой, которая пролила свет на многие странности автора.
По словам Литвиновой, Казаков был специфическим молодым человеком. «Нежный сын», как назвала его бывшая любовница. Целиком и полностью он подчинился матери, властной крестьянской женщине Устинье Андреевне.
Мать любила сына безмерно, огораживала его от подруг, и если те все-таки западали на сынулю, то суровая женщина костьми ложилась, чтобы разлучить сына с охальницами. Она отправлялась с Юрочкой во все романтические путешествия, бесцеремонно входила в комнату, где спали Юра с Мариной, и ложилась между ними на кровать.
- Первый секс у нас вообще случился на кладбище, - смеялась Литвинова. - Мы поехали на похороны Пастернака, Устиньи Андреевны не было, так что нашли, где уединиться.
Казаков родился на Арбате, в маленькой коммуналке. В их доме жил Рихтер, и в детстве Юра слышал, как репетирует гений, и проникся музыкой.
Марина вспоминала, что Казаков был чудо как хорош собой. Его прабабушку по матери за красоту взяли на службу в барский дом князей Мещерских, там она забеременела от молодого князя, после чего ее экстренно выдали за крестьянина, снабдив деньгами. Так что Юрий и его мама были родственниками князя Мещерского, а Мещерские, кстати, доводились родственниками Карамзину... Отсюда и великие понты.
Школьного диплома Казаков так и не получил, купив аттестат на рынке в Мытищах. Мать Юры, видя тягу сына к музыке, настояла на том, чтобы он пошел в музыканты. Юра закончил Гнесинку по классу контрабаса. Работая лабухом, начал писать рассказы и поступил в Литературный институт, где его неожиданно признали великие. Шкловский и Паустовский говорили, что Казакова нечему учить, сразу назвав настоящим большим писателем.
Потом были поездки за рубеж, престижные зарубежные премии... Но «настоящий большой писатель» страдал недугом, который не хотел замечать. Юрий пил как не в себя и не желал признаваться, что болен. Не видела проблемы в алкоголизме сына и мать. Напротив, Устинья Андреевна записывала во враги каждого, кто намекал о пороке Юрия, а несчастную его любовницу Марину, которая пыталась что-то сделать, изводила не по-детски. Допекала, ложилась между ними в постель, насылала порчу, повязывала на дверь заколдованные тряпочки...
Марина ушла. Казаков женился на другой, у них даже родился ребенок, но из-за алкоголизма семья распалась. Писатель умер в 55 лет в одиночестве от последствий злоупотребления спиртным. Он не написал того, что хотел. Так и не начал роман, о котором мечтал, но оставил после себя великолепные рассказы, похожие больше на музыку, чем на прозу.
«Во сне ты горько плакал»
В прошлом году имя писателя упоминалось в связи со скандалом. Речь идет о фильме Николая Солодовникова «Во сне ты громко плакал», где сыграли Полина Агуреева и Иван Ургант. После закрытого показа режиссер Александр Сокуров (он же продюсер фильма) заявил, что создатели ленты обобрали классика. Мол, Солодовников украл название рассказа Казакова «Во сне ты горько плакал». Но, по словам Сокурова, кино с Ургантом ни малейшего отношения к этому не имело.
Солодовников возражал, говорил, что в фильме якобы использованы мотивы из двух рассказов писателя - «Во сне ты горько плакал» и «Свечечка». Однако проверить утверждение возможности нет: до российского зрителя зрелище так и не дошло. Другое дело - спектакль с Костолевским, который снискал успех и, возможно, войдет в репертуар Театра Гоголя.
Источник фото: Соцсети,Личные архивы,Алексей Молчановский / Русское концертное агентство