Удивительные парадоксы режиссера Митты
Факт. Каждый из нас смотрел хотя бы один из 20 фильмов, снятых Александром Миттой. Например, историческую мелодраму «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», блокбастер «Экипаж», страшную «Сказку странствий» или сериал «Граница. Таежный роман».
Ленты эти настолько разные, что даже трудно предположить, что снимал их один человек. Собственно, это разнообразие было особенностью режиссера. Он тонко чувствовал рыночные запросы и успевал застолбить нишу хедлайнера раньше конкурентов. За это на него шипели завистники. Называли конъюнктурщиком и человеком без своего почерка. Однако, попав в тренд, Митта никогда не отрабатывал его подчистую.
- Мне неинтересно есть еду, которую однажды уже съели, - объяснял он.
Родился Рабиновичем
Настоящая фамилия киноклассика - Рабинович. Чтобы не вызывать ассоциаций с героем анекдотов, еще совсем молодым Александр Наумович взял интересный псевдоним Митта в честь дальней родни по матери. Это слово на иврите означает «носилки для переноски покойников».
Он родился 28 марта 1933 года в Москве в интеллигентной еврейской семье. Отец был инженером, мама - химиком. Многих родственников репрессировали, мальчику даже пришлось провести несколько лет в интернате. Там он начал рисовать и поступил в художественное училище, а после - окончил инженерно-строительный институт. Причем его наставником был автор первого саркофага для тела Ленина в мавзолее - знаменитый архитектор Константин Мельников.
Какое-то время Митта работал карикатуристом в журнале «Крокодил», пока не поступил во ВГИК в мастерскую Михаила Ромма.
- Если бы я не был режиссером, я стал бы художником, - повторял он.
Кстати
- В своей книге «Кино между адом и раем» Митта вывел формулу успеха. Он учил, что главное - это эмоциональный контакт со зрителем. Эмоции делятся на те, что хотим испытать, и те, что хотим избежать. Если найти баланс, зритель будет твоим.

Футбол на Ленинском
Кинокарьера Митты складывалась на редкость удачно. Первая же полнометражка, дипломная работа «Друг мой, Колька!..» - вышла в прокат. Впоследствии актер Саша Кобозев, сыгравший главного героя, вспоминал, что сниматься у Александра Наумовича было непросто и даже опасно.
Опыта у режиссера было не много, а методы работы оказались жесткими. Например, прямо на оживленном Ленинском проспекте снималась сцена игры в футбол. Мальчишки должны были бить по мячу, а потом бежать за ним вдоль машин. Страховал съемки только гаишник, который время от времени объявлял в рупор:
- Уважаемые автомобилисты, будьте внимательны, сейчас на дорогу выбежит пионер.
Опасная ставка на Проклову
Открытием Митты называли юную Елену Проклову, снявшуюся в фильме «Звонят, откройте дверь» по пьесе Володина. На главную роль пробовались две тысячи девочек, глаз у режиссера замылился. И тогда дедушка Лены, трудившийся вторым режиссером, попросил внучку помочь: выучить текст и читать его во время кастинга. Нет, Леночку, упаси боже, не планировали снимать в кино. Просто она должна была стать девочкой, с которой бы сравнивали новых претенденток.
Проклова очень старалась, и это было оценено. Митте ужасно понравилась послушная, симпатичная школьница, которая делает все, что он скажет. И тогда он прекратил поиски героини. Впоследствии режиссера обвиняли, что он своим авторитетом буквально продавил кандидатуру Прокловой через худсовет. Там ругались, что девочка играет хуже всех, раздражает зрителя, что из-за нее ушел дух володинской пьесы... Не порадовался и дедушка Лены.
- Что вы делаете?! Портите ребенку жизнь, она ведь актрисой все равно не будет! - возмущался он.
Но Митта был неумолим. В итоге фильм получил приз в Венеции. Проклова стала звездой, и предложения одно интереснее другого посыпались с такой скоростью, что она даже посмела отказать своему наставнику. Дело в том, что Митта видел ее в роли стюардессы в своем «Экипаже». Однако Елена проигнорировала приглашение, сославшись на обилие работы в театре. Причем озвучить свой отказ лично режиссеру побоялась и потом несколько лет избегала встреч с Миттой, опасаясь, что тот не удержится и помянет старое.
Маленькая секс-революция
Фильм-катастрофа «Экипаж», вышедший в 1979 году, запомнился многими моментами. В том числе голой Александрой Яковлевой, которая занималась любовью с Леонидом Филатовым. В те годы в советском кино половых актов не снимали. Как делать это - никто не знал. Поэтому Митта подошел к съемке с осторожностью.
- Ну, ребята, постельная сцена. Ты, Александра, голенькая, лежишь сверху на Леониде, а он тоже голенький...
Александра была женщиной свободных нравов. Стянула с себя исподнее, не ломаясь, возлегла обнаженной грудью на партнера, а в перерывах, как вспоминали очевидцы, носилась по павильону «как коза».
- До той сцены Александра уже многим дала - в частности, оператору, осветителю и моему заместителю, - откровенничал директор картины Борис Криштул.
В отличие от коллеги, Филатов оказался стыдлив и раздеваться в кадре отказался наотрез.
- Актеры вообще не возражают, а только обсуждают. И вообще, это непрофессионализм, а ты - актер! - бесился Митта, но продавить Леонида не смог. В итоге в койку с Яковлевой тот лег в джинсах.
