Григорий Константинопольский: «Меньше всего хотел сделать из Ефремова трансвестита»

Режиссёр подрался в баре с Иваном Охлобыстиным
У режиссёра с Владой много общих интересов. Фото: Instagram.com

Почти два десятка лет назад режиссер Григорий КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ снял картину «8½ $». По версии авторитетного журнала «Афиша», лента входит в сотню лучших российских фильмов. А еще на счету нашего героя более 300 (!) рекламных и музыкальных клипов, в том числе на хиты Аллы ПУГАЧЕВОЙ и «Машины времени».

- Я обратила внимание, что актриса Наталья Андрейченко в титрах «8½ $» значится как Наталья Обманутая.

- Ей не понравился тот момент фильма, где она едет в автомобиле. У Натальи там некрасивый крупный план. Какой артистке это понравится? Считаю, что это мой прокол, но я был чудовищно ограничен в средствах и не мог переснять. К тому же я вырезал часть ее роли. Андрейченко решила снять свое имя из титров и разорвала со мной все отношения. Наташа - актриса нервная, со взрывным характером. В итоге роль озвучила Рената Литвинова. Кстати, в одном интервью Андрейченко сказала, что картина ей понравилась, и пожелала мне успехов.

- Правда, что с исполнителем  главной роли - Иваном Охлобыстиным вы определились, встретив его пьяным в баре?

- Смешная история. Как-то ранним утром я с моей девушкой зашли в бар. Смотрим, навстречу на выход идет Иван Охлобыстин в довольно-таки расслабленном состоянии. Он тут же решил с моей подругой познакомиться и предложил руку и сердце. Вел себя нагло, и в итоге мы подрались. До этого я ему звонил, будучи знаком с ним лишь заочно, и просил написать сценарий «8½ $», а он сказал: «Да, старик, конечно!» И исчез. И тогда, в баре, я ему напомнил об этом: «Вместо того чтобы бухать, лучше бы мне сценарий написал», на что Иван посоветовал: «А ты сам думай!» И я его понимаю: написать сценарий - это адский труд.

В «Кошечке» Михаил ЕФРЕМОВ раскрылся с неожиданной стороны. Фото с сайта ruskino.ru

Хвану дали по голове

- Вы - тот режиссер, у которого есть актеры-любимчики. Например, несколько раз снимали Александра Стриженова и Михаила Ефремова. Но почему же Олесю Поташинскую, сыгравшую в «8½ $» Матильду, больше ни разу не пригласили?

- Есть режиссеры, у которых есть жена-актриса, и поэтому им, бедным, деться некуда. Моя жена, слава богу, не была актрисой, поэтому я мог выбирать. На женские роли я стараюсь брать всегда новых исполнительниц. А вот то, что я несколько раз снимал  Мишу Ефремова, - не случайно. Он - выдающийся актер. И, кстати, недавний скандал в Самаре, где он якобы вышел на публику подшофе, думаю, сильно раздут. С одной стороны, плохо, что вышел пьяным, а с другой - то, что Миша выдает в этом состоянии на сцене, гениально. За это надо двойную цену в регионах брать. Он яркий, острый артист, поэтому сразу стали писать: «Пьяный Ефремов вышел на сцену». А был бы другой, и не заметили бы.

- А когда вы снимали сериал «Пьяная фирма», Ефремов выходил на площадку трезвым?

- Прийти пьяным, значит, сорвать съемки, а Миша в этом плане был дисциплинированным.

- Не жалеете, что у вас не сложилась карьера актера? Вы ведь сыграли одну из главных ролей в картине Александра Хвана «Дюба-дюба».  

- Ну, наверное, плохо играл. А потом в начале 90-х почти ничего не снималось, а то, что делалось, было мне не особо интересно, и я вплотную занялся режиссурой. Что же до «Дюба-дюба», то я долго спорил с Сашей Хваном по поводу главного героя, которого сыграл Олег Меньшиков. Человек, который грабит людей, пытает их ради денег, не может быть положительным героем, которого автор оправдывает. Сказал: «Саш, твой герой идет по головам», на что Хван ответил: «А я считаю, что если у человека есть большая цель, то он может идти по головам». И вот через два года звонит мне Саша и говорит: «Представляешь, зашел в подъезд, мне дали по голове и забрали кошелек». Я ему, конечно, посочувствовал, но поинтересовался: «Может, у них были высокие цели?» Наверное, он что-то понял тогда.

В фильме «8½ $» герои Олеси ПОТАШИНСКОЙ и Ивана ОХЛОБЫСТИНА вместе спят и тратят бандитские деньги

- Почему вы отказались от диплома режиссера после окончания высших режиссерских курсов?

- Был с гонором, как все начинающие режиссеры. Мне исполнилось 23 года, когда я поступил, а закончил в 25. На экзамен принес клип вместо дипломного фильма. Мой мастер, Ролан Быков, сказал, что ставит пять, а комиссия уперлась, мол, такую работу не принимает. Через год я принес десять музыкальных клипов, а они снова мне говорят: «Нет!» Клипы в то время были чем-то абсолютно непривычным. Тогда меня Быков успокоил: «Подожди, через пару лет они принесут тебе диплом сами на блюдечке с голубой каемочкой». Спустя два года мне действительно предложили забрать диплом, но я отказался.

- Однажды вы признались, что сериал «Пьяная фирма», где герой Михаила Ефремова - алкоголик со стажем, о вас. Все так печально?

- По молодости я выпивал, а сейчас здоровье кончилось. Могу выпить, но не так, чтобы напиться.

- В этой картине вы затронули проблему безотцовщины. Это тоже из личного опыта?

- Отчасти. Мои мама и папа развелись, когда мне исполнился год. Я стал с отцом общаться в 30 лет. Но я, хоть и давно развелся, с сыном всегда поддерживал хорошие отношения.

- Почему ваша картина «В гостях у сказки» лежит на полке?

- Продюсеру фильма Александру Акопову не понравилось то, что я снял. Он сказал, что думал, будет коммерческая история, а фильм оказался авторским.

Жена - величина переменная

- Фильм «Кошечка» - это сбывшаяся мечта снять кино за 8½ доллара?

- Бюджет у картины действительно маленький. Фильм снимался в моей съемной квартире за пять дней. Я сделал «Кошечку» после большого перерыва, когда мне не давали снимать - сценарии не утверждали, денег не мог найти. Кино - это аттракцион, и из чего ты его делаешь - этим и проверяется класс режиссера. Я придумал, как можно сделать «аттракцион» из крупного плана хорошего артиста. (В «Кошечке» снялись Ефремов, Стриженов, Сухоруков, Деревянко, Стычкин, Колокольников. - Н. М.)

- Отчего вы не взяли на роль балерины актрису?

- Это - вопрос не пола, а характера. Признаюсь, когда я увидел Мишу Ефремова в пачке балерины, схватился за голову, потому что передо мной стоял трансвестит. А мне меньше всего хотелось делать из Миши трансвестита. Но когда он начал играть, я вдруг увидел немолодую, несчастную, одинокую женщину с железным характером, безжалостную к себе и другим, героиню, которая и была мне нужна.

- Позвольте личный вопрос. Кто та «Матильда», которая была с вами на фестивале «Эпоха перемен»?

- Это моя подруга Влада. Мать и ребенок - величины постоянные, а жена - переменная. Конечно, в этой мысли немало иронии, но есть и рациональное зерно.

- Над какой картиной работаете сейчас?

- Идет озвучка фильма «Русский Бес». Сценарий, как всегда, я тоже написал сам. Жанр - хоррор, черная комедия, притча. Речь идет о человеке, который потерял себя, а когда нашел, было уже слишком поздно.

Вам может быть интересно: