«Меньше, чем у голубя!»: как Максакова жутко опозорила знаменитого любовника
Юрий Маляров учился во ВГИКе у самого Алексея Баталова. Еще в студенчестве начал сниматься в кино. Но настоящий успех пришел к нему с дубляжом. Его голос звучит в сотнях фильмов и сериалов: он озвучивал Шифу в «Кунг-фу Панде» и Патрика Стара в «Губке Бобе». А еще 71-летний Юрий Артемович - отличный рассказчик.
- В 1968 году мне стукнуло 14, и папа подарил мне модель самолета Ту-104, - вспоминает Юрий Маляров. - Я был просто в восторге! У нас в семье много авиаторов, так что всегда об этом думал. Но потом занялся самодеятельностью, и меня засосало искусство.
- Легко поступили в театральный?
- Меня сразу взяли и во ВГИК, и в Щуку, и в Школу-студию МХАТ. Все решил Борис Бабочкин, мастер курса во ВГИКе. Он сказал: «Слушай, я не пойму, ты вообще собираешься у нас учиться? Завтра срочно приноси документы». Мне стало неудобно перед таким великим актером, так моя судьба и определилась. Но через год Борис Андреевич умер, и нас взял под свое крыло Алексей Баталов.

- Интересно у него было учиться?
- Очень. Баталов всегда был суперзвездой и красавцем. Но он много чего не сыграл, например, комедийные роли. Ради учеников от съемок отказывался и нам, студентам, такие потрясающие сцены показывал. С утра до ночи каждый день с ним репетировали. Потом желающих до метро на своей машине подвозил. Курс у нас был отличный, но никто не стал медийным. Кто-то рано ушел из жизни, кто-то из профессии, а некоторые спились. Гении тоже пили - Шукшин, Высоцкий, Бурков. Даже Евгений Весник не брезговал, но это ему не мешало. Я был на его выступлении, подошел после и сказал: «Евгений Яковлевич, вы просто отлично играли». - «Юрок, это потому, что у нас был допинг!» - добродушно объяснил он. Но перед глазами были и другие примеры. Актер-великан Роман Филиппов, чей герой в «Джентльменах удачи» густым басом кричал: «Помогите! Хулиганы зрения лишают!» - не мог с этим злом справиться. И умер в 56 лет...
- То есть алкоголь - враг творчества?
- В середине 80-х я снимался в фильме «Сказка о громком барабане». Играл командира красного отряда. А до этого подрабатывал на винном заводе, так что на площадку приехал с 20 литрами вина, которое получил в подарок. Одну огромную бутыль спрятал у звуковиков в надежде вечером немного пригубить. Но не тут-то было. В обед актеры массовых сцен бутыль нашли. И вскоре я понял, что наш отряд понес огромные потери - большинство статистов просто на ногах не стояли. Но режиссер решил снимать отряд со спины. Только я свой монолог произносил на крупном плане, потому что единственный был трезвым.

Предсмертная исповедь
- Юрий Артемович, много писали про наследство Алексея Баталова и супругов Цивина с Дрожжиной, которые якобы пытались на нем нагреть руки.
- При мне Алексей Владимирович никогда их не упоминал. Но Цивина и Дрожжину я часто видел на похоронах коллег, всегда в первых рядах. Я думал, что это близкие всех и каждого. Они мне казались нормальными, приятными людьми. Даже получал от них на телефон милые поздравления. Дрожжину помню еще молодой, она была просто красавицей, когда в 1974-м снималась в музыкальном фильме «Поцелуй Чаниты» у режиссера Евгения Шерстобитова. Многие идут в актеры, но далеко не всем удается сделать карьеру.
Баталов мне как-то сказал перед смертью: «Юра, меня уже почти ничего не радует. Жизнь подходит к концу. Вот машину мне дали, я рад, конечно. Прожил жизнь ярко, но...»
Что происходило у него на душе? Разумеется, он думал о судьбе дочерей. Старшая, от первого брака, Надя, копия папы, была очень общительной. И заходила к нам на занятия. Отец ей говорил: «Что-то ты к нам зачастила, Надюша!» Видно, боялся, что вокруг столько горячих молодых людей. Неясно, почему ей, ее детям и внукам Алексей Владимирович ничего из наследства не оставил. Ведь он любил Надю, это видно было.
А по поводу его конфликта с соседями по даче в Переделкине - вроде Баталов сам помощи у Цивина просил. И еще один момент меня смущал. У нас преподавал брат Алексея Владимировича, Борис Ардов. Он говорил мне: «Я Леше рассказывал, что сижу совсем без денег. И... ничего». То есть Баталов даже пальцем не пошевелил, чтобы помочь ему. Такие вот братья... Я Бориса приглашал на дубляж, но это оказалось совсем не его.

