В усадьбе Чехова появилась Лиза Боярская, туалеты и южнорусские насекомые

Елизавета Боярская
Елизавета Боярская
В подмосковной усадьбе писателя Чехова стартовала юбилейная, 25-я, Мелиховская весна. Это старейший в России театральный смотр, на котором показывают спектакли по произведениям Антона Павловича или о нем самом.

Открылся смотр постановкой Льва Додина «Чайка», где главную героиню, молодящуюся актрису Аркадину, играет Елизавета Боярская. В этом году в афишу фестиваля вошло больше 20 спектаклей, в том числе свою работу привезли китайцы.

Всех гостей, включая «Дочь д’Артаньяна», Мелихово встретило новой инсталляцией в виде «южнорусских животных», придуманных Чеховым, а также заборами, канавами и глобальной стройкой. Гости скакали по мосткам, перешагивали препятствия, но не жаловались.

- Это что! В прошлом году было хуже, - прокомментировала директор усадьбы Анастасия Журавлева. - Все было в пыли и бетоне, а мы только обещали кафе и туалет.

Про туалет - это наболевшее. Раньше в усадьбе были только синие кабинки и выгребные ямы. Сейчас же  построили павильон с кафе, магазином и уборной.

«Анастасия
Анастасия Журавлева 

Сбежал от «кукурузы своей мечты»

- У дачи должно быть два достоинства: близость воды и отсутствие жилых помещений. Желательно две или три комнаты, чтобы никто не остался ночевать, - писал Чехов в дневниках.

Купленная за копейки дачка в Мелихове казалась идеальна под запрос. Домик маленький, к тому же тараканов полно. Кто в такой приедет погостить? И тем не менее от гостей писателю избавиться не удалось. К тому же  чуть ли не на постоянной основе в Мелихове тусила Лика, подружка сестры Маши. Хотя Антон Павлович и называл Лику «адской красавицей» и «кукурузой свой мечты», но в итоге все равно был вынужден съехать от нее подальше, во флигелек, где и написал свою знаменитую «Чайку».

Через восемь лет, одолеваемый друзьями и гостями, Антон Павлович продал-таки усадьбу. В том, что он так и не смог найти другую дачу, писательница Татьяна Толстая винит ту самую сестру Машу:

- Вот она, сестра заботливая! У нее на глазах погибает от климата и туберкулеза любимый человек, а она почему-то ему не может дачу найти и купить!

После Чеховых у Мелихова сменилась пара хозяев, потом усадьба была национализирована и в ней открыли колхоз со всеми последствиями. На территории сада понарыли силосных ям, понастроили коровников, в чеховских домиках устроили столовые и ясли...

В итоге, когда Мелихово стало музеем, на его территории осталось всего два оригинальных здания: это дышащий на ладан флигель и пожарный сарай.  Сарай недавно отреставрировали. А еще в ходе работ удалось наткнуться на бревна подлинного чеховского дома, давно считавшиеся пропитыми. Из бревен сложат новый чеховский домик и назовут его музеем.

«Дача
Дача Чехова в Мелихове 

«Менаж де труа»

Вечером в день открытия на уличную сцену Мелихова вышли актеры и показали «Чайку». В начале спектакля режиссер Лев Додин порадовал зрителей понятной трактовкой и обнаженными тылами Анны Завтур, исполнительницы роли Нины Заречной, переодевающейся у зрительного зала на виду.

- Браво! Браво! Мы любовались! С такой наружностью, с таким чудесным голосом грешно сидеть в деревне! - иронично комментирует открывшуюся сисечную Лиза Боярская в роли Аркадиной.

Додин основательно перекурочил чеховский текст. Выдернул фразы, перемешал в другой последовательности. Но - случилось чудо.

«Чайка» вдруг предстала очень чеховской, очень понятной и уложила в голове то, что не укладывалось десятилетиями, благодаря другим, более вычурным интерпретациям.

Согласно додинской «Чайке», несчастный Костя (Никита Каратаев), сын Аркадиной, тщетно добивается любви. Ладно бы его отвергла одна Нина, но над его творчеством издевается собственная мать. В какой-то момент несчастный даже хватает Боярскую за грудь, за что получает жесткий отлуп.

Несчастная Аркадина пожертвовала сыном ради любовника. Писателя Тригорина (Игоря Черневича) она любит так, что готова восхищаться его бездарной прозой, согласиться на «менаж де труа» и делить его с Ниночкой Заречной...