В Тбилиси в 92 года умер кинорежиссер Эльдар Шенгелая. Народный артист СССР был одной из главных фигур «золотой эпохи» грузинского кино. А еще первым мужем самой загадочной красавицы актрисы Ариадны Шенгелаи (в девичестве - Шпринк), которой в январе исполнилось 88 лет.
«Грузинским мужчинам свойственна гаремность»
Аристократическая красавица с необычным древнегреческим именем стала популярна в конце 1950-х. И пережила период огромной лучезарной славы. Чтобы стать кумиром миллионов, Ариадне Шенгелае было достаточно ролей Татьяны Лариной в «Евгении Онегине» и Евгении Гранде в одноименном фильме. Или княгини Веры Шеиной в «Гранатовом браслете». Единственное в жизни интервью суперзвезда дала четверть века назад скончавшейся в конце этой весны обозревателю «Экспресс газеты», актрисе и режиссеру Надежде Репиной.
- Вы ведь и замуж вышли, еще учась в институте? - поинтересовалась тогда Репина.
- Действительно, все как-то сразу ко мне пришло: и звездная роль в «Евгении Онегине», и замуж вышла за режиссера Эльдара Шенгелаю, - ответила Ариадна Всеволодовна. - А на втором курсе ВГИКа я под девичьей фамилией Шпринк сыграла первую роль в фильме «Екатерина Воронина». Но я считала, что у мужа и жены все должно быть общим, и фамилия в том числе.
- То есть вы не грузинка?
- Мама - Анна Павловна Любимова - русская. Отец Всеволод Эдуардович Шпринк немецкого происхождения. Его предки приехали из Германии во времена Петра. В 1937-м, когда начались репрессии, папа с семьей переехал в Ташкент, где я и родилась. В том же году родители вернулись в Москву, но отца задержали, объявили «врагом народа», арестовали и сослали в Магадан… Реабилитировали в 55-м.
- Долгое время вы снимались непрерывно, и роли были прекрасные. Получали множество писем от поклонников. Муж ревновал?
- Писали действительно сотни людей. Были и постоянные почитатели. Но время многих отсеяло. Оставались самые преданные, те, которые не требуют ни ответа, ни фотографий с автографами. Они писали долго, годами. Как тот чиновник Желтков из «Гранатового браслета». Но мой муж никогда не ревновал меня к тому, что касалось творчества.
- Вы снимались в его фильмах?
- Да, одна из моих самых любимых ролей - Маргарита в картине «Чудаки». Конечно, я люблю свои классические роли, но и характерные мне тоже нравятся. Например, в 90-е с удовольствием сыграла ведунью, почти Бабу-ягу в фильме-сказке «Волшебный портрет». Я там вся заросшая, с какими-то немыслимыми бровями, с совой на плече.
- Почему вернулись в Москву из Грузии?
- Разошлась с мужем. К сожалению. Хотя он и отец двоих моих детей.
- Разные взгляды на жизнь?
- Можно сказать и так. Хотя в Грузии православие утвердилось раньше, чем в России, грузины по своему менталитету ближе к мусульманам. Им свойственна гаремность. Их не устраивает монобрачие. Мужчины легко возбудимы, у них в крови потребность иметь много женщин. Грузинские жены просто не реагируют на такое поведение мужей. Возможно, в глубине души они и переживают, страдают, но никогда этого не показывают. Я так не могла… Потом у моего бывшего мужа появились другая семья и грузинская жена (искусствовед Нелли Новлинидзе, у них родилась дочка Елена, которая некоторое время назад погибла в автокатастрофе.).
- Как в Москве складывалась жизнь?
- Хотя у меня осталась квартира около Дома кино, построила домик в деревне. С удовольствием копалась в грядках, косила сено. Пришла в штат Киностудии имени Горького, снималась. Жить всем было трудно. Поэтому кто дубляжем занимался, кто с концертами ездил, кто на мизерную пенсию существовал. Одно время я брала учеников, готовила их к поступлению в театральные институты. Поняла, кстати, что могла бы быть неплохим педагогом….
Имей ввиду
- Вторым мужем Ариадны Шенгелаи был Игорь Копченко, актер и мастер дубляжа, который также работал диктором и режиссером на НТВ и «Культуре». Он внезапно умер от сердечного приступа в 2003 году, не дожив до 57.
Смертельный символизм
В последние годы жизни бывший муж Ариадны Всеволодовны, Эльдар Шенгелая, сильно болел и давно не появлялся на публике. Одной из последних с ним пообщалась обозреватель «Экспресс газеты» Анжелика Заозерская.
- Эльдар Николаевич, расскажите о своих знаменитых родителях, брате-режиссере Георгии Шенгелае и его жене, актрисе Софико Чиаурели.
- Мои родители - самоучки в кино. Отец был поэтом левого направления в искусстве и очень дружил с Владимиром Маяковским. Мама Нато Вачнадзе из княжеского рода Андроникашвили, до того как стала звездой немого кино, работала учительницей музыки
Мой папа умер молодым от инфаркта во время войны, 4 января 1942 года. Он тогда был на съемках своего фильма «Он еще вернется», где хотел показать, как сильно советские люди любят свою страну. А мама разбилась на самолете 14 июня 1953 года, ей было 49 лет. Удивительно, что отца не стало недалеко от того селения, где выросла мама. А самолет с мамой упал в том месте, где родился мой отец.
Мама растила нас с братом одна, но она всегда говорила нам: «Папа бы так сделал, папа бы это сказал, папа так думал, папа этого хотел». Так что я не чувствовал себя безотцовщиной. Когда мама погибла, в Грузии объявили национальный траур, и вся страна в прямом смысле ее оплакивала.
- Вы пошли во ВГИК на режиссуру, чтобы продолжить дело отца?
- Сначала я год проучился на инженера, но понял, что это не мое. Вот и пошел во ВГИК. Но прежде чем самому снимать фильмы, я очень много учился, сутками пропадал в библиотеке.
- Как оцениваете картины своего младшего брата Георгия Шенгелаи?
- Последние фильмы брата очень уступают его ранним работам. Георгий был мужем актрисы Софико Чиаурели, с которой познакомился, когда тоже поступал во ВГИК. Очень быстро они поженились, родили двоих детей, а через много лет развелись (говорят, у актрисы случилась любовная связь со знаменитым спортивным комментатором Котэ Махарадзе.). Перед смертью Софико произнесла фразу: «Что же будет с моими Шенгелаями?» Софико очень гордилась родством с моим отцом и мамой. А еще великий Сергей Параджанов считал Софико главной музой.
- Говорят, вы ходили к Эдуарду Шеварднадзе попросить за Параджанова, чтобы ему позволили снимать кино.
- Мы все переживали за Сергея и пошли к Шеварднадзе, первому секретарю ЦК Грузии. Он позвонил в Москву, и оттуда Параджанову разрешили снимать. В те времена художников и кинематографистов уже не сажали в тюрьму, а отправляли либо на Запад, либо в провинцию. Параджанова отправили в родной Тбилиси.
- Комфортно ли вам сегодня в столице Грузии?
- Я тоскую по старому городу, по друзьям. Тбилиси растет, там много больших зданий, и это мешает. Надо сохранить прежний облик города. У нас что-то делают в этом направлении, но не все, что возможно. В Тбилиси уже нет того запаха, той атмосферы, тех отношений между людьми….
Эльдара Шенгелая похоронили в Дидубийском пантеоне в Тбилиси рядом с могилами скульптора Зураба Церетели, кинорежиссера Тенгиза Абуладзе и актрисы Софико Чиаурели.