Как справиться со славой
- Сейчас многие проблемы звезд стало модно обсуждать на ток-шоу.
- Только их создатели не учитывают, какие удары наносят героям! Вот, например, история с внебрачным сыном моего хорошего знакомого Спартака Мишулина. Его вдова Валентина так переживала, что у нее случился инсульт. Если бы Спартак хотел, он бы сам познакомил дочь Карину с этим сыном, Тимуром Еремеевым. Но раз этого не сделал, значит, его знакомая женщина родила сына для себя.
Или история про актрису Люсю Гнилову. Ее позвали на ТВ, когда всплыли подробности смерти ее бывшего мужа Саши Соловьева. Того самого «Красавчика» из «Зеленого фургона». Типа Люся его бросила, потому что он пил и в итоге умер. Но на самом деле она столько сил приложила, чтобы он завязал! К наркологу Довженко Сашу отправила лечиться, а там он с актрисой Ириной Печерниковой познакомился. И в итоге к ней ушел, хотя часто возвращался, стоял у Люсиной двери и просил прощения. Гнилова потом встречала Соловьева и Печерникову на Арбате. У обоих были такие пропойные лица, что страшно было подойти. И в чем тут ее вина? Мужики сами часто виноваты перед своими женщинами.
- Есть еще примеры?
- Вот, например, смешная история. В свое время случился роман между Людмилой Максаковой и Вячеславом Шалевичем. Так, вспышка, не более. И вот они играют в одном спектакле. Он - в своей гримерке, она - в соседней. Шалевич не знал, что стенки там тоненькие. И начал хвастаться коллегам: «А вот я вчера с Люсей Максаковой переспал!» Она слышит, окружающие - тоже. И тут Максакова громко говорит: «Елки-палки, хвалится он! А у самого-то - меньше, чем у голубя! Чем там хвалиться-то…»
- Вам ли не знать, что актерам жизненно необходимо внимание окружающих.
- Только у некоторых крышу от популярности сносит. У моего приятеля Владимира Конкина после фильмов «Как закалялась сталь» и «Место встречи изменить нельзя» началась такая звездная болезнь, что он не смог с ней справиться за 45 лет. Хотя больше интересных ролей в кино у него и не было.
Мы с Володей в антрепризе «Свадьба» играли. Так здорово у него генерал получался - может, что-то в нем есть. Но, видно, слишком рано пришла слава… Я еще в конце 70-х у Высоцкого спросил, как в таких случаях поступать. И он мудро ответил: «Юра, просто надо понимать, что это не меня любят, а мою профессию».
- А что-то взамен актеры и певцы должны отдавать?
- Это насколько у кого совести хватит. Я тут узнал, что Ирина Аллегрова сейчас помогает фронту, но тихо-тихо. Помогает реально, а никто об этом не в курсе. У меня племянник сейчас на СВО, а у племянницы муж воевал и вернулся без ноги. Я и сам помогаю бойцам чем могу.

Из комы - к счастью
- Мы с супругой Надюшей вместе почти полвека, с 1978 года, - улыбается Маляров. - Когда служил в армии, попал в десантную часть в ГДР. Там принял присягу и однажды отправился с ребятами на учения по захвату здания. И разбился, два месяца лежал в реанимации без сознания, чудом выжил, память на время потерял. Моим родителям даже сообщили, что я погиб при исполнении служебных обязанностей. А Надя в госпитале работала в буфете. Когда я пришел в себя, она принесла мне поесть, и так начался наш роман. Потом она получила профессию экономиста.
Теперь у нас двое детей и трое внуков. Младшая внучка, Олеся, учится в пятом классе, поет военные песни, хорошо выступает, но, надеюсь, не станет актрисой. Слишком это сложно - надо или талант иметь, или пробивную силу.
*Организация запрещена на территории РФ
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов

