Актриса Наталья Щукина - о Янковском, Купченко, Куценко и своей личной истории: съемки, семья, закулисье

Наталья Щукина
Наталья Щукина
В сентябре заслуженной артистке России Наталье Щукиной исполнится 55 лет. Молодежь знает ее по ролям в сериалах «Отель «Элеон» и «Гранд», дети — по «Чебурашке». А старшее поколение помнит в «Интердевочке». Мне же она больше всего запомнилась по фильмам Эльдара Рязанова: Ляля в «Дорогой Елене Сергеевне» и невеста героя Олега Басилашвили в «Небесах обетованных». Наталья - актриса с многогранным талантом, и беседовать с ней - одно удовольствие.

- Наталья, многим зрителям ваш недавний фильм от киностудии им. Горького «Как я встретил ее маму!» напомнил «Кавказскую пленницу». И правда, у него есть флер старых добрых советских комедий. Сейчас такого кино не хватает?

- Да. Мне самой его не хватает. Я же тоже зритель, хоть и профдеформированный. Хочется больше теплых, добрых картин. Где любовь, где нет боли. Если мы говорим о коммерческом успехе, то, наверное, всегда будет привлекать что-то более яркое и сложносочиненное сюжетно. Но время покажет. Не думаю, что, когда Марк Захаров снимал «Обыкновенное чудо», он не переживал о коммерческом успехе. Тогда вообще об этом никто не размышлял... Мне жалко, что «Как я встретила ее маму!» как-то затерся в прокате. Не было официальной премьеры, не вдохнули в фильм жизнь.

- Снимали его летом в Северной Осетии. Как вам эта чудесная республика?

- Первый раз была на настоящем Кавказе. Невероятная красота! И какие же там люди... Я с восхищением смотрела на артистов, которые приезжали сниматься в массовке. Они стояли на жаре и ни разу не пожаловались. Очень ответственные. У меня есть знакомый осетин, с которым мы одно время вместе учились, а теперь он работает на родине. Не виделись с ним лет тридцать. Его артисты из театра во Владикавказе снимались в нашем фильме. И вот он примчался вместе с ними, просто чтобы угостить меня персиками! Местные жители очень помогали. А когда выдавались выходные, они возили нас в горы. Даже в Кармадонском ущелье, где погиб Сергей Бодров, побывали.

«Наталья
Наталья Щукина в фильме «Как я встретил ее маму!» 

- Долго длилась экспедиция?

- Месяц просидела в Осетии практически безвылазно. Была вынуждена уехать сыграть спектакли, когда начался театральный сезон. Потом вернулась.

Мы постоянно перемещались, не сидели в одной точке. Сами знаете, с воздушным пространством на Кавказе сейчас есть опасности. Поэтому летали не прямыми рейсами, а сложными путями. Проезжали Кабардино-Балкарию, пересекали несколько регионов. По дороге - горные ручьи, лошади, стада коров. Когда бы я еще так попутешествовала?

Каждое утро очень рано выезжали на съемки - в четыре утра, иногда в три. Чтобы все успеть. В горах ведь быстро темнеет - заканчивали смену в пять вечера. Вообще, условия были походные. Иной раз нас привозили на киношном караване, гримировали, а потом пересаживали на специальный транспорт и доставляли к месту съемок. Так как обычная машина пройти в тех местах не могла. И вот мы выходили с девчонками, оглядывали местность и спрашивали: «А где пИсать будем?» Потому что даже кустика не было.

Гуманитарная голова

- Вас ведь не сразу утвердили на роль мамы. Легко относитесь к пробам или обижает, когда приходится ждать: выберут - не выберут?

- Актер - конкурентная профессия, и я к этому отношусь совершенно спокойно. Да и пробы не показатель таланта. Должно много чего совпасть. Допустим, есть три актрисы, которых потенциально хотят в равной степени. Дальше начинают сравнивать их занятость, график. Смотрят вплоть до количества подписчиков в «Инстаграме**» - кто популярнее. А я, например, соцсетями не занимаюсь. Как появился в моей жизни «Отель «Элеон»», так пришлось завести аккаунт. Но вести его не умею. Смотрю, как коллеги это делают, и восхищаюсь. На съемках не расстаются с телефонами: каждую секунду что-то фотографируют, снимают себя на видео. У меня же даже СМС написать времени не хватает. Не работает голова в этом направлении.

- Кстати, получается, на самой студии им. Горького «Как я встретил ее маму!» не снимали?