Но и в таком виде сцена произвела маленькую секс-революцию: считалось, что советские люди занимаются «этим» только по ночам и под одеялом.
«Экипаж» поставил рекорд по сборам. Его посмотрели 70 млн человек, а на гонорар Митта купил себе большую квартиру в центре.
А вот его коллеги после выхода блокбастера разобиделись. Из-за популярного «Экипажа» из расписания кинотеатров выкидывали другие фильмы.
- Говорят, я перекрыл воздух 16 кинолентам. Но разве я в этом виноват? - разводил руками Александр Наумович.

Рената без границ
Вообще Митта не очень любил снимать эротические сцены. Намеки на что-то сексуальное есть еще в фильме «Гори, гори, моя звезда», однако там все очень пуритански. Но был у режиссера сериал «Граница. Таежный роман», где режиссер засветил настоящий эксклюзив в виде прелестей Ренаты Литвиновой.
Проект постановщик задумал еще в 1997 году как «наш ответ» латиноамериканским мыльным операм и собрал туда ярких актеров, среди которых были и Ольга Будина, и Марат Башаров, и Алексей Гуськов, и Михаил Ефремов, и Андрей Панин.
Рената Литвинова сыграла Альбину Ворон, жену майора - героя Панина. Эта была первая роль актрисы на большом экране, и образ, найденный Миттой, приклеился к ней на всю жизнь. До съемок Литвинова выглядела не столь экзальтированно, да и говорила нормальным голосом. Но в итоге настолько сжилась со своей героиней, что и сама превратилась в Альбину, такую воздушную барышню, что «вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
Несмотря на то что сериал не был лучшим в череде работ Митты, он получил Госпремию. А саундтрек фильма, песня «Ты неси меня, река» на стихи самого Александра Наумовича, стала хитом и прочно вошла в репертуар группы «Любэ».
Фурия в вязаных носках
Александра Наумовича вспоминают как очень хорошего и исключительно порядочного человека. С актрисами не спал, кастинг через постель исключал. Никогда не крал чужие идеи, хотя мог бы. Всю жизнь был верен своей супруге Лиле Майоровой и захирел, когда несколько лет назад она умерла.
Его квартира была местом, где постоянно тусила творческая интеллигенция. Участники посиделок вспоминают, что сам хозяин интересовался абсолютно всем, а по дому не ходил, а скользил, предпочитая обуви вязаные носки.
Тем удивительнее, что этот милый человек в очках и толстых носках во время съемок превращался в злобную фурию.
- Не человек, а Днепрогэс. Миллион вольт. Кричал с утра до вечера, - вспоминал творческий процесс актер Сергей Никоненко.
За Миттой закрепилась слава жесткого, контролирующего режиссера. Он ругался со съемочной группой, заставлял выкладываться на 200 процентов, так что многие актеры отказывались с ним работать.
- Ты что, думаешь, ты Ален Делон? Ты на себя в зеркало посмотри. Кому ты нужен?! - обрушился однажды на того же Никоненко.
А Татьяна Аксюта вспоминала, как во время съемок «Сказки странствий» режиссер заставлял ее скакать по холмам и болотам. В итоге, когда трудные сцены закончились, Митта углядел на шее актрисы маленький крестик, который точно не могла носить героиня.
- Он подбежал ко мне в ярости, схватился за цепочку и так дернул, что она порвалась и звенья полетели в разные стороны, - говорила актриса.
Бывали у режиссера проблемы с писателями. Юрий Бондарев совершенно не пришел в восторг от того, как Митта снял «Горячий снег» по его роману, а Михаил Шолохов, посмотрев, как постановщик экранизировал исторический роман Пушкина «Арап Петра Великого», вообще остервенел и накатал кляузу Брежневу.
- В фильме открыто унижается достоинство русской нации, оплевываются прогрессивные начинания Петра I, осмеиваются русская история и наш народ, - жаловался Шолохов и приписал в заключение, что это кино стало еще одним примером того, как мировой сионизм ведет атаку на русскую культуру.
Обижались на Митту и студенты. Его выводили из себя их глупые вопросы, лень и непонятливость. И Александру Наумовичу ничего не стоило сказать:
- Ты это кино жопой смотрел?
Студенты помалкивали. В гневе мастер был опасен и мог разнести аудиторию в пух и прах.
Несбывшаяся мечта
Три года назад здоровье Митты сильно пошатнулось. Причина тому - смерть любимой супруги, с которой они были вместе много лет. Еще в свою бытность карикатуристом он отбил Лилечку у журналиста «Правды», и, хотя тот не хотел давать развод, влюбленные жили вместе.
Лилия неоднократно спасала жизнь мужа. Однажды во время поездки в Германию у Александра Наумовича остановилось сердце. Жив он тогда остался только благодаря самоотверженности и любви супруги.
- Он был человеком процесса - ему столько дано, но снял он несправедливо мало. А ведь его так переполняло! - сетовала Рената Литвинова.
В 2000-е Митта отошел от съемок. Взялся преподавать кинопостулаты в школе своего имени, воспитал немало режиссеров. Учеником Александра Наумовича считает себя даже Гарик Сукачев. Музыкант заинтересовался режиссурой после того, как Митта снял его в главной роли в фильме «Зазеркалье».
Александр Наумович признавался, что всю жизнь осваивал новые жанры. Делал то, что хотел. Но в итоге не успел главного:
- Всю жизнь я прожил в восхищении Чеховым. Больше всего на свете я жалею, что не успел снять фильм по его произведениям…
*Организация запрещена на территории РФ
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов

