Не просто режиссерский ход, а необходимость: зачем Михалков добавил черно-белые сцены в фильм «Свой среди чужих»

Михаил Чигарев в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Никита Михалков сильно пожалел, когда начал снимать картину на цветную пленку. Пришлось адаптироваться.

Кинематограф — сфера удивительная. Зачастую бывает так, что съемочный процесс претерпевает многочисленные изменения. То режиссера не устраивает сценарий, то приходится менять актерский состав. Но если в этом случае команда может на что-то повлиять, то бывают ситуации, когда бессильным становится даже самый влиятельный и именитый режиссер. 

Так случилось и с фильмом Никиты Михалкова «Свой среди чужих». Ленту снимали в начале 70-х. Тогда советский кинематограф претерпевал серьезные перемены. В индустрию только-только начала входить цветная пленка. Из-за этого иной раз в процессе работы происходила путаница. Изначально Михалков планировал снять фильм «Свой среди чужих» полностью на импортную пленку Kodak.

Фильм «Свой среди чужих» 

Никита Сергеевич успел проработать большую часть сцен, но практически на финишной прямой плёнка закончилась. Режиссёру пришлось в экстренном порядке делать запрос в надежде, что удастся выбить очередную партию расходного материала. Решить вопрос оперативно не получалось, к тому же, сильно поджимали сроки. Тогда Михалков взялся доснимать фильм на плёнке, которой в Советском Союзе всегда было в избытке. Так, к процессу подключились хорошо знакомые всем чёрно-белые расходники.

Проблема заключалась в том, что как это обычно бывает, сцены фильма снимались не в хронологическом порядке. Вот и вышло, что прорабатывать оставшиеся эпизоды, некоторые из которых планировалось поместить резину картины, «сером» варианте. Впрочем, Никите Сергеевичу удалось преподнести это как своеобразную изюминку.

Фильм «Свой среди чужих» 

Многие даже решили, что режиссёр намеренно пошёл на такой ход, чтобы зашить в картину скрытый смысл. На деле же все было куда более прозаично. Именно чёрно-белые сцены во многом усилили смысл и атмосферу картины. Это один из тех редких случаев, когда серьезные технические проблемы подарили зрителю лучшую версию фильма, о которой изначально не мог мечтать даже сам режиссёр.