- Там только репетиции проходили, технические вопросы решали, костюмы примеряли. На киностудии им. Горького я, кстати, снималась в 2000-м - в картине «Приходи на меня посмотреть». За 25 лет, которые прошли с тех пор, изменения там произошли колоссальные. Когда мы снимали, студия представляла собой большой страшный сарай, к сожалению, с советских времен заброшенный. Сейчас периодически бываю на Горького и каждый раз восторгаюсь: у большого творческого гнезда появилось красивое обрамление.

«Влад
Влад Ветров и Наталья Щукина в сериале «Отель Элеон» 

Страдания Ирины Купченко

- «Приходи на меня посмотреть» - первый и единственный режиссерский опыт Олега Янковского. Почему он решил сделать именно эту историю?

- Олег Иванович был человеком про любовь, очень теплым. Устал от чернухи в нашем кино. Ему хотелось снять простую человеческую историю. Вы не представляете, сколько за эти годы я получила отзывов от близких и малознакомых людей. Как картина помогла им, как она спасла их в тяжелые моменты. Например, мои приятели смотрели фильм в эмиграции, когда им было страшно и одиноко. Он их согревал... А я после ухода Олега Ивановича «Приходи на меня посмотреть» не могла смотреть - было не по себе. Так много лет прошло... Теперь другая страна, другие артисты и приоритеты.

- Вы с Янковским работали вместе в «Ленкоме». Он видел только вас в роли Дины?

- Да, но Олег Иванович сказал об этом, когда уже начали снимать. Хотел, чтобы все было по-серьезному. Мне позвонила ассистентка и говорит: «Не могли бы приехать на пробы. Есть такой режиссер - Олег Янковский - он кино собирается снимать». А мы с ним в театре виделись через день, и Олег Иванович ни словом не обмолвился. Я к нему потом подошла: «Вы же меня вчера видели - почему не сказали про съемки?» - «Театр - это театр, а кино - это кино»... Спустя несколько лет мы с Янковским играли в спектакле «Все оплачено», где мне снова досталась роль его мнимой дочери.

«Интердевочка»
Наталья Щукина (слева) в фильме «Интердевочка» 

А на тех съемках у нас сложилась камерная атмосфера. Всей группой были как семья. Вот только Екатерину Васильеву пришлось долго ждать. Она человек глубокой веры и не могла сниматься до Пасхи. А у нас ведь по сюжету зима. Чтобы не терять время, отсняли уличные сцены. Хотя в том году выдались бесснежные январь и февраль. Мы ждали, пока заметет, и дотянули до марта. Пришлось сыпать на улице пену вместо снега. Я, кстати, всегда подобное на экране замечаю, порчу мужу Роме просмотр. Он не из кино - занимается бизнесом. Ворчит, когда указываю на ляпы или искусственность: «Дай, пожалуйста, просто насладиться фильмом!»

- Янковский был жестким режиссером? Мог накричать?

- Олег Иванович ведь и сам находился в кадре, играл главную роль. И в чем-то бразды правления на площадке отдавал оператору-постановщику Михаилу Аграновичу. Они очень гармонично делили территорию. В один из дней снимали сцену, в которой героиня Ирины Купченко должна была быть с тиарой на голове. Выставили свет и камеру на определенную сторону. Долго репетировали. Половина смены ушла. Переставили оборудование на другой кадр. И вдруг кто-то заметил, что Купченко не надела диадему в первой сцене. Все замерли. Полдня впустую потрачено - приготовились к вспышке ярости Олега Ивановича. Было видно, как он подавил в себе желание крушить мебель и декорации. И просто спокойно дал команду: «Быстро переставляем все назад и переснимаем эту сцену».

«Наталья
Наталья Щукина и Александра Захарова в «ленкомовском» спектаккле «Женитьба Фигаро» 

- Даже на Купченко не ругался?

- Что вы! Это ж рабочие моменты. Ирина Петровна, к слову, тогда бросала курить. А я дымила. Поэтому она постоянно «стреляла» у меня сигареты. Сама себе их не покупала. Типичная обманка курильщика: думать, что у тебя не будет сигарет и курить перестанешь. В какой-то момент Купченко стало неловко: «Наташ, давай я куплю пачку и тебе ее отдам, чтобы с чистой совестью «стрелять». - «Так не пойдет, Ирина Петровна. Что я потом буду внукам рассказывать? Что мне Купченко сигареты покупала?!» Все равно купила и отдала... Для Купченко, кстати, специально на время съемок сняли квартирку рядом с киностудией, чтобы она высыпалась.

