На днях в Санкт-Петербурге простились с Иваном Краско. Он стал самым первым человеком, который в 1992-м получил звание народного артиста современной России. Долгий творческий и жизненный путь завершился в 94 года. Иван Иванович пережил своего знаменитого сына Андрея Краско на 19 лет и теперь упокоился рядом с ним. А из оставшихся на этом свете шестерых детей мэтра только двое пришли проводить его в последний путь. Не было и последней официальной жены Краско Натальи Шевель. Он удивил всех, когда в 85 женился на студентке моложе себя на 60 лет. Но их брак продлился лишь три года.
От первой супруги Екатерины Ивановой у Краско осталась дочь Галина. Ей 70, она давно на пенсии, живет в родной для Ивана Ивановича деревне Вартемяги под Питером.
Когда не стало мамы, она запретила отцу приезжать на похороны. Об именитом родителе и слышать не хотела, даже сменила отчество. Не смогла забыть былые обиды. Ее папа и мама познакомились, когда Краско был курсантом Балтийского военно-морского училища. Но брак быстро рухнул из-за измен будущего актера.
Хотя Иван кивал на тещу. Та, мол, накрутила дочку, когда из морского офицера, которому прочили отличную карьеру, он дослужился до командира десантного корабля и навсегда сошел на берег, чтобы стать лицедеем.
Вторая жена Ивана Ивановича, учительница Кира Петрова, родила ему сына Андрея, ставшего известным артистом, и дочь Юлю. Супруги прожили больше 40 лет. В 97-м Кира Васильевна сгорела от рака. Краско-старший винил в этом свою страстность: однажды на телевидении он влюбился в девушку, которая таскала кабели за камерой. И она стала матерью его внебрачной дочки Марины. Для Киры это стало трагедией, хотя она и благородно уговорила мужа дать девочке свою фамилию.
После смерти Киры Васильевны у Краско в 2000 году появилась еще одна внебрачная наследница. Ее мать так и не вышла за актера замуж, и они расстались.
А когда ушел из жизни его знаменитый сын, одна из жен Андрея Краско - полька Мириам Александрович, которая родила от него сына Яна, - раскрыла «Экспресс газете» еще одну семейную тайну. Оказывается, при второй супруге у Краско-старшего появилась не одна, а две внебрачные девочки:
- Девушка, о которой я говорю, живет на Украине. Она ровесница моего Яна (появился на свет в 1980-м.). О ней мне рассказала незадолго до смерти Кира Васильевна. Но, как я поняла, папа Андрея не стремился заботиться и об этой своей кровиночке. Мой бывший муж на него обижался, что отец так безответственно себя ведет. Можно даже сказать, что Андрюша в какой-то момент потерял уважение к бате из-за его постоянных любовных похождений.
Отвращение или страсть?
Третьей женой Ивана Ивановича стала художник по костюмам его родного Театра им. Комиссаржевской Наталья Вяль, которая родила ему сыновей Ивана и Федора, несмотря на разницу в возрасте в 47 лет. Через 10 лет их брак распался.
После развода журналисты бестактно спрашивали Вяль, не испытывала ли она брезгливость, ложась с пожилым Иваном Ивановичем в постель. Она ответила, что как художник видела разные тела и для нее морщины и возрастные изменения - это фактура и ценный опыт.
В 2015-м Краско женился на своей студентке Наталье Шевель, которая была уже на 60 лет его моложе. Старик рассказывал о тяжелом детстве избранницы: она была оставлена в роддоме и воспитывалась приемной матерью. А на такие же наглые вопросы о влечении к Ивану Ивановичу девушка отвечала уклончиво, хотя и не скрывала:
- У нас есть секс.
- Подозреваю, что у Наташи был какой-то неприятный в этом смысле опыт, - вступался за избранницу народный артист. - Вполне возможно, что она испытывает какое-то даже отвращение. Психологически.
Одно время две последние жены Краско зарабатывали на жизнь тем, что за крупные гонорары участвовали в телешоу. Сюжеты, как правило, там были выдуманные, и смотреть их можно было только как комедию положений.
- Его старостью пользовались ублюдки и негодяи, делая из него шута, как примерно было с Джигарханяном, а я историю с Арменом Борисовичем знаю, так сказать, более обстоятельно, чем широкая публика, - констатировал маститый журналист Кирилл Шулика. - На Краско, как и Джигарханяне, ловили хайп молодые жены, подонковатые директора, так называемые друзья. Он был в хорошей форме, но старость есть старость, люди становятся внушаемыми и не могут сопротивляться напору. К сожалению, не нашлось тех, кто бы это все остановил. И очень жаль... А был бы жив сын, уверен, ничего бы этого не случилось…
В мундире с погонами
На похоронах Ивана Краско было много народу: коллеги, друзья, поклонники. Но жены актера траурную церемонию проигнорировали. Дочки тоже. Юлия, например, давно живет в Польше, Мария - в Штатах. Была разве что Наталья Вяль с фиолетовыми волосами и двумя сыновьями. Она совсем не плакала, в отличие от сиделки Дарьи Пашковой. Та ухаживала за Краско до самого конца.
- Мне все равно, что про меня говорили, - горько рыдая, призналась 30-летняя женщина. - Писали, что я молодая жена и что-то еще. Я знаю правду. Я сиделка, помощница по быту. И все. Но за эти годы он стал мне как дедушка, как часть семьи. Просил называть его Ванечка.
Анастасия Мельникова, давняя подруга Краско, тоже не смогла сдержать слез. Актриса и депутат питерского загсобрания поблагодарила Бога за возможность быть рядом с легендарным коллегой:
- Мы - счастливые люди, много лет он окружал нас собой. Каждый раз за кулисами ты понимал, что ты нужен, интересен дяде Ване. С каждым днем нам будет тяжелее. Но каждый из нас будет чувствовать его поддерживающий взгляд.
Звезда серила «Улицы разбитых фонарей» несколько лет сражалась с тяжелым заболеванием и сильно располнела. О своей болезни Мельникова рассказала только после того как поклонники заметили изменения в ее внешности. Оказалось, актриса проходила гормональную терапию, перенесла операции и одно время передвигалась в инвалидной коляске.
Краско завещал положить себя в гроб в форме морского офицера. И его волю выполнили.
- Ванька был настоящим гражданином Ленинграда, - сказал ровесник Краско, народный артист Георгий Штиль. - Он с отличием закончил военно-морской университет, стал там старостой курса, а потом и всего нашего города.
Иван Иванович упокоился на кладбище в поселке Комарово рядом с сыном Андреем. По соседству могилы многих выдающих личностей, в том числе Анны Ахматовой.
После того как актера похоронили, из-за спин людей, которые пришли попрощаться, неожиданно раздался сильный хлопок. Полицейские потом объяснили, что это не хулиганство, а часть ритуала для бывших военных. Хотя по правилам, на похоронах полагается сделать три выстрела, и тот, кто стреляет, должен стоять прямо у могилы. Но в этот раз пальнули в воздух лишь раз, словно поставив точку, а не многоточие в непростой жизни усопшего.
Источник фото: Личный архив,Alexey Belkin / news.ru / Global Look Press,Александр Глуз, Тимур Ханов / «КП»