Обломы Гоши Куценко

- Вы про театр на тот период забыли?

- Олег Иванович отпускал на спектакли. Правда, хмурился. Самое интересное, что из всех артистов я была самая занятая в театре. Они - мэтры - могли себе позволить не играть. А у меня дочь маленькая росла, и имени такого не было…

Спустя 30 лет службы в «Ленкоме» ушла из театра. И прекрасно себя чувствую. Не хочу работать в труппе. Богомолов звал к себе, в Театр на Бронной. Но решила играть в его спектаклях как приглашенный артист. Хотя театр очень люблю. В кино от актера практически ничего не зависит. В театре - наоборот. Вот у Светланы Ходченковой недавно состоялась премьера спектакля. Профессиональная артистка, а вышла в закулисье и потеряла сознание от волнения. Потому что театр - это совсем другое.

«Наталья
Ирина Купченко, Наталья Щукина, Екатерина Васильева и Олег Янковский в фильме «Приходи на меня посмотреть» 

- Супруг все спектакли с вашим участием смотрит?

- Старается. И фильмы, и даже интервью со мной какие-то пересматривает. Мы живем в разных городах. Я в Москве, он - в Питере. Когда скучает - включает кино с моим участием. Сейчас до Питера за четыре часа добраться можно. Поэтому видимся часто. И потом, мы с мужем взрослые люди. Это у молодых расстояние может разрушить отношения. Мне как-то подруга сказала: «Наверное, в этом и заключается секрет вашего долголетнего брака - успеваете соскучиться друг по другу». Мы с Ромой уже 16 лет вместе.

- Вашей дочке Александре 31 год. Кто ее отец?

- Мой первый муж. (Кокетливо улыбается.) Хотя в официальном браке мы не состояли. Он, как и Рома, вел бизнес.

- А Саша чем занимается?

- По моим стопам, слава богу, не пошла. Отучилась на экономиста в Высшей школе экономики. Сейчас в Техасе живет, работает в нефтяной компании. И ее молодой человек там же. Она в отделе продаж, а он - добычи. Оба за компьютером. При этом Саша - очень гуманитарная девочка. Много кино смотрит, читает, обожает театр. Безумно тоскует по театру - в Техасе его вообще нет. Сказала, если получится приехать в этом году в Москву, то будет каждый день ходить в кино и театр.

«Наталья
Наталья Щукина с мужем Романом Раппопортом 

- У вас находится время хотя бы изредка составлять ей компанию?

- Нынешнее лето не хлебосольное в плане съемок. Все коллеги жалуются, что фильмы замораживаются на этапе подготовки. Даже у Гошки Куценко шесть проектов приостановили. С финансированием связано. И у меня заморозили. Прошлым летом играла в двух картинах. Одну из них - «Чебурашка-2» - снимали в Сочи, другую - в Краснодаре. В этом году пока нет съемок. Здоровьем занялась. Спокойно отношусь к подобным периодам. Уже столько кризисов пережила: и 90-е, и пандемию. Ничего не боюсь и не хочу тратить нервы на страх остаться без работы.

Тоска по Диме Марьянову

По-особенному трепетно Щукина относится к фильму Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна». Ляля стала ее второй ролью в кино. И сразу у режиссера-мастодонта. В этой картине актриса снялась со своей первой любовью - Дмитрием Марьяновым. Они учились в одном классе, вместе поступили в институт. Марьянов привел Щукину в «Ленком». Она ждала его из армии. Расстались друзьями.

«Дмитрий
Дмитрий Марьянов и Наталья Щукина в фильме «Дорогая Елена Сергеевна» 

- До последних дней Димы пронесли нашу дружбу, - рассказывает Наталья Юрьевна, сдерживая слезы. - Виделись незадолго до его ухода. Помню, как Лена Ксенофонтова написала мне, что Дима ушел. Не могла поверить. Как? Куда? Зачем? Он был моим крестным братом. Когда нам было по 18, крестились в храме Преподобного Пимена Великого. Он стал свидетелем всех моих жизненных перипетий. Как и я его. Димка - такой светлый человек. До сих пор все по нему тоскуют... Мужчины меньше себя берегут. Я вот сейчас мужа уговариваю пойти к врачу, а он все придумывает отговорки детские.




*Организация запрещена на территории РФ